Доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, руководитель сектора философии культуры, лауреат премии Правительства Москвы молодым учёным;
- Как Вы решили пойти в науку? Что повлияло на Ваше решение стать ученым?
- Желание пойти в науку, и именно в философию, появилось у меня на последних курсах университета. Я училась на психолого-педагогическом факультете Астраханского государственного университета и у нас тогда было много дисциплин и интересных спецкурсов, посвященных развитию и саморазвитию личности, росту самопонимания, раскрытию художественного сознания, творчеству и др. На занятиях мы углублялись и в философские основания этих вопросов и проблем, с увлечением читали философскую литературу. Поворотным моментом для меня стал выбор тематики моих квалификационных студенческих работ – сначала курсовой, потом дипломной. Под влиянием таких личностно-ориентированных спецкурсов я решила писать о духовном воспитании личности. Помню сомнения преподавателей кафедры, которые в целом поддержали мой выбор, но предупредили, что термин «духовное» очень сложен для такого уровня работы. Получится ли дать ему научное обоснование? Здесь мне очень помогла гуманистическая психология. В 1990-е гг. в нашей стране обретали все большую популярность работы В. Франкла, Э. Фромма, К. Роджерса, А. Маслоу. От этих авторов ниточки повели меня к экзистенциальной философии, персонализму, определенному спектру художественной литературы.Помню, что с увлечением в то время читала работы Н.А. Бердяева («Самопознание», «Философия свободы», «Смысл творчества»). Причём, все эти книги нельзя было взять по абонементу, их надо было читать в зале. Уменя сохранились очень приятные воспоминания о работе в уютном читальном зале областной библиотеки, которая находится в старинном здании – памятнике истории и культуры. Зеленые лампы, классическая мебель, массивные шторы, тишина и часто полумрак – все это обладало для меня особым очарованием. Надеюсь, всё там осталось именно таким, как было.
Именно в эти годы студенческой научной работы и сложилось мое стойкое желание связать свою жизнь с философией, и я несказанно счастлива, что работаю сейчас в академическом институте с глубокими традициями и яркой историей – в Институте философии РАН.
Возвращаясь к теме духовности, которую я исследовала на раннем этапе своего становления как учёного, также вспомню о том, что отдел аспирантуры по согласованию с кафедрой отправил ряд дипломных работ этого года (2000 г.) на открытый конкурс Министерства образования РФ на лучшую научную работу студентов в вузах РФ. Это был широкий конкурс, охватывающий все специальности. Каковы же были мои удивление и радость, когда я узнала, что моя работа заслужила одну из высших наград – одну из восьми медалей этого конкурса, присужденных, вероятно, по разным научным направлениям. Мне очень дорога эта первая награда. Она была связана с временем профессионального выбора и в каком-то смысле выступила для меня символом значимости научного творчества и подтверждением важности этих первых шагов в науке.
- Что такое философия? Не могли бы Вы дать свое определение.
Этот вопрос сразу вызывает в памяти целый спектр специально посвященных этой теме замечательных философских работ. Первое, о чем мне хочется здесь сказать: философия – размышление о ситуации человека в мире, уводящее нас к истокам его формирования в глубинах мировой культуры, в ее магистральных всечеловеческих линиях и в мозаике уникальных культурных ценностей. Вспоминается определение философии как истории философии, обоснованное академиком Т.И. Ойзерманом. В истории философии мы находим уникальные образцы философской рефлексии, «философию во множественном числе», которая приоткрывает для нас прошлое культуры, определяет и обогащает понимание ее современных очертаний. Также, для меня философия есть способ поддержания гуманистических ценностей и гуманистической картины мира, в центре которой – человек и его всякий раз уникальный жизненный мир. В чем-то эта картина мира не лишена утопизма, гуманизм остаётся недостижимым, но ее можно воспринимать как постоянно стоящую перед человеком и человечеством задачу, как символ неустранимой готовности, движения в этом направлении, и это, безусловно, приносит и приумножает свои плоды.
- Расскажите над чем Вы работаете сейчас?
Я продолжаю свою любимую тему экзистенциального опыта, находя все новые и новые повороты и сюжеты. Углубление в конкретную тему открывает со временем все больше перспектив и связей с другими векторами философской рефлексии. Эти повороты связаны и с историей экзистенциальной философии и философии в целом, и с мерцанием экзистенциального содержания в искусстве, и с формами современных научных подходов к феномену экзистенции. Мне интересны исследования положения человека в цифровом мире, и я стараюсь выработать свой подход к его пониманию. Отдельные планы связаны с исследованием этапом восстановления экзистенциальной традиции в России, в которой выделяются периоды ее латентного выражения в литературе (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Платонов), философия русского религиозного ренессанса (Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев), освоение и критика экзистенциальной проблематики в советский период, связанный с пониманием ее социокультурных оснований, сопряжение сознания и экзистенции М. Мамардашвили, современные трактовки экзистенциализма (П.П. Гайденко, Э.Ю. Соловьев, Т.А. Кузьмина), наконец, его влияние на конкретные социально-гуманитарные науки.
Отдельный интерес представляет для меня визуальный поворот в философии и культуре, феномен визуализации. Проект «EXISTENTIA», первый этап которого мы осуществили в получении визуального материала, его обработки и экспонирования хотелось бы дополнить именно исследованием, анализом «визуализации экзистенции». В настоящее время идет процесс формирования авторского коллектива и, надеюсь, получится осмыслить этот визуальный материал в тексте.