1. Отечественная кинопромышленность.
Человек сам по себе неисчерпаемый запас знаний. Мы настолько поразительны, что до сих пор не способны познать сами себя и это просто фантастическая беспомощность. Но разве это вина человека? Ему нет равных и он вне конкуренции, а значит и спешить некуда. То ли дело сравнивать себя с другими людьми.
Сколько газон не стриги, а у соседа всё равно лужайка красивее, не так ли? Так и с кинематографом. "Местные" фильмы общество критикует с большим пристрастием и к ним нет никакого снисхождения. У большей части аудитории мнение складывается задолго до финальных титров, а порой, и до начала просмотра. Поэтому в прокат выходит надежный кассовый сборщик (отупляющий фастфуд), а картины условных Андрея Звягинцева и Юрия Быкова доступны далеко не всем. Так и закаляется наше искусство. Через тернии в муравейник.
"Казнь" был моим самым ожидаемым фильмом прошлого года и я с ощутимым трепетом подходил к его просмотру. Скромный тизер-трейлер хоть и не раскрыл потенциал картины, но обозначил свои амбиции.
Неуловимый серийный убийца многие годы морочил голову правоохранительным органам и держал в страхе весь Советский Союз. Он совершил более тридцати зверских убийств и длительное время оставался безнаказанным. Десять лет спустя дело приобретает неожиданный поворот, а именно — обнаружилась выжившая жертва. Следователь по особо важным делам Исса Давыдов немедленно отправляется на место преступления, но ситуация оборачивается для него совсем не так, как он себе представлял.
2. Удачный дебют
Если бы не увлекательный тизер и манящий синопсис, то я вряд ли бы вообще добрался до "Казни". Режиссёром картины и автором сценария выступил российский клипмейкер Ладо Кватания, для которого это был профессиональный режиссёрский дебют. Композитором значится молодой Кирилл Рихтер, у которого опыта работы в кино не намного больше. Из громких имён актёрского состава можно выделить разве что Даниила Спиваковского, остальные же — средний ранг профессионального опыта. Не самая мощная компания, не правда ли?
Тем не менее, "Казнь" уже успела собрать несколько наград на прошлогодних осенних кинофестивалях в Каталонии и Франции. И знаете что я вам скажу? Фильм получает похвалу абсолютно заслуженно.
3. Игра
Сама картина отличается медленным и размеренным темпом повествования. Нам с самого начала обозначили главную действующую единицу и показали как её постепенное восхождение, так и стремительное падение. Главную роль в фильме сыграл малоизвестный грузинский актёр Нико Тавадзе. Он перевоплотился в следователя Иссу Давыдова и, должен признаться, сделал это великолепно. Не было ни единой мысли недоверия и своё предназначение актёр выполнил на "отлично". Вся многогранность и натуральное обличие Иссы чётко прослеживается вдоль всего хронометража картины. Объектив съёмочной камеры явно полюбил Нико Тавадзе, от чего тот смотрелся в кадре максимально естественно. Даже опытнейший Даниил Спиваковский смотрелся не так уж и матёро по сравнению с главным героем и в их совместных сценах Нико явно играл первую скрипку. Уж не знаю, можно ли это считать за комплимент, но эта роль будто была создана для него. Нет слов, один восторг.
Что касается других актёров, то здесь всё скромнее. Второстепенные актёры были не так заметны и это, скорее, хороший показатель. Дополнительно можно обратить внимание на Юлию Снигирь, которая во всех своих сценах смотрелась прекрасно в своём образе роковой женщины.
4. Триллер, который мы заслужили
Сам фильм разделён на несколько частей. Первые пять символизируют стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение. Шестая носит символическое название — казнь. Подобное дробление навеяло мне воспоминания о "Доме, который построил Джек" и это хороший знак, ведь учиться следует у лучших. Ладо Кватания однозначно вдохновлялся не только базовыми историями о серийных убийцах, но и фильмами Ларса фон Триера, т.к. в фильме регулярно чувствуется его влияние и неприкрытые сходства.
Обсуждать отдельно каждую из шести частей я не буду. Эти главы не являются столь независимыми друг от друга, чтобы разбирать их детально. Убрав их, мы получим классическую концепцию: завязка, кульминация, развязка.
