Самой известной из рода Черкасских была Марианна Борисовна Черкасская, родившаяся в 1876 году. Она оставила заметный след в дореволюционном оперном искусстве. Ее удивительно красивое драматическое сопрано - сильное, сочное - большого диапазона, с ярко выраженными «металлическими» верхами мало кого оставляло равнодушным. Черкасская умела заставить звучать свой голос то тихо, то нежно даже в высоком регистре. Мало кто в те годы обладал уникальной техникой пения, позволявшей исполнять самые разные партии сопранового репертуара — от воздушных героинь до женщин-воительниц.
Отучившись в Смольном институте благородных девиц, княжна Марианна Черкасская пошла оттачивать мастерство пения в Петербургскую консерваторию. Ей повезло и она стала ученицей знаменитой певицы и педагога Каролины Людвиговны Ферни-Джиральдони. В 1900 году, благодаря протекции главного дирижера Мариинского театра, она дебютировала в партии Татьяны из «Евгения Онегина» П. Чайковского. Марианна продемонстрировала не только прекрасный голос, но и огромный драматический талант.
Партия Тамары из «Демона» А. Г. Рубинштейна долгое время была одной из ярких и эмоциональных. На счету у Черкасской были ведущие оперные партии Мариинского театра. Ее голосом пели героини произведений Глинки, Чайковского, Бородина и многих других. Лиза из «Пиковой дамы», Горислава из «Руслана и Людмилы».
1907 год стал для Черкасской особенным. Она приняла участие в Парижских «Русских сезонах» устроенных самим Сергеем Дягилевым. Талантливейшие художники и музыканты, композиторы и хореографы, во главе с Дягилевым реформировали искусство конца ХIX начало ХХ века.
И Марианне Черкасской довелось выступать с лучшими виртуозами - Ф. Шаляпиным, Е. Збруевым, Е. Петренко, Д. Смирновой, В. Касторским, пианистом И. Гофманом, венгерским дирижером А. Никишем. Публика ей рукоплескала.
Автор оперы «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А.Римский-Корсаков, обычно корректный и молчаливый, был так растроган исполнением Марианной Черкасской партии святой Февронии, что после подошел и поцеловал ей руку. Только голос большого диапазона мог преодолеть высокую тесситуру этой партии.
Судьба была милостива к Марианне. В 1909 году певица не просто блистательно выступила на сцене миланского театра La Scala с партией Брунгильды, но и получила теплый прием искушенной итальянской публики. Именно эта партия из тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» стала визитной карточкой Марианны Черкасской. Уникальный случай, но только Черкасская пела партию Брунгильды и в «Валькирии», и в «Зигфриде» и в «Закате богов».
Она пела с известными дирижерами начала двадцатого века — чехом Эдуардом Направником, венгром Артуром Никишем, англичанином Альбертом Коутсом, австрийцем Феликсом Мотлем. Не редко ее партнером в операх Вагнера был знаменитый лирический тенор, драматический актер Иван Ершов. Франкская королева Брунгильда в исполнении Черкасской соперничала с Брунгильдой самой Фелией Литвин, обладательницей драматического сопрано.
«Черкасская прекрасна, когда она взмахивает с дикой удалью копьем, гордо закидывает голову в сверкающем шлеме, между тем как из ее груди вырывается с мощным ликованием боевой клич, в котором оригинальное звуковое построение Вагнера как бы шутя достается ей.» (критик Свириденко)
Княжна Марианна была на пике своей карьеры, когда внезапный слом привычного строя большевиками и новая власть коренным образом изменили не только жизнь страны, но и ее жизнь тоже. Звездное имя, принесшее ей европейскую известность, спасло ее от репрессий.
Поздней осенью 1918 года, в небольшом частном зале был дан прощальный концерт для самых верных друзей и поклонников. А после, Марианна Борисовна вместе с сыном Алексеем покинула Россию. Ее супруг, Николай Осипович Палечек, товарищ министра народного просвещения в правительстве А. В. Колчака, один из основателей Пермского университета, остался в Петрограде. (В 1937 году, вместе с другими высокопоставленными чиновниками колчаковского режима был репрессирован и расстрелян.)
Дороги привели Марианну Черкасскую в Сибирь и на Дальний Восток. Из Владивостока княжна Черкасская отправилась в Харбин. Почему именно Харбин? Да потому что этот небольшой городок на манчжурском участке Транссибирской магистрали был центром белой эмиграции. По данным архивов, более 100 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине в результате революции и переворота. Солдаты и офицеры, служащие временных правительств Сибири и Дальнего Востока, цвет интеллигенции и самые обычные люди. Харбин был самым многочисленным русским населением за пределами империи.
Как многие соотечественники, Марианна Черкасская через океан добралась до Соединенных Штатов. А спустя некоторое время перебралась в Европу - певица оказалась в Греции. Там она много пела, в том числе и в грандиозной постановке «Аида» в Афинах — партию эфиопской принцессы, ставшей волею судьбы рабыней.
