Найти в Дзене
Zali Lukozh

Брунгильда оперной сцены - Марианна Черкасская

Самой известной из рода Черкасских была Марианна Борисовна Черкасская, родившаяся в 1876 году. Она оставила заметный след в дореволюционном оперном искусстве. Ее удивительно красивое драматическое сопрано - сильное, сочное - большого диапазона, с ярко выраженными «металлическими» верхами мало кого оставляло равнодушным. Черкасская умела заставить звучать свой голос то тихо, то нежно даже в высоком регистре. Мало кто в те годы обладал уникальной техникой пения, позволявшей исполнять самые разные партии сопранового репертуара — от воздушных героинь до женщин-воительниц. Отучившись в Смольном институте благородных девиц, княжна Марианна Черкасская пошла оттачивать мастерство пения в Петербургскую консерваторию. Ей повезло и она стала ученицей знаменитой певицы и педагога Каролины Людвиговны Ферни-Джиральдони. В 1900 году, благодаря протекции главного дирижера Мариинского театра, она дебютировала в партии Татьяны из «Евгения Онегина» П. Чайковского. Марианна продемонстрировала не тол

Самой известной из рода Черкасских была Марианна Борисовна Черкасская, родившаяся в 1876 году. Она оставила заметный след в дореволюционном оперном искусстве. Ее удивительно красивое драматическое сопрано - сильное, сочное - большого диапазона, с ярко выраженными «металлическими» верхами мало кого оставляло равнодушным. Черкасская умела заставить звучать свой голос то тихо, то нежно даже в высоком регистре. Мало кто в те годы обладал уникальной техникой пения, позволявшей исполнять самые разные партии сопранового репертуара — от воздушных героинь до женщин-воительниц.

фото из интернета
фото из интернета

Отучившись в Смольном институте благородных девиц, княжна Марианна Черкасская пошла оттачивать мастерство пения в Петербургскую консерваторию. Ей повезло и она стала ученицей знаменитой певицы и педагога Каролины Людвиговны Ферни-Джиральдони. В 1900 году, благодаря протекции главного дирижера Мариинского театра, она дебютировала в партии Татьяны из «Евгения Онегина» П. Чайковского. Марианна продемонстрировала не только прекрасный голос, но и огромный драматический талант.

Партия Тамары из «Демона» А. Г. Рубинштейна долгое время была одной из ярких и эмоциональных. На счету у Черкасской были ведущие оперные партии Мариинского театра. Ее голосом пели героини произведений Глинки, Чайковского, Бородина и многих других. Лиза из «Пиковой дамы», Горислава из «Руслана и Людмилы».

"Пиковая дама" ; https://www.kino-teatr.ru
"Пиковая дама" ; https://www.kino-teatr.ru

1907 год стал для Черкасской особенным. Она приняла участие в Парижских «Русских сезонах» устроенных самим Сергеем Дягилевым. Талантливейшие художники и музыканты, композиторы и хореографы, во главе с Дягилевым реформировали искусство конца ХIX начало ХХ века.

И Марианне Черкасской довелось выступать с лучшими виртуозами - Ф. Шаляпиным, Е. Збруевым, Е. Петренко, Д. Смирновой, В. Касторским, пианистом И. Гофманом, венгерским дирижером А. Никишем. Публика ей рукоплескала.

Автор оперы «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А.Римский-Корсаков, обычно корректный и молчаливый, был так растроган исполнением Марианной Черкасской партии святой Февронии, что после подошел и поцеловал ей руку. Только голос большого диапазона мог преодолеть высокую тесситуру этой партии.

Опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"; фото из интернета
Опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"; фото из интернета

Судьба была милостива к Марианне. В 1909 году певица не просто блистательно выступила на сцене миланского театра La Scala с партией Брунгильды, но и получила теплый прием искушенной итальянской публики. Именно эта партия из тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» стала визитной карточкой Марианны Черкасской. Уникальный случай, но только Черкасская пела партию Брунгильды и в «Валькирии», и в «Зигфриде» и в «Закате богов».

