Детей окружает множество явлений, которые вызывают у них живой интерес. Написал это, и сразу вспомнились вопросы из "русских книг для чтения" Л.Н. Толстого: Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Отчего бывает ветер? Для чего ветер?.. Работаем ли мы осознанно с познавательным интересом ребенка? Если да, то как?
Среди великого разнообразия школьных проектов есть такие, которые призваны ответить на многочисленные вопросы детей. Я их называю феноменальными, потому что реализуются они в логике феномено-ориентированного обучения.
С этой технологией я познакомился в Финляндии, когда проходил стажировку в Университете Хельсинки. Технология феномено-ориентированного обучения, разработанная профессором Кирсти Лонка и ее коллегами, является важной составляющей образовательных программ финских школ.
Феномено-ориентированное обучение – «не метод, а образ мышления, основанный любознательности ученика, самомотивации, внимательном целостном наблюдении и объяснении окружающих его явлений» (http://www.phenomenaleducation.info). Эта технология опирается на идеи Джона Дьюи о практико-ориентированном обучении, Джорджа Мида о "самости" ребенка и Льва Выготского о зоне ближайшего развития.
Проектная деятельность в логике феномено-ориентированного обучения предполагает создание детьми нового знания в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми: учителями, родителями, местными жителями. В результате она может стать одним из инструментов формирования знаниевого сообщества, цель которого - совместное создание нового знания, позитивно меняющего окружающий мир. Таким новым знанием может стать книга детских рассказов, придуманная ими экскурсия, снятый фильм, настольная игра; а для учителей - апробированная и описанная образовательная практика, статья, проведенный семинар...
Технология феномено-ориентированного обучения проста и легко тиражируема. Она разворачивается в логике проекта и укладывается в 7 этапов.
1. Подготовка к проекту.
В основе феномено-ориентированного обучения лежит холистический подход: выбранное явление изучается с разных сторон. Поэтому "феноменальные" проекты реализуются группой учителей, которые предварительно собираются вместе и обсуждают ряд вопросов:
- С какими явлениями следует познакомить ребенка?
- Какова зона ближайшего развития ученика?
- На какие образовательные результаты ориентируемся?
- Как будем оценивать достижение результата?
- Как распределим роли?
- Какие есть ограничения? и прочие.
Подготовительный этап требует времени, однако не стоит увлекаться. На стажировке в Финляндии нам предложили разработать план проекта в логике феномено-ориентированного обучения. Когда мы поделились нашими грандиозными идеями с куратором группы, она как-то смутилась и посоветовала нам посмотреть на весь наш креатив с позиции ребенка: кто-то может растеряться при таком разнообразии заданий, кому-то может не хватить времени, кому-то ваши задания могут показаться неинтересными… Мы увеличили продолжительность проекта до 2 недель, сократили количество активностей и предусмотрели больше свободы творчества для участников. Так что учителям полезно иногда притормозить и посмотреть на свои задания глазами ребенка.
2. Эмоциональное вовлечение.
Можно, конечно, прийти к детям и сказать: "Сегодня мы будем изучать время". Но лучше так не делать. Прежде чем приступать к проекту, необходимо, чтобы у детей возник запрос на изучение того или иного явления. У них каким-то образом должен родиться интерес, а из интереса - вопросы.
Способов эмоционального вовлечения детей в проект множество: поход в музей, экскурсия, просмотр фильма, викторины, игра в "Что? Где? Когда?", встреча с интересным человеком, совместное чтение...
Если учителю будет интересно, то и дети загорятся.
3. Формулировка вопросов.
После первичного знакомства с тем или иным явлением попросите детей задать вопросы. Это тоже можно сделать в увлекательной форме: выйти в город или парк и понаблюдать, если выйти не получается - написать вопросы на стене, заклеенной ватманами, или устроить мозговой штурм в командах. Далее вместе с детьми нужно отобрать вопросы, на которые они и будут искать ответы в ходе своего проекта.
Только вопрос обеспечивает динамику учебной деятельности.
4. Погружение в контекст.
Чтобы ученикам было легче изучать явление, им надо узнать, что это явление окружает. Например, Балтийское море: географические особенности, история и культура балтийских народов, флора и фауна. Для этого проводится серия междисциплинарных занятий.
5. Изучение феномена.
Параллельно с уроками ученики разбиваются на проектные группы, ставят цель и задачи, распределяют роли, планируют деятельность, оценивают ресурсы и ограничения, формулируют свое видение финального продукта и критерии оценки.
С учениками Школы имени А.М. Горчакова мы разработали план реализации проекта и форму для его описания, с ними можно познакомиться здесь.
Когда подготовка закончена, ученики приступают к изучению явления в окружающей их жизни. Важно, что делают это они не только в сотрудничестве с учителем, но и с родителями и местными жителями, например, проводя интервью.
Кстати, для проведения опросов, помимо гугл-форм, можно использовать богатейшие возможности, доступные в интернете: Survey Anyplace, Survey Monkey, Typeform и др.
6. Представление продукта и его оценивание.
Материалы собраны и финальный продукт готов. Теперь пора приступать к подготовке его публичной презентации. Как она будет проходить - дело учеников. Это может быть публичное выступление, спектакль, ярмарка проектов, обсуждение созданного фильма, игра, TED-конференция…
Открытость этого события важна не только с точки зрения признания достижений учеников, но и в плане оценки результата: приглашенные принимают участие в голосовании / анкетировании / оценивании. Это легко сделать при помощи цифровых инструментов: Kahoot, Padlet, Triventy и др.
Помимо внешнего оценивания, обязательно следует провести и самооценку.
7. Заключительная рефлексия.
Рефлексия по завершению проекта может проводиться в разных форматах. Например, при помощи трансформированного метода "6 шляп" или ряда вопросов:
- Что нового я узнал и чему научился в ходе проекта?
- Как полученные мной знания и навыки помогут окружающим меня людям?
- Что для меня было самое интересное в проекте? Почему?
- С какими препятствиями я столкнулся? Что помогло мне их преодолеть?
- Что бы я сделал по-другому и почему?
Вместо заключения
Феномено-ориентированное обучение нравится мне своей ёмкостью.
Оно
- дает детям возможность глубокого изучения окружающей среды;
- заставляет задуматься, как эту среду можно изменить к лучшему;
- стимулирует обмен идеями и совместное творчество;
- завершается созданием нового знания и утверждением общих ценностей, позитивно меняющих окружающий мир.
А главное - объединяет детей и взрослых. В этом залог успеха любой образовательной практики.