В поисках работы, Марианне Черкасской пришлось сменить много стран и городов - Греция, Египет, Индия, Сингапур, Китай, Япония, США, Бразилия, Аргентина. Ей довелось проехать по всему миру с концертами, помогавшими решать материальные проблемы.
Центрами эмиграции начиная с 1919 года были Берлин, Париж, Белград, Рига, София, Харбин, Шанхай. Удивительно, но поселиться во Франции, в самом Париже — главном центре эмиграции, Марианне Черкасской не удалось. А ведь там тогда нашли пристанище многие известные русские эмигранты. Но зато она получила приглашение гастролировать по Литве и Латвии.
В середине холодной зимы 1926 года певица приехала в Ригу. Это был город, где все-все напоминало ей о спокойствии прежней жизни. Здесь, в Латвии она встретила бывших коллег по сцене — Дмитрия Смирнова, Лидию Липковскую, Федора Шаляпина. А еще в Риге была публика, которая помнила Черкасскую в зените славы.
Первое выступление Марианны Черкасскойв столице Латвии состоялось 13 февраля 1926 года на сцене Латышской национальной оперы. Это была большая опера в пяти актах Джакомо Мейербера «Гугеноты». А уже через неделю она исполнила партию Лизы из «Пиковой дамы» Петра Ильича Чайковского. Ну, а в дальнейшем, в ее сольные концерты были включены произведения известных латышских композиторов Язепса Витолса, Эмила Дарзиня и Яниса Мединьша.
В двадцатые годы, Марианна Черкасская, будучи примой Латышской оперы, успешно гастролировала по Италии, концертировала и преподавала. Очень насыщенным стал для нее 1927 год. Он начался сольными концертами в больших городах, таких как Даугавпилс, Рига и Таллин, а завершился совместным выступлением с Дмитрием Смирновым, русским оперным певцом. Их голоса звучали в зале Национальной оперы. Успех выступлений был ошеломляющим. Именно он и воодушевил певицу. У нее возникает идея отметить свою юбилейную дату - 25-летие творчества. Рижское общество горячо отозвалось - бесконечные вызовы и поклоны после спектакля не прекращались. Черкасская была усыпана цветами. Со сцены оглашались поздравительные телеграммы из многих городов, приветствия со всех концов света. Примечательно, что рядом с именем Марианны Черкасской, впервые с латышской афиши, зазвучало новое имя: «Певец Алексей Черкасский-Палечек». Это был ни кто иной как сын Марианны Борисовны. «Орлица и орленок» - так восторженно писали все газеты о Черкасских.
Даже будучи беженкой, Марианна Черкасская находила время и деньги на благотворительность. Больших сумм у нее никогда не было, но имелись в наличии имя и голос. К примеру, на предложение принять участие в благотворительном концерте для пополнения счета на оплату колоколов для Кафедрального собора Рождества Христова в Риге она, не раздумывая, согласилась.
Любопытный факт, характеризующий М. Б. Черкасскую с политической стороны и имеющий документальное подтверждение, стал известен широкой публике не так давно. Он относится к трагической гибели в Иркутске от рук большевиков Верховного правителя России - адмирала А. В. Колчака. Вот что писала одна из газет в 1920 году: «Во Владивостоке произошло событие, вызвавшее большой интерес местной прессы. Гастролировавшая в городе артистка Мариинского театра Мария (Мариана) Черкасская опубликовала в газетах Владивостока вызов на дуэль генералу Жанену, который предал Колчака, что и закончилось иркутской трагедией. Генерал Морис Жанен вызова очаровательной дамы не принял: он не привык к поединкам с женщинами...»
В последние годы Марианна Черкасская занималась вокально-педагогической деятельностью. Доподлинно известно, что Марианна занималась бесплатно с ученицами, которым нечем было платить, но имелся талант и стремление учиться. Некогда известнейшая звезда Мариинского театра старалась думать о судьбе каждой из своих подопечных. А доказательством этому служит архивное письмо главному режиссеру и художественному руководителю латышского театра «Дайлес» Эдуарду Смильгису, с которым не была знакома лично, но у которого все же похлопотала о сценической судьбе одной из своих учениц. Как можно судить по положительному решению Смигельса, в Риге ее авторитет как педагога по вокалу был на достаточно высоком уровне. Следует также упомянуть, что у Марианны Черкасской после окончания консерватории совершенствовались некоторые рижские певицы. Среди которых — Луция Валдмане-Тейхмане и Ольга Витолиня.
Не удивительно, что самый близкий круг общения Марианны Черкасской в Рижской диаспоре большей частью состоял из русских эмигрантов, среди которых были и бывшие петербургские певицы (певица и музыкальный педагог Наталия Ирецкая) и профессора Петербургской и Латвийской консерваторий (Анна Жеребцова-Андреева). Марианна Черкасская общалась также с подругами по Смольному институту благородных девиц. Среди них была известная рижская общественная деятельница Н. В. Шмелинг и настоятельница Свято-Троицкого Сергиева монастыря - мать Евгения.
