В 4 Цар. 1 повествуется об относительно небольшом эпизоде из жизни Илии. У нас может даже появиться соблазн перескочить через эту главу и сразу перейти к главе 2, в которой говорится о великолепном завершении жизни Илии, когда он был вознесен в вихре на небо. В таком случае нам придется подавить это желание, и вот по какой причине: в этой главе содержатся такие уроки из жизни Илии, которых нет в других местах Библии, и эти уроки достаточно важны, иначе Бог не оставил бы для нас записи о них.
Мы познакомимся с тремя людьми. О двоих ведется речь в тексте. Третий находится сегодня в нашей аудитории. Именно он поможет нам извлечь наши уроки.
МЯТЕЖНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ СЕВЕРНОГО ИЗРАИЛЯ (4 Цар. 1:1-9)
Этим мятежным правителем является не Ахав, с которым Илия вел непрерывную войну в течение двадцати лет, но его сын (возможно, его старший сын), Охозия. Посмотрите, что сделал Охозия.
Охозия пренебрег прошлым. Рассказ о нем начинается в конце 3 Царств:
«И умер царь [Ахав], и привезен был в Самарию, и похоронили царя в Самарии. И обмыли колесницу на пруде Самарийском, и псы лизали кровь его, и омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек... И почил Ахав с отцами своими, и воцарился Охозия, сын его, вместо него» (3 Цар. 22:37, 38, 40).
Охозия должен бы был извлечь урок из прошлого. Пока он рос, он не мог не слышать всех рассказов об Илие: о засухе, которая длилась три с половиной года; об огне на горе Кармил и об уничтожении пророков Ваала; о проклятии, наложенном на его отца в винограднике Навуфея, и ужасном исполнении этого проклятия тремя годами позже. Но очевидно то, что он ничему не научился.
«Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в семнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал над Израилем два года. И делал неугодное пред очами Господа, и ходил путем отца своего и путем матери своей и путем Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех» (3 Цар. 22:51, 52).
Он “ходил путем отца своего”. Он унаследовал слабости своего отца. Но что более важно, он “ходил путем матери своей”. В Библии об этом упоминается лишь один раз. Его мать, Иезавель, продолжала жить во дворце. Он также “ходил путем Иеровоама”. Это Иеровоам, первый царь северного царства Израиля, поставил Израиль на наклонную дорожку к идолопоклонству. “Он служил Ваалу, и поклонялся ему, и прогневал Господа, Бога Израилева, всем тем, что делал отец его” (ст. 53).
Незамедлительно в царстве возникли трудности: “И отложился Моав от Израиля по смерти Ахава” (4 Цар. 1:1). Моав долгое время находился под господством израильтян, и вот теперь они вновь обрели свободу. Известный Моавитский Камень повествует об этой борьбе за свободу, в которой Израиль был побежден. Только в одном сражении было убито семь тысяч израильтян, а женщины и дети были уведены в плен. Однако, вдохновенного писателя больше интересовал один-единственный эпизод в конце недолгого царствования этого мятежного правителя.
Охозия нанес оскорбление Великому Целителю: “Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог” (4 Цар. 1:2). Охозия находился в столице, предположительно, во дворце. В комнате наверху были открыты большие окна. На окнах была прекрасная решетчатая конструкция, сделанная из дерева для украшения и для защиты от посторонних взглядов. Очевидно, Охозия сидел на подоконнике. Когда он оперся на решетку, она сломалась, и Охозия упал. Он не разбился насмерть, но сильно расшибся и так и не смог оправиться после того падения.
Я не претендую на то, что мое толкование божественного провидения непогрешимо. Однако возможно, и это лишь только предположение, что этот несчастный случай призван был заставить Охозию серьезно задуматься и возвратиться к истинному Богу. “Благо мне, что я пострадал, - говорил псалмопевец, - дабы научиться уставам Твоим” (Пс. 118:71). Для Охозии это был бы подходящий случай, чтобы взяться за ум, но этого не произошло.
Вместо этого, он оскорбил Божественного Целителя. “И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?” (4 Цар. 1:2). Имя “Веельзевул” состоит из двух частей. Первая часть “Веель” легко узнаваема: “Ваал”, бог, культ которого был введен Иезавелью. “Ваал” значит “господь” или “бог”. Вторая часть - “зевул”. В глагольной форме она означает “ходить туда-сюда, болтаться, бродить взад-вперед”. Как имя существительное, оно обозначает насекомое, называемое мухой. “Веельзевул” дословно переводится, как “господин мух”. (Подросткам рекомендуется прочесть роман Уильяма Голдинга “Повелитель мух”).
