Сегодня статья будет посвящена концепции Джозефа Кэмпбелла, которая более широко известна как "путь героя". Возможно вы никогда о ней не слышали, тем не менее она встречается во многих фильмах: от нашумевших "Звездных войн" до "Гарри Поттера". Однако подходит ли эта концепция абсолютно для всех историй?
История создания
В 30-40 годах прошлого века Джозеф Кэмпбелл вел вводный курс по мифологии в колледже Сары Лоуренс. Решив исследовать тему глубже, в 1949 году он издает свою книгу под названием "Герой с тысячей лиц" (в другом переводе "Тысячеликий герой").
В чем суть этой работы? Кэмпбелл изучил мифы многих народов разных стран и пришел к выводу, что все они имеют весьма схожие черты в повествовании. Истории словно были адаптированы под определенный народ, но в то же время содержат одинаковую структуру. Модель профессора также носила в себе отголоски теорий Фрейда и Юнга. Концепция Кэмпбелла о том, что все мифы имеют единую структуру и главный герой подвержен одним и тем же испытаниям, получила название "мономиф".
Самыми главными пунктами мономифа Кэмпбелла являются следующие:
- герой слышит призыв к приключениям;
- герой выходит в мир и проходит испытания;
- герой выходит домой победителем.
Несмотря на тот факт, что Кэмпбелл не ставил своей целью написать книгу для сценаристов и режиссеров, его работа помогла многим. Например, Джордж Лукас, режиссер "Звездных войн" не раз благодарил ученого за его труды, так как использовал его мономиф в своей известной саге.
Сейчас попробуем на другом, не менее известном фильме воочию разобраться, как же все-таки устроена концепция "пути героя".
Мономиф в "Гарри Поттере"
! Небольшой дисклеймер: если вы не смотрели ни одной части "Гарри Поттера", а уж тем более первую часть, то не читайте данную статью, ибо в противном случае наткнетесь на спойлеры.
В "Философском камне", по сюжету Гарри Поттер живет в подвале на Тисовой улице, терпит своих родственничков, а семейка Дурслей всячески дает понять мальчику, что он несуразный и ничего по сути в жизни не добьется,- в этой части фильма Гарри живет в обычном мире. Затем происходит зов приключений- Гарри получает письмо о приглашении в школу чародейства и волшебства "Хогвартс", о которой ранее в помине не знал.
Гарри не верит, что в действительности может стать волшебником, происходит отказ от зова- главный герой сомневается в собственных силах, неуверен в себе.
Дальше появляется Хагрид или же "наставник"- важная часть в повествовании, так как рядом с героем оказывается тот, кто сможет взять его за руку и придать сил для осуществления собственной цели.
В "Философском камне" для Гарри первый рубеж- это когда он узнает о смерти собственных родителей от рук неизвестного ему Волан-де-Морта. Эта печальная правда способствует появлению стимула для Гарри научиться волшебству в Хогвартсе и победить тёмного волшебника.
Далее герой встречает друзей, или же своих союзников и сближается с ними, сталкивается нос к носу с врагами и в целом приспосабливается к новому окружению. В этой части фильма так же раскрываются способности и умения второстепенных персонажей, например широкие познания Гермионы. Гарри находит своих врагов в лице Драко Малфоя и Северуса Снегга, играет в команде по квиддичу и просто живет своей школьной жизнью.
Затем происходит столкновение с тьмой или же по-другому вход в заветную пещеру- на данном этапе повествования герой проходит через нравственные трудности. Гарри узнает о тайной комнате, спасает Гермиону и натыкается на зеркало Еиналеж. Оно подтолкнет его на размышления о собственной жизни.
Главным испытанием для Гарри и его друзей становится преодоление всех препятствий на пути к философскому камню. В этой части истории под испытанием может подразумеваться не только физическая борьба с противником, но и внутренний конфликт героя, его терзания. Находясь в Запретном лесу, Гарри видит монстра, который пьет кровь единорога, и чуть не погибает от его рук. Герой осознает опасность Волан-де-Морта и решается как можно скорее забрать философский камень.