фото из интернета
фото из интернета

Она пела с известными дирижерами начала двадцатого века — чехом Эдуардом Направником, венгром Артуром Никишем, англичанином Альбертом Коутсом, австрийцем Феликсом Мотлем. Не редко ее партнером в операх Вагнера был знаменитый лирический тенор, драматический актер Иван Ершов. Франкская королева Брунгильда в исполнении Черкасской соперничала с Брунгильдой самой Фелией Литвин, обладательницей драматического сопрано.

«Черкасская прекрасна, когда она взмахивает с дикой удалью копьем, гордо закидывает голову в сверкающем шлеме, между тем как из ее груди вырывается с мощным ликованием боевой клич, в котором оригинальное звуковое построение Вагнера как бы шутя достается ей.» (критик Свириденко)

фото из интернета
фото из интернета

Княжна Марианна была на пике своей карьеры, когда внезапный слом привычного строя большевиками и новая власть коренным образом изменили не только жизнь страны, но и ее жизнь тоже. Звездное имя, принесшее ей европейскую известность, спасло ее от репрессий.

Поздней осенью 1918 года, в небольшом частном зале был дан прощальный концерт для самых верных друзей и поклонников. А после, Марианна Борисовна вместе с сыном Алексеем покинула Россию. Ее супруг, Николай Осипович Палечек, товарищ министра народного просвещения в правительстве А. В. Колчака, один из основателей Пермского университета, остался в Петрограде. (В 1937 году, вместе с другими высокопоставленными чиновниками колчаковского режима был репрессирован и расстрелян.)

Дороги привели Марианну Черкасскую в Сибирь и на Дальний Восток. Из Владивостока княжна Черкасская отправилась в Харбин. Почему именно Харбин? Да потому что этот небольшой городок на манчжурском участке Транссибирской магистрали был центром белой эмиграции. По данным архивов, более 100 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине в результате революции и переворота. Солдаты и офицеры, служащие временных правительств Сибири и Дальнего Востока, цвет интеллигенции и самые обычные люди. Харбин был самым многочисленным русским населением за пределами империи.

Как многие соотечественники, Марианна Черкасская через океан добралась до Соединенных Штатов. А спустя некоторое время перебралась в Европу - певица оказалась в Греции. Там она много пела, в том числе и в грандиозной постановке «Аида» в Афинах — партию эфиопской принцессы, ставшей волею судьбы рабыней.

Опера "Аида". Фото из интернета
Опера "Аида". Фото из интернета

В поисках работы, Марианне Черкасской пришлось сменить много стран и городов - Греция, Египет, Индия, Сингапур, Китай, Япония, США, Бразилия, Аргентина. Ей довелось проехать по всему миру с концертами, помогавшими решать материальные проблемы.

Центрами эмиграции начиная с 1919 года были Берлин, Париж, Белград, Рига, София, Харбин, Шанхай. Удивительно, но поселиться во Франции, в самом Париже — главном центре эмиграции, Марианне Черкасской не удалось. А ведь там тогда нашли пристанище многие известные русские эмигранты. Но зато она получила приглашение гастролировать по Литве и Латвии.

В середине холодной зимы 1926 года певица приехала в Ригу. Это был город, где все-все напоминало ей о спокойствии прежней жизни. Здесь, в Латвии она встретила бывших коллег по сцене — Дмитрия Смирнова, Лидию Липковскую, Федора Шаляпина. А еще в Риге была публика, которая помнила Черкасскую в зените славы.

Первое выступление Марианны Черкасскойв столице Латвии состоялось 13 февраля 1926 года на сцене Латышской национальной оперы. Это была большая опера в пяти актах Джакомо Мейербера «Гугеноты». А уже через неделю она исполнила партию Лизы из «Пиковой дамы» Петра Ильича Чайковского. Ну, а в дальнейшем, в ее сольные концерты были включены произведения известных латышских композиторов Язепса Витолса, Эмила Дарзиня и Яниса Мединьша.