Ваала считали богом природы. Веельзевул был местным проявлением этого божества, якобы управляющим мухами. На первый взгляд, это не такое уж важное занятие. Муха маленькая. Мы можем убить ее одним хлопком или при помощи средства от мух. Однако, многие помнят время, когда не было законов санитарии и специальных сеток от насекомых на окнах; при тех обстоятельствах мухи были очень серьезным явлением.
Существует старый анекдот о проповеднике, который пришел в гости и, показывая на пирог посреди обеденного стола, сказал: “Дайте мне того пирога с изюмом”. Хозяйка помахала рукой над пирогом, прогоняя рой мух. “Он не с изюмом, - сказала она, - а с заварным кремом”.
Когда я был в Австралии, мне пришлось бороться с кустарниковыми мухами. Эти назойливые паразиты ищут места, где есть влага. А это значит, что они лезут в глаза, нос, рот, садятся на любую потную часть тела. Однажды во время летней кампании мы ходили по домам в одном маленьком австралийском городке, расположенном в глубине материка. Я шел следом за одним студентом. Его белая рубашка сзади была мокрой от пота - и черной от мух. Местные жители шутя называют размахивание рукой перед лицом (чтобы отогнать мух) “австралийским приветствием”.
“Веельзевул” считался богом, способным вызывать раздражение и насылать несчастья - или (что в равной степени важно) снимать это раздражение. Ко времени появления Нового Завета Веельзевул весьма почитался суеверными людьми. В Мф. 12:22-28 рассказывается о том, как Иисус изгонял демонов. Фарисеи не могли отрицать того факта, что Иисус сотворил чудо, но они сказали, что Он делал это “не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского” (Мф. 12:24). Веельзевул считался сатаной или его главным приспешником, а имя его ассоциировалось с исцелением.
В Аккароне, филистимском городе на побережье Средиземного моря, был сооружен идол Веельзевула. Охозии не становилось лучше, и он послал послов спросить у жрецов Веезельвула, выздоровеет ли он от этой болезни. Это было оскорбление, и может быть, даже публичное оскорбление Господа. У Израиля уже был Великий Целитель, Единственный, кто мог излечить как физические, так и духовные болезни Охозии.
«Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?» (4 Цар. 1:3).
Илия должен был дать Охозии ответ на его вопрос: “За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь” (4 Цар. 1:4). “За это” значит, что, если бы все было по-другому, если бы царь обратился с этим вопросом к Господу, если бы он покаялся, его здоровье было бы восстановлено, но из-за жестокосердия своего он умрет.
Илия сделал то, что велел ему ангел (4 Цар. 1:4). Охозия попытался запугать пророка. “И возвратились к Охозии посланные. И он сказал им: что это вы возвратились?” (4 Цар. 1:5). Посланные отсутствовали недолго. Этого времени было недостаточно, чтобы дойти до Аккарона и вернуться обратно. Он спросил: “В чем дело?”
«И сказали ему: навстречу нам вышел человек и сказал нам: пойдите, возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. И сказал им: каков видом тот человек, который вышел навстречу вам и говорил вам слова сии?» (4 Цар. 1:6, 7).
Они ответили: “Человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим”. Если они и знали, кто это был, то предпочитали помалкивать. “И сказал он: это Илия Фесвитянин” (4 Цар. 1:8). Наверное, Охозия еще и добавил: “Так, значит, этот старый мошенник все еще жив. Я ничего не слышал о нем лет пять. Я думал, он мертв. А он снова здесь и сует свой нос в дела, которые его не касаются”.
Это была еще одна возможность, данная Богом Охозии, чтобы покаяться. Божий посланник был отправлен с посланием от Бога, в котором шла речь о самом страшном - смерти. Если такое предупреждение не может заставить человека остановиться и задуматься, то и ничто другое не сможет. Как и следовало ожидать, на Охозию это не подействовало. Очевидно, он лишь рассердился. “И послал к нему [Илие] пятидесятника с его пятидесятком. И он [пятидесятник] взошел к нему [Илие]” (4 Цар. 1:9). “Кто-то непременно умрет, но только не я!”, - сказал царь.