Награда. Она имеет разные формы: обретение истины, примирение с любимым человеком. Наградой для героя должно быть то, что поможет ему в дальнейшем.
Гарри принимает решение действовать и наградой для него становится возможность справиться с Пушком- огромной собакой, охраняющей комнату.
Кульминацией фильма становится перерождение: Гарри, Рон и Гермиона преодолевают препятствия на своем пути в хранилище, затем Гарри встречается с профессором Квирелом и узнает правду о его связи Волан-де-Мортом, сражается с ним и находит философский камень.
В части перерождения главный герой сражается со злодеем и эта финальная битва имеет лишь один исход: победа или поражение. Главная схватка героя со злом представляет собой нечто большее, чем его собственная жизнь.
Возвращение домой. В этой части герой становится сильнее морально и физически, после чего возвращается домой. Гарри сохраняет философский камень, помогает своему факультету победить в соревнованиях и отправляется к Дурслям.
Есть ли у мономифа минусы?
Несмотря на универсальность данного варианта сценария, мономиф все же имеет некоторые недостатки.
Во-первых, мономиф ориентирован исключительно на одного персонажа, а именно на его путь взросления. В таких рамках повествования невозможно в полной мере раскрыть второстепенных персонажей, которые имеют свою историю и чаще всего нераскрытую. Также "путь героя" не подходит для сложных историй, в которых либо несколько сюжетных линий, либо уделяется время для раскрытия каждого персонажа, не только главного героя.
Максимум, что можно добавить в мономиф- это собственная переоценка клише данной концепции, изменение последовательности пунктов, как например в "Железном человеке", где изначально было показано преодоление врат.
Год назад, на сайте LA Review of Books было опубликовано весьма занимательное эссе от двух профессоров- Сары Бонд и Джоэла Кристенсена о работе Кэмпбелла. Авторы подвергли сомнению саму концепцию мономифа, так ли она совершенна на самом деле.
В эссе прямо указывают на несколько неочевидных фактов: Кэмпбелл, несмотря на свое тщательное изучение мифов разных народов, вклинивает в собственный мономиф лишь те факты, которые ему уместны, не слишком уж вникая в истинный контекст тех или иных фактов.
Восточноазиатские, южно азиатские, африканские и индейские мифы часто сводились к архетипам или неправильно понимались на службе тезиса Кэмпбелла. Даже его принятие санскритского слова ананда как вдохновения для его знаменитого послания “следуй за своим блаженством” было основано на фундаментальном непонимании его значения в индуистской философии.
Интерес к "Герою с тысячей лиц", по мнению авторов эссе, был вызван преимущественно благодаря Джорджу Лукасу и "Звездным войнам", который активно использовал и продвигал мономиф в своей саге. Такая "культурная валидация склоняет рассказчиков и зрителей видеть эту модель повсюду".
Следует учитывать не менее важную вещь: мифы сами по себе в большинстве своем имеют несколько вариантов развития событий, поэтому невозможно с полной уверенностью говорить об их типичности.
Одна из самых тревожных вещей в мономифе Кэмпбелла-это упущение истины греческого героического мифа: герои причиняют людям боль. Они угрожают семьям и городам. Геракл сходит с ума и убивает свою жену и детей (даже если диснеевская версия Геракла жила долго и счастливо с Мегарой), вызывая его знаменитые труды в качестве наказания. Ахилл молится, чтобы его собственный народ умер, чтобы заплатить за оскорбление его чести, и его любимый Патрокл оказывается втянутым в это. Одиссей возвращается домой после потери всей своей армии только для того, чтобы убить 108 своих людей и повесить порабощенных женщин своего дома.
Также, в мономифе внимание зрителей заостряется исключительно на главном герое. Мы видим, как он преодолевает препятствия на своем пути, однако остальные персонажи, даже максимально приближенные к главному герою, являются для него помощниками, объектами без собственной раскрытой истории.
Таким образом, можно сделать вывод: да, мономиф- это концепция, которая сильно повлияла на фильмы и сериалы: благодаря своей несложной структуре, появляется возможность хорошо показать историю конкретного персонажа. И все же, у "пути героя" есть минусы, которые следует учитывать.