В начале января 1934 года: Марианна Черкасская тяжело заболевает — гнойное воспаление аппендицита. Известный рижский хирург, основатель Второй Рижской медицинской школы Паул Страдынь успешно проводит операцию. По прогнозам казалось, что Черкасская на пути к выздоровлению. А через несколько дней в газетах появляется печальное сообщение: «11 января Марианна Борисовна Черкасская внезапно почувствовала себя плохо, успела сказать об этом врачам, а через несколько минут ее не стало. Диагноз - паралич сердца. Отпевание в Свято-Троицком монастыре.»
Муж Марианны Черкасской - Николай Осипович Палечек - по-прежнему жил в Петербурге-Ленинграде, а сын Алексей пробивал себе сценический путь в Америке. Ему успели сообщить о болезни матери. В ответ пришла сухая Нью-Йоркская телеграмма: “Храни Господь. Твой Леша”. Телеграмму положили во гроб Черкасской.
Современные искусствоведы ставят Мариану Черкасскую в ряд “крупнейших мастеров оперного искусства” начала XX века.
Биографическое расследование - «А была ли княгиня?»
При анализе биографии оперной дивы, как само собой разумеющееся, возник вопрос — а были ли у Марианны Черкасской родственники (раз указывают ее княжной, потомком кабардинского рода). Кто они, кем служили, что имели, куда эмигрировали?
Небольшое расследование началось с поиска ее родителей, о которых было вскользь и довольно скудно указано в некоторых источниках. http://www.rgfond.ru/person/13260
Отец - Борис Алексеевич Черкасский (18 мая 1842 - 1 сентября 1911), князь, титулярный советник. Похоронен - Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург.
Мать — Клеопатра Петровна (22.10.1848 – 1913).
Сын - Алексей Борисович (14.12.1873 — 13.11.1899). Потомок кабардинских князей. Окончил Морской кадетский корпус. Умер в Константинополе, похоронен в Севастополе.
Любовь Борисовна Черкасская (1875-1904)
и приписка:
Марианна Борисовна Черкасская (1876-1934).
Сопоставив годы рождения и смерти членов семьи Черкасских, можно сделать вывод, что ко времени появления Княгини Марианны Черкасской в 1918 году на сцене Мариинского оперного театра никого из родных княгини уже не было в живых. В принципе, не удивительно. Но все же, подозрительно. Никого - кто смог бы подтвердить ее благородное происхождение.
Поиски привели к письму некоего Черкасского Д.Б. К Пешковой Е.П. В в ОСО НКВД (http://pkk.memo.ru/letters_pdf/002697.pdf), в котором указывалось, что Черкасская Клеопатра Петровна вышедшая замуж за князя Бориса Алексеевича Черкасского, занималась воспитанием сына Дмитрия. А 25 марта 1935 года была выслана с сыном Дмитрием в Челкар Актюбинской области на 5 лет. (Странно, но по данным источника выше указана смерь княгини Черкасской Клеопатры в 1913 году!) Черкасский Дмитрий Борисович, родившийся в 1877 в Санкт- Петербурге, был сыном князя Черкасского Бориса Алексеевича и тоже выслан в Челкар Актюбинской области на 5 лет .
Удивительно, но про сестру Дмитрия - княгиню, оперную диву, нигде не упоминается. Также как и в биографических архивах Марианны ничего не говорится про брата Дмитрия.
История стала запутанней и интересней.
Все до единой ссылки указывают, что Марианна Черкасская училась в Смольном институте благородных девиц. Согласно Википедии, этот институт был основан 24 апреля (5 мая)1764 года по инициативе И.И.Бецкого, в соответствии с указом Екатериной Второй. Первоначально он назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц» и должен был «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». В «Списке воспитанниц Смольного Института благородных девиц» начиная с 1876 года (рождения Марианны) до 1900 и дальше, нет выпускницы с таким именем и фамилией.
Как так? Возможно, она окончила не сам Смольный институт благородных девиц, а отделение «для мещанских девиц» (не дворянских сословий, кроме крепостных крестьян)? Тем более, что кое-где упоминалось, о нежелании Марианны идти в гувернантки: «Однако судьба гувернантки ее не прельщала, поэтому после окончания классов она поступила в Петербургскую консерваторию...». (http://xn—80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-primadonna-mariya-cherkasskaya.shtml).
Откуда прекрасное знание иностранных языков, так необходимое оперной певице, возникает вопрос? Но и он находит ответ: «Известно, что Императрица сначала отменила обучение мещанок иностранным языкам, но, заметив, что многие из выпускниц становятся гувернантками, повелела вновь ввести преподавание французского и немецкого языков...» (Википедия).