МОГУЩЕСТВЕННЫЙ ПРОРОК СЕВЕРНОГО ИЗРАИЛЯ (4 Цар. 1:9-17)
Когда они нашли старого Илию, “он сидел на верху горы” (4 Цар. 1:9). Илия был уже стар, так как прошло много лет. Двадцать с лишком лет боролся он с Иезавелью и Ахавом. А теперь вот - с Иезавелью и ее сыном Охозией. Илия постарел. Седина покрыла его знаменитую непослушную копну волос и длинную нечесаную бороду. И стоял он уже не так прямо. Вероятно, он уже не смог бы обогнать царскую колесницу. Он был стар и сидел на горе, готовый покинуть этот мир (см. гл. 2). Однако, не испытывайте к нему жалости. Он все еще был могущественным пророком. Он по-прежнему был Божьим человеком в Израиле. Он был Божьей “армией в лице одного человека”. Он по-прежнему был пламенным Илией.
Хотелось бы отметить три момента, которые характеризовали этого могущественного пророка северного Израиля.
Как мы видели, Илия возвещал Божью волю. Мы не знаем, где Илия жил в тот момент, но по слову Божию он готов был отправляться в путь. Явился Ангел и велел передать послание. И он передал его. В этом заключалась вся его жизнь.
Илия выполнял Божье дело:
«И [пятидесятник] сказал ему [Илие]: человек Божий! царь говорит: сойди. И отвечал Илия, и сказал пятидесятнику: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь с неба, и попалил его и пятидесяток его» (4 Цар. 1:9, 10).
Вновь сошел огонь с неба, как это произошло на горе Кармил. Старик был по-прежнему в силе! Иосиф Флавий утверждал, что это была молния. Но это, явно, не была обычная молния. Это был тот же огонь, что и “пожравший” всесожжение, камни, прах и все вокруг, когда Илия стоял против пророков Ваала на горе Кармил. На земле, там, где были люди, осталось лишь пятьдесят одно выжженное место.
Вынес ли царь из этого урок? Нет, он посылает еще пятьдесят одного человека. (Он был подобен “храброму” командиру за линией фронта, который посылает и посылает свои войска на убой, крича при этом: “Мы будем сражаться до последнего солдата!”)
Представьте себе, как пятидесятник подходит к пророку, осторожно переступая через обуглившиеся останки. Возможно, он еле сдерживает волнение перед тем, как потребовать: “Человек Божий! так сказал царь: сойди скорее” (4 Цар. 1:11). Обратите внимание на слово, которое он добавил: “скорее”. “Царь достаточно безрассуден!” - сказал этот пятидесятник. - “Сойди немедля!”
«И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его» (4 Цар. 1:12).
Заметьте это дополнение: “сошел огонь Божий с неба”. Илию осуждали за многое - за убийство четырехсот пятидесяти пророков Ваала, например, - но особенно осуждали его за смерть этих ста двух воинов. “В конце концов, они лишь исполняли приказ”, - говорят правдолюбцы. Однако, отметим, что не огонь Илии сошел с неба, а Божий огонь. Нам не следует пытаться критиковать Бога. Илия творил Божье дело.
Бог ненавидел идолопоклонство и все, что с ним было связано. Израильтяне были Его избранным народом, и уж кто-кто, а они-то не должны были поклоняться лжебогам. Тем не менее, под влиянием Иеровоама в северное царство пришло идолопоклонство, и оно продолжало распространяться по всей стране. Но когда Иезавель фактически захватила власть в стране и ввела поклонение Ваалу и Ашере (женскому двойнику Ваала), это стало последней каплей, переполнившей чашу Божия терпения. Иезавель не была согласна на сосуществование культа Ваала и поклонения Яхве. Она поставила цель уничтожить поклонение Яхве на этой земле.
Ужасная раковая опухоль расползалась по стране. Иезавель со своими служанками предавалась отвратительнейшему распутству в храмах Ашеры. Во время археологических раскопок недалеко от Самарии были обнаружены остатки храма Ашеры (или Астарты). В нескольких шагах от входа в храм находилось кладбище. Оно было буквально заполнено сосудами с останками младенцев, которые были принесены в жертву в храме. Жрецы и жрицы Ваала и Ашеры были официальными убийцами маленьких детей.