В двадцатые годы, Марианна Черкасская, будучи примой Латышской оперы, успешно гастролировала по Италии, концертировала и преподавала. Очень насыщенным стал для нее 1927 год. Он начался сольными концертами в больших городах, таких как Даугавпилс, Рига и Таллин, а завершился совместным выступлением с Дмитрием Смирновым, русским оперным певцом. Их голоса звучали в зале Национальной оперы. Успех выступлений был ошеломляющим. Именно он и воодушевил певицу. У нее возникает идея отметить свою юбилейную дату - 25-летие творчества. Рижское общество горячо отозвалось - бесконечные вызовы и поклоны после спектакля не прекращались. Черкасская была усыпана цветами. Со сцены оглашались поздравительные телеграммы из многих городов, приветствия со всех концов света. Примечательно, что рядом с именем Марианны Черкасской, впервые с латышской афиши, зазвучало новое имя: «Певец Алексей Черкасский-Палечек». Это был ни кто иной как сын Марианны Борисовны. «Орлица и орленок» - так восторженно писали все газеты о Черкасских.

фото из интернета
фото из интернета

Даже будучи беженкой, Марианна Черкасская находила время и деньги на благотворительность. Больших сумм у нее никогда не было, но имелись в наличии имя и голос. К примеру, на предложение принять участие в благотворительном концерте для пополнения счета на оплату колоколов для Кафедрального собора Рождества Христова в Риге она, не раздумывая, согласилась.

Любопытный факт, характеризующий М. Б. Черкасскую с политической стороны и имеющий документальное подтверждение, стал известен широкой публике не так давно. Он относится к трагической гибели в Иркутске от рук большевиков Верховного правителя России - адмирала А. В. Колчака. Вот что писала одна из газет в 1920 году: «Во Владивостоке произошло событие, вызвавшее большой интерес местной прессы. Гастролировавшая в городе артистка Мариинского театра Мария (Мариана) Черкасская опубликовала в газетах Владивостока вызов на дуэль генералу Жанену, который предал Колчака, что и закончилось иркутской трагедией. Генерал Морис Жанен вызова очаровательной дамы не принял: он не привык к поединкам с женщинами...»

В последние годы Марианна Черкасская занималась вокально-педагогической деятельностью. Доподлинно известно, что Марианна занималась бесплатно с ученицами, которым нечем было платить, но имелся талант и стремление учиться. Некогда известнейшая звезда Мариинского театра старалась думать о судьбе каждой из своих подопечных. А доказательством этому служит архивное письмо главному режиссеру и художественному руководителю латышского театра «Дайлес» Эдуарду Смильгису, с которым не была знакома лично, но у которого все же похлопотала о сценической судьбе одной из своих учениц. Как можно судить по положительному решению Смигельса, в Риге ее авторитет как педагога по вокалу был на достаточно высоком уровне. Следует также упомянуть, что у Марианны Черкасской после окончания консерватории совершенствовались некоторые рижские певицы. Среди которых — Луция Валдмане-Тейхмане и Ольга Витолиня.

фото из интернета
фото из интернета

Не удивительно, что самый близкий круг общения Марианны Черкасской в Рижской диаспоре большей частью состоял из русских эмигрантов, среди которых были и бывшие петербургские певицы (певица и музыкальный педагог Наталия Ирецкая) и профессора Петербургской и Латвийской консерваторий (Анна Жеребцова-Андреева). Марианна Черкасская общалась также с подругами по Смольному институту благородных девиц. Среди них была известная рижская общественная деятельница Н. В. Шмелинг и настоятельница Свято-Троицкого Сергиева монастыря - мать Евгения.

В начале января 1934 года: Марианна Черкасская тяжело заболевает — гнойное воспаление аппендицита. Известный рижский хирург, основатель Второй Рижской медицинской школы Паул Страдынь успешно проводит операцию. По прогнозам казалось, что Черкасская на пути к выздоровлению. А через несколько дней в газетах появляется печальное сообщение: «11 января Марианна Борисовна Черкасская внезапно почувствовала себя плохо, успела сказать об этом врачам, а через несколько минут ее не стало. Диагноз - паралич сердца. Отпевание в Свято-Троицком монастыре.»

