Найти тему

Обзор нового любовного романа

Каким должен быть любовный роман? Легким? Милым? Уютным? Простым? Что значит последняя характеристика? Роман должен походить на жизнь. И это требует огромного писательского мастерства: сделать будни, рутину - интересной. Почему именно будни? Потому что как-то я не верю, что  каждой девушке встречается какой-то брутальный красавец, способный "и сражаться, и любить, и на руках носить, и чисто мужскими делами заниматься".


А есть ли у нас в подругах  роковые красавицы, которые мечтают "отбить" у нас парня/мужа или просто  из непонятной вредности навредить? Да еще - всегда раздражает способность героев создавать на пустом месте ПРОБЛЕМУ. Сами придумали - сами поверили - сами обиделись. Правда, буду честной: последнее явно знакомо многим из нас.
Всегда приятно прочитать книгу, повествующую об обычной семье, обычной женщине, которой знакомы НАШИ проблемы: зарплата, лишний вес, одиночество, разлад в семье, непослушный ребенок.

Последняя книга Натальи Литтеры именно такая - простая и настоящая. Зашла на ЛитРес, увидела там "Сколько цветов у неба?" и даже будний день не стал препятствием, чтобы отложить стопу тетрадей и почитать.
На этот раз герои - художники. Но жизнь, что они ведут, далека от богемной (и слава богу). У Артема творческий кризис, причем он не испытывает трудностей финансовых: в свое время нашел свою нишу - и теперь за его натюрморты коллекционеры и богатые люди готовы платить. Да вот только сам Вольский понимает, что поставленное на поток искусство перестает этим самым искусством быть.


Егор - молодой художник, для него искусство - это эксперимент, поиск нового слова, нового взгляда. Он ни кому не известен, денег все время не хватает, поэтому, чтобы платить за квартиру, подрабатывает тем, что ведет изостудию для скучающих домохозяек.


Оба героя как бы разные полюсы современного искусства.
Что такое искусство? Творчество или ремесло? Мне кажется, ответ на этот вопрос - единственное, что не меняется с течением времени. Либо ты ТВОРИШЬ, но необязательно будешь признанным художником, либо  штампуешь - не подделки, нет, и даже не образцы эрзацкультуры - творения, которые просто не имеют души, зато приносят доход.


У Литтеры есть совершенно конкретный ответ:


"Современное искусство – это бизнес, причем бизнес больших денег. Это контракты с галеристами и аукционными домами, участие в различных биеннале и конкурсах. Это связи с коллекционерами и многое другое".


В общем, герои - художники в момент душевных терзаний, поисков себя. И тогда возникает новый вопрос.


Что такое вдохновение? Что служит ТОЛЧКОМ, "молнией", как определял это состояние Паустовский? Для одного - случайный поворот головы понравившейся девушки. Для другого - шрам на спине возлюбленной. И в его линиях тоже можно увидеть разное.


"Идея с ущельем практически доработана. Оно, в форме длинного разошедшегося шрама, тянулось по диагонали от одного угла до другого. Символ человеческих отношений. Множество людей с двух сторон и множество переправ. Натянутый канат, веревочный мостик, прочный мост, разрушенный, старый и подлатанный, строящийся, горящий… Как люди находят дорогу друг к другу? Как ее теряют? Как обретают вновь?"


Анна Мальцева самодостаточна, она - состоявшийся человек. Работа дизайнера-оформителя в книжном издательстве приносит ей удовольствие. Но назвать ее счастливой нельзя. В тридцать лет одинока. Ей предназначено стать Музой Артема.


"Цвета открывались Артему по-новому, он видел колыхание ветра в складках ткани и локонах волос, четкий силуэт гор – тоже словно высветленных солнцем, и темные около зеркала, очень графичные ирисы, и свое слегка размытое отражение. Исчезло все, кроме этого. И лишь только когда этюд был закончен, вернулись звуки, ощущение жары, желание пить и легкая усталость. Артем снова начал осязать окружающий мир".


Очень тонко выведено начало отношений, когда боишься спугнуть свое счастье:


"Ей хотелось его обнять. Ему хотелось ее зацеловать. Но… Она боялась совершить глупость. У него правило со времен Евы не спать с моделями. Она боялась с ним переспать и стать одной из многих. Он думал о том, что у нее есть кто-то, с кем она ходит по выходным в кино".


Вторая история любви более тонкая, пронзительная, потому что в прошлом у Вики тяжелый опыт, шрамы от которого остались не только на психике, но и на теле.


А есть еще и третья пара, о которой написано немного, но которой тоже начинаешь сопереживать, несмотря на то что Ева как раз истинная "роковая красотка", что вызывает  ревность и вносит разлад.

В книге использован интересный прием - не начинать главу, а заканчивать цитатой. Это уже не эпиграф. А что? Своего рода заключение, подведение итогов. Мне понравилась идея. Понравились и сами цитаты - фразы великих художников, которые подняли повествование на эстетическую высоту.


Необычно оформлен и эпилог: о судьбе героев мы узнаем из выдержек блога, что ведет Вика.


В книге, где главные герои - люди творческие, необычные, не может быть шаблонных поворотов. Это как в самом современном искусстве, которое "скорее говорит «А», а к «Б» ты должна прийти сама, домыслить и даже довоображать".


Литтера пишет просто, очень просто: ей не нужны "красивости", когда она умеет ВИДЕТЬ  и переносить увиденное на бумагу.


"Она тоже улыбалась. А дождь продолжал крапать, и в лужах плавали мокрые листья. А еще в них отражалось небо, и получалось, что листья, как корабли, ходят по небу и облакам".


Их ждет "одно завтра на двоих в этой студии. И, может быть, совместный кофе".


А как вам мысль:


"Дни исключительно вкусного питания тоже должны быть в жизни человека".


В общем, неплохой любовный роман с легким намеком на детектив. (Хотя, я не спорю, мне нравится слог Натальи Литтеры, ее стиль, поэтому, может, на что-то и закрываю глаза)

Так сколько цветов у неба? А сколько оттенков у белых облаков? И есть ли чисто белый цвет?


Отдохните вместе с Литтерой, а потом попробуйте сами разглядеть цветовую гамму над головой.


Лишь бы наконец к нам пришла весна и это самое небо можно было разглядеть. А то я читала и завидовала героям:


"А в Москву наконец пришел май, не календарный, а самый настоящий – с цветущими тюльпанами и сочной молодой зеленью. Столичный воздух стал вдруг свежим и чистым, открытые кафе приглашали присесть за столик, появились первые кашпо и декоративные горшки с цветущими петуниями, на кустах сирени набухали бутоны будущих цветов. Но сначала будет черемуха с ее прохладными днями и насыщенным душным запахом. Жизнь прекрасна!"