Бог послал Илию удалить эту опухоль с тела земли. Как было сказано раньше, если доктор говорит человеку, что у того в животе быстро растет новообразование, он не предлагает: “Давайте, сделаем маленькую операцию, вырежем немного и посмотрим, как будут идти дела”. Нет, доктор вырезает всю опухоль плюс все близлежащие ткани, которые могут быть поражены - и молится, чтобы он захватил все.
По закону взять на себя ответственность убить идолопоклонников и особенно их предводителей должен был царь. Так как Ахав не выполнил эту свою обязанность, Бог послал Илию.
Случай в 4 Цар. 1 снова вызывает возражение: “Но эти люди лишь исполняли приказ. Они не несут личную ответственность”. Эту защиту можно считать веской и обоснованной, но до определенного момента. Она равносильна защите нацистских военных ученых, проводивших свои абсурдные опыты над людьми. Она равносильна защите нацистских военачальников, которые истребили тысячи и тысячи людей. Все суды мира постановили считать, что цивилизованному обществу присущ основной кодекс морали, который должен превалировать над военными приказами.
«Что же им [солдатам, которых послал Охозия] было делать? Они должны были действовать так, как поступила стража Саула. Когда они получили приказ убить священников Номвы, понимая, что он противоречит воле Бога, они отказались исполнить его! Как офицеры, так и солдаты должны знать, что приказы их военачальников и правителей не являются оправданием поступков, неправедных и грешных в глазах Бога» (Иосиф, Жизнь и труды Флавия Иосифа).
Не забывайте, что Израиль был теократическим государством. Яхве был Главнокомандующим вооруженных сил Израиля. Любой приказ, исходящий от Него, был выше приказа любого подчиненного (включая царя). Вооруженные израильтяне, которые пришли взять Божьего пророка “живым или мертвым”, вряд ли не знали об этом. Илия не устроил резню невинных; он противостоял сплоченным силам самого ада - и добился триумфа благодаря силе и власти Бога.
Наконец, в ст. 13 мы видим разумного командира: “И еще послал [царь] в третий раз пятидесятника с его пятидесятком”. Представим, как этот командир осторожно выбирает дорогу среди ста двух обуглившихся напоминаний о силе Бога. Когда он добрался до Илии, он “пал на колена свои пред Илиею и умолял”:
«Человек Божий! да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих - сих пятидесяти - пред очами твоими. Вот, сошел огонь с неба, и попалил двух пятидесятников прежних с их пятидесятками; но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!» (4 Цар. 1:13, 14).
“Да не будет презрена душа моя” значит “Пожалуйста, сохрани мне жизнь!”
“И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его. И он встал, и пошел с ним к царю” (4 Цар. 1:15). Может, заковали Илию в цепи или связали? Вряд ли. Я представляю, как он идет впереди, а на почтительном расстоянии следует за ним пятьдесят один воин.
Илия подтвердил слово Божье:
«И сказал ему [царю]: так говорит Господь: за то, что ты посылал послов вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское, как будто в Израиле нет Бога, чтобы вопрошать о слове Его, - с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь» (4 Цар. 1:16).
Это те же слова, которые еще раньше Илия сказал послам. Бог передал их Илие. А Илия передал их послам. А посланные передали их царю. Теперь же Илия повторял эти слова царю. Они не изменились. Слово Божье не меняется.
Илия доставил свое послание и, очевидно, просто вышел в открытую дверь. Его общественная жизнь закончилась. Это была его последняя встреча с Ахавом и Иезавелью. Восемь глав спустя Ииуй убьет Иезавель и весь дом Ахава, но Илия завершил то, зачем его послал Бог. Его последней задачей было передать: “Когда Бог говорит, Он говорит всерьез!”
Можете ли вы рассчитывать на Слово Божье? Прочтите первую часть ст. 17: “И умер Охозия по слову Господню, которое изрек Илия”. Ахав назвал своего сына “Охозией”, что значит “тот, кого поддерживает Яхве”, но в результате неповиновения он стал “тем, кого Яхве уничтожил”.