фото из интернета
фото из интернета

Муж Марианны Черкасской - Николай Осипович Палечек - по-прежнему жил в Петербурге-Ленинграде, а сын Алексей пробивал себе сценический путь в Америке. Ему успели сообщить о болезни матери. В ответ пришла сухая Нью-Йоркская телеграмма: “Храни Господь. Твой Леша”. Телеграмму положили во гроб Черкасской.

Современные искусствоведы ставят Мариану Черкасскую в ряд “крупнейших мастеров оперного искусства” начала XX века.

Биографическое расследование - «А была ли княгиня?»

При анализе биографии оперной дивы, как само собой разумеющееся, возник вопрос — а были ли у Марианны Черкасской родственники (раз указывают ее княжной, потомком кабардинского рода). Кто они, кем служили, что имели, куда эмигрировали?

Небольшое расследование началось с поиска ее родителей, о которых было вскользь и довольно скудно указано в некоторых источниках. http://www.rgfond.ru/person/13260

Отец - Борис Алексеевич Черкасский (18 мая 1842 - 1 сентября 1911), князь, титулярный советник. Похоронен - Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург.

Мать — Клеопатра Петровна (22.10.1848 – 1913).

Сын - Алексей Борисович (14.12.1873 — 13.11.1899). Потомок кабардинских князей. Окончил Морской кадетский корпус. Умер в Константинополе, похоронен в Севастополе.

Любовь Борисовна Черкасская (1875-1904)

и приписка:

Марианна Борисовна Черкасская (1876-1934).

Сопоставив годы рождения и смерти членов семьи Черкасских, можно сделать вывод, что ко времени появления Княгини Марианны Черкасской в 1918 году на сцене Мариинского оперного театра никого из родных княгини уже не было в живых. В принципе, не удивительно. Но все же, подозрительно. Никого - кто смог бы подтвердить ее благородное происхождение.

Поиски привели к письму некоего Черкасского Д.Б. К Пешковой Е.П. В в ОСО НКВД (http://pkk.memo.ru/letters_pdf/002697.pdf), в котором указывалось, что Черкасская Клеопатра Петровна вышедшая замуж за князя Бориса Алексеевича Черкасского, занималась воспитанием сына Дмитрия. А 25 марта 1935 года была выслана с сыном Дмитрием в Челкар Актюбинской области на 5 лет. (Странно, но по данным источника выше указана смерь княгини Черкасской Клеопатры в 1913 году!) Черкасский Дмитрий Борисович, родившийся в 1877 в Санкт- Петербурге, был сыном князя Черкасского Бориса Алексеевича и тоже выслан в Челкар Актюбинской области на 5 лет .

Удивительно, но про сестру Дмитрия - княгиню, оперную диву, нигде не упоминается. Также как и в биографических архивах Марианны ничего не говорится про брата Дмитрия.

История стала запутанней и интересней.

Все до единой ссылки указывают, что Марианна Черкасская училась в Смольном институте благородных девиц. Согласно Википедии, этот институт был основан 24 апреля (5 мая)1764 года по инициативе И.И.Бецкого, в соответствии с указом Екатериной Второй. Первоначально он назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц» и должен был «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». В «Списке воспитанниц Смольного Института благородных девиц» начиная с 1876 года (рождения Марианны) до 1900 и дальше, нет выпускницы с таким именем и фамилией.

Смольный институт благородных девиц; фото из интернета
Смольный институт благородных девиц; фото из интернета

Как так? Возможно, она окончила не сам Смольный институт благородных девиц, а отделение «для мещанских девиц» (не дворянских сословий, кроме крепостных крестьян)? Тем более, что кое-где упоминалось, о нежелании Марианны идти в гувернантки: «Однако судьба гувернантки ее не прельщала, поэтому после окончания классов она поступила в Петербургскую консерваторию...». (http://xn—80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-primadonna-mariya-cherkasskaya.shtml).

Откуда прекрасное знание иностранных языков, так необходимое оперной певице, возникает вопрос? Но и он находит ответ: «Известно, что Императрица сначала отменила обучение мещанок иностранным языкам, но, заметив, что многие из выпускниц становятся гувернантками, повелела вновь ввести преподавание французского и немецкого языков...» (Википедия).