Что такое желание учиться? В последнее время дети всё чаще слышат фразы: «Учиться нужно», «Ты должен учиться». О каком желании в таком случае идёт речь? Существует ли оно? Должно ли оно возникать? Если да, то как это желание рождается? Как замотивировать ребенка учиться? В данной статье вы найдете ответы на эти вопросы.
Желание учиться – что это?
Желание учиться – это желание ребенка узнавать что-то новое, изучать и исследовать мир, находить ответы на возникающие в его голове вопросы. Зигмунд Фрейд в одной из своих основополагающих работ утверждает, что стремление к познанию и исследованию возникает у ребенка в возрасте 3-5 лет. Первый вопрос, который начинает занимать ребенка: «Откуда берутся дети?». Из-за недостатка знаний дети начинают придумывать различные теории. В 7-10 лет желание учиться является признаком психологического здоровья ребенка.
Но что же происходит с детским любопытством дальше? Почему в школьные годы родители всё чаще сталкиваются с проблемой, что их ребенок не хочет учиться?
Причины отсутствия желания к обучению
Причин того, что ребенок не хочет ходить в школу и учиться, может быть несколько:
•Отсутствие интереса к части школьных предметов;
•Сложности в общении с одноклассниками;
•Высокая нагрузка во внеучебное время (кружки, секции и т.п.);
•Негативные эмоции из-за необходимости соблюдать строгий режим – ранний подъем, многочасовое времяпровождение в школе, ежедневное выполнение домашних заданий;
•Изменение условий обучения (смена школы, классного руководителя, переход в другой класс);
•Отсутствие мотивации.
Как мотивация влияет на желание учиться
Кроме любопытства, на желание учиться также влияет мотивация. Она оказывает большое влияние на продуктивность и успешность в достижении результата. Мотивация – это побуждение к действию. Она управляет поведением человека, задает направление действиям, которые необходимы для достижения положительного результата. Мотивация бывает:
•Положительная – предполагает поощрение за достижение успеха при выполнении поставленной цели. Это «мотивирование на успех»
•Отрицательная – предполагает наказание за отсутствие у ученика положительных результатов при выполнении работы. Это «мотивирование на неудачу».
Оба вида мотивации работают и имеют результаты. Но положительная мотивация не оказывает отрицательного влияния на эмоциональное состояние ученика. Поэтому она считается более педагогичной.
Виды мотивации школьников
Есть ещё два вида мотивации:
•Внешняя – когда ребенок действует в силу обязанностей, из-за давления со стороны родителей или преподавателя. Конечной целью такой мотивации является получение хорошей оценки. При отсутствии внешних мотивирующих факторов желание что-то делать пропадает.
•Внутренняя – это самомотивация, личный интерес и желание учиться. Она основана на желании ребенка добиться успеха при выполнении действий, направленных на достижение цели. Она стимулируется внутренними личностными качествами школьника.
Внешняя мотивация кратковременна и непродуктивна, так как деятельность, осуществляемая ребенком, не вызывает у него интереса. Возникновение каких-либо трудностей моментально прекращает учебную деятельность. Поэтому важно стремиться, чтобы у ребенка была внутренняя мотивация, являющаяся ключом к успеху при выполнении работы.
Что нужно, чтобы возникла мотивация учится
•Интерес и смысл учиться – ребенку важно получать удовольствие от учебы;
•Умение ставить цели и достигать их – школьник должен уметь планировать и концентрироваться на своих действиях;
•Настойчивость – она необходима для преодоления трудностей, возникающих во время учебы;
•Вера в себя – понимание ребенком, что успех зависит только от него.
Советы родителям
Чтобы помочь ребенку, вызвать у него интерес, мотивацию и желание учиться, родителем следует:
1.Не давить на ребенка;
2.Не сравнивать его с другими детьми;
3.Станьте для своего ребенка в первую очередь другом, а уже после заботливым и любящем родителем;
4.Давайте ребенку проявлять самостоятельность в выборе последовательности выполнения домашнего задания;
5.Находите компромиссы;
6.Показывайте ребенку свою любовь, даже если его учеба не слишком успешна.
Таким образом, на желание учиться оказывают влияние два основных фактора – интерес и мотивация. Если каждый из них будет на достаточном уровне, итоговые результаты от учебной деятельности будут значительно выше.
Автор статьи - Елена Лазурина