В конце ст. 17 читаем следующее горькое примечание: “И воцарился Иорам вместо него, во второй год Иорама, сына Иосафатова, царя Иудейского, так как сына у того не было”. Охозия умер бездетным, поэтому на трон взошел его брат. Вот такая печальная история короткой и никчемной жизни сына Ахава.
ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЙ УЧЕНИК ДУХОВНОГО ИЗРАИЛЯ
Почему Бог запечатлел эту грустную историю? Какие уроки нам преподносит Бог? Кто такой - “проницательный ученик духовного Израиля”? Под “духовным Израилем” подразумевается церковь (Гал. 6:16; и т.д.). Под “учеником” подразумевается христианин, член этой церкви (см. Деян. 11:26). “Проницательный” означает “способный понять скрытый смысл, извлечь необходимые уроки и жить в соответствии с ними”.
Представьте себе вымышленного героя, присутствующего при всех описываемых событиях, делающего свой выбор и извлекающего уроки из всего происходящего. Чему бы мог этот наблюдатель научиться? Иаков и Иоанн, думается, были уверены, что они правильно поняли этот урок. Однажды, когда Иисус готовился пойти в Иерусалим, посланные попытались подготовить все необходимое для того, чтобы Он провел ночь в одном самарянском селении. Когда самаряне узнали, что Он придет лишь на одну ночь, они обиделись и не приняли Его. Тогда Иаков и Иоанн сказали: “Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?” (Лк. 9:54). Наверняка, в своем предложении они опирались на 4 Цар. 1. Они считали, что урок этой главы состоит в следующем: “Если кто-либо заблуждается, «укокошь» его”.
«Но Он [Иисус], обратившись к ним, запретил им [и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать]» (Лк. 9:55, 56).
Это не тот урок, который мы должны извлечь из этой истории.
Из этого события можно извлечь много уроков: тот, кто полагается на Господа, находится под Его защитой; те, кто служит Господу, в конце концов одерживают победу; и т.д. Давайте более подробно разберем три урока:
1. Проницательный ученик знает, что никогда не поздно выслушать слово Божье.
Илия, как обычно, был готов к тому, чтобы слово Божье направило его. И мы должны с готовностью откликаться на него, независимо от нашего возраста. Мы должны быть готовы изучать Слово Божье, размышлять над ним и повиноваться ему.
В отличие от Илии, Охозия не нуждался в слове Божьем. Напротив, он хотел услышать слово от божества Аккаронского. К сожалению, и сегодня некоторые хотят получить весть не от Слова Божьего, а из другого источника.
Многие бросаются в Аккарон суеверий. Жрецы Веельзевула занимались, главным образом, предсказыванием будущего. Все, что нам нужно знать о будущем, Бог открыл в Библии, но для некоторых этого недостаточно. Гадание сегодня превратилось в большой бизнес, существующий в сотнях различных форм - хиромантия, гадание на картах, астрология, спиритические сеансы, вызывание духов, сатанизм и т.д. Большинство газет печатают гороскопы на день, и большинство читателей знают свои знаки зодиака. Многие занимаются этим ради “забавы” - невинное заигрывание с оккультным миром. (Не так давно я прочел, что планшетка для спиритических сеансов - самая ходовая игра в мире после “Монополии”).
Мы должны понять, что заигрывание с оккультизмом равносильно игре с огнем. Ни одна из сверхъестественных сил не имеет с этим ничего общего. Все результаты, достигаемые ими, можно объяснить или с психологической точки зрения или случайным совпадением; но когда мы начинаем экспериментировать со всем этим, мы открываем дверь сатане. То, что Охозия спрашивал оракулов Веельзевула о своем будущем, не было безобидной шалостью. Обращение к Веельзевулу было вовлечением в бесовский мир. И Ветхий, и Новый Заветы осуждают подобную деятельность (Лев. 19; Втор. 18; Деян. 19). Бог может и сегодня спросить: “Разве нет Бога в духовном Израиле, что вы обращаетесь к звездам, или картам, или спиритическим тарелкам?”
Некоторые отправляются в Аккарон человеческого разумения. Они думают, что наука дает ответы на все вопросы. Некоторые люди полагают, что у светского образования есть ключ от будущего. Человеческий разум, как инструмент, которым правильно пользуются, но знают ему место, очень ценен. Но разум жесток, лжив, доводит до уныния, если его допустить к роли хозяина. “Разве нет Бога в духовном Израиле, что вы обращаетесь к людям в надежде разрешить ваши проблемы?”