Завязка (условно добавлю сюда 1-2 главы) однозначно является лучшей частью фильма. Всё напряжение и волнение ситуации быстро передаётся зрителю и за счёт этого фильм уже на ранних стадиях овладевает тобой. Умеренный темп и плавный сюжет позволяет вдоволь насладится операторской работой и по-настоящему ощутить страх и беспомощность, которая витает вокруг главного героя. К экватору картины ты уже полностью погружаешься в мрачную атмосферу конца 80-х и с нетерпением жаждешь продолжения.
Середина фильма — настоящий тяжеловес. Сюжетных рывков мало, но драма так и хлещет через край. Зритель может слегка утомиться от того, что картина топчется на месте, но саспенс никуда не девается и накал не спадает. Внутри не появляется желание, чтобы фильм закончился как можно скорее, но настойчиво хочется более стремительного развития.
Финал выдался действительно громким. Лично мне, он показался слишком творческим, но безразличных людей после просмотра точно не останется. Режиссёр и его команда весьма четко обозначили два тезиса: нам показали как именно жизнь может превратить человека в зверя и обозначили, что если цель и оправдывает средства, то сухим из воды выйти уже не получится.
5. Лёгкая критика
Я одобряю подход, когда все персонажи получают неоднозначный характер и на них становится даже мерзко смотреть. Отдельные сцены мне особенно запомнились. Когда детей привезли на место допроса и сцена с чистосердечным признанием — это шикарно. В фильме можно выделить ещё с дюжину ярких эпизодов и это свидетельствует о том, что "Казнь" — качественная и серьёзная работа мирового уровня.
Но я не могу не высказаться по поводу финального твиста. Соглашусь, что это было непредсказуемо, но существует ли там логика? Я понимаю, что человек в отчаянии способен на всё, но концовка оказалась слишком мудрёной. Явный перебор.
Раз уж мы перешли к критике, то не могу не упомянуть про отсутствие противостояния. Вы скажете: " Там же весь фильм противостояние следователя и убийцы, тебе мало? " . А я вам отвечу, что мне хотелось большего раскрытия для внутреннего конфликта, который позже перерос в нечто большее. Ведь Исса и Иван были не просто коллеги, но и хорошие приятели. Этому аспекту уделили слишком мало экранного времени, а зря. Это могло наполнить финал совсем другими красками и заменить недоумение восхищением. Но, к сожалению, их дороги слишком быстро разошлись и заросли травой.
6. База сценария
Фильм не стал делать себе имя и создавать своё промо через заманчивый клич, который звучит так: "Основано на реальных событиях" . Хотя молодой режиссёр вполне себе мог это позволить, ведь сюжет фильма и образы серийных убийц базируются на реальных преступлениях и личности печально известного маньяка-потрошителя — Чикатило. Также в фильме используется прототип другого серийного убийцы Сливко. Существующий факт, о реальной консультации следователя у Сливко по поводу поимки Чикатило имел место быть в жизни и был умело обыгран в фильме. "Казнь" не выдает себя за псевдодокументальную картину и поэтому вопросы достоверности отпадают сами собой. Фильм является исключительно художественным, что ему только на пользу.
7. Выводы
"Казнь" — картина международного масштаба и спорить с этим глупо. Во время просмотра я даже не задумывался о том, что передо мной не западный криминальный триллер. В конце концов, Ладо Кватания снял прекрасное кино и это великолепный дебют не только в качестве режиссёра, но и сценариста. У российского кино всегда была проблема с сильными и мощными сценаристами. Может это время подошло к концу?
- Моя оценка 7 из 10 на IMDb.
Надеюсь, фильм получит свой заслуженный успех после выхода в прокат и новый проект Ладо Кватании не заставит себя долго ждать. Мировой показ картины состоялся еще осенью, а на торрентах фильм появился совсем недавно, хотя он официально ещё даже не вышел. Премьера в российском прокате ожидается 21 апреля 2022 года. Всем любителям "Зодиака", "Семь" и "Охотника за разумом" однозначно рекомендуется к просмотру! У нас появился свой качественный криминальный триллер.
На сегодня всё. До скорого!
#рецензия на фильм #отечественное кино #кино 2022 #криминальный триллер #казнь фильм