Что бы ни делали другие, давайте мы с вами научимся слушать Слово Божье.
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Прит. 3:5, 6).
2. Проницательный ученик знает, что никогда не поздно ненавидеть то, что против Бога.
Когда мы изучаем жизнь Илии и, в особенности, то, как было наказано зло, нам важно различать, что относится к Ветхому Завету, а что верно и имеет непреходящую ценность вне зависимости от действующего завета.
По Ветхому Завету, когда Бог имел дело лишь с одним избранным народом (израильтянами), и когда выживание и чистота этой группы людей имели первостепенное значение, такое наказание, как огонь с небес, было естественной частью сценария. Однако, как указал Иисус Иакову и Иоанну, сегодня этого уже нет. Павел писал: “Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»” (Рим. 12:19). Отступническая церковь часто пыталась искоренять ересь при помощи меча, гражданского наказания и запугивания. Было неправильно мстить самим, своими собственными руками.
Значит ли это, что мы не должны верить так же сильно, как Илия, что мы не должны любить Слово Божье и ненавидеть то, что противоречит пути Божьему, что мы не должны всем своим существом стремиться к тому, чтобы уничтожить зло любым Богом оправданным способом? Нет! Мы должны возлюбить правду и возненавидеть беззаконие, как Иисус (Евр. 1:9). Давайте учиться любить грешников и стремиться помочь им, но мы также должны знать, что не может быть компромисса с грехом!
3. Проницательный ученик знает, что никогда не поздно поспешить исполнить волю Божию.
История о “старом” Илие коротка, в ней лишь несколько эпизодов, но очевидно, что Илия по-прежнему оставался преданным слугой Божьим. Он по-прежнему стоял перед Божьим престолом, готовый без хвастовства исполнить волю Его. Это было по-прежнему так, хотя прошли годы, и он приближался к концу своей жизни.
Одно из явлений нашего времени называется “постарением церкви”. Люди стали здоровее, и живут они теперь дольше. Жизнь для многих после ухода на пенсию только начинает открывать свои богатые возможности. Сколько добра они могут сделать, направив всю зрелость, способности и энергию на служение Господу! Служение Богу - не только для молодых, а для всех нас.
Некоторые герои Библии были людьми почтенного возраста, как Илия в нашем рассказе. Илия впитал дух Псалма 70:17, 18:
«Боже, ты наставлял меня от юности моей... И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего».
Моисей также был человеком весьма почтенного возраста, но полным сил и энергии. Моисею было восемьдесят, когда он повел детей Израиля из рабства, и сто двадцать, когда путешествие закончилось. Даниила во рве со львами часто представляют молодым человеком, но проверьте хронологию его жизни! Он был стариком, когда его бросили в этот ров. Кто-то в шутку сказал, что львы потому не съели его, что, после жизни, проведенной в служении Богу, от него не осталось ничего, кроме твердого характера и силы воли.
Мы должны благодарить Бога за пожилых людей, которые посвятили всех себя служению Богу. Каким удивительным примером они являются для нас! Да научимся мы все исполнять волю Божью, невзирая на возраст.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторые утверждают, что в рассказе, который мы изучили, идет речь об огне, так как он из Ветхого Завета. В наши дни такое не происходит. Подобное наказание может не являться неотъемлемой частью Божьей модели церкви, не не обманывайтесь на этот счет. Огонь по-прежнему остается частью Божьего плана, и он падет на каждого безбожника, когда, наконец, Господь придет, чтобы исполнить Свой суд!
«...явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:7-9).
Будем же, по крайней мере, мудры, как начальник третьего пятидесятка. Когда он пробирался между обуглившимися останками ста двух солдат, погибших до него, он понял, что его единственной надеждой было отдаться на милость Божьего человека, и милость была явлена ему.
Иисус пришел не уничтожать, а спасать. Он умер за нас с вами, чтобы мы могли быть спасены. Однако, Он также сказал: “Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк. 13:3). Да разве можно не броситься к подножию креста и не воскликнуть: “Господи, я каюсь. Я хочу изменить свою жизнь. Я хочу исполнять Твою волю. Да не будет презренна душа моя пред очами Твоими”?
#пророк илья #пророк илия #илия #пророк #пророки #ветхий завет