Найти тему

Факты о влиянии желания учиться на итоговый результат

Оглавление

Что такое желание учиться? В последнее время дети всё чаще слышат фразы: «Учиться нужно», «Ты должен учиться». О каком желании в таком случае идёт речь? Существует ли оно? Должно ли оно возникать? Если да, то как это желание рождается? Как замотивировать ребенка учиться? В данной статье вы найдете ответы на эти вопросы.

Желание учиться – что это?

Желание учиться – это желание ребенка узнавать что-то новое, изучать и исследовать мир, находить ответы на возникающие в его голове вопросы. Зигмунд Фрейд в одной из своих основополагающих работ утверждает, что стремление к познанию и исследованию возникает у ребенка в возрасте 3-5 лет. Первый вопрос, который начинает занимать ребенка: «Откуда берутся дети?». Из-за недостатка знаний дети начинают придумывать различные теории. В 7-10 лет желание учиться является признаком психологического здоровья ребенка.

Но что же происходит с детским любопытством дальше? Почему в школьные годы родители всё чаще сталкиваются с проблемой, что их ребенок не хочет учиться?

Причины отсутствия желания к обучению

Причин того, что ребенок не хочет ходить в школу и учиться, может быть несколько:

Отсутствие интереса к части школьных предметов;

Сложности в общении с одноклассниками;

Высокая нагрузка во внеучебное время (кружки, секции и т.п.);

Негативные эмоции из-за необходимости соблюдать строгий режим – ранний подъем, многочасовое времяпровождение в школе, ежедневное выполнение домашних заданий;

Изменение условий обучения (смена школы, классного руководителя, переход в другой класс);

Отсутствие мотивации.

Как мотивация влияет на желание учиться

Кроме любопытства, на желание учиться также влияет мотивация. Она оказывает большое влияние на продуктивность и успешность в достижении результата. Мотивация – это побуждение к действию. Она управляет поведением человека, задает направление действиям, которые необходимы для достижения положительного результата. Мотивация бывает:

Положительная – предполагает поощрение за достижение успеха при выполнении поставленной цели. Это «мотивирование на успех»

Отрицательная – предполагает наказание за отсутствие у ученика положительных результатов при выполнении работы. Это «мотивирование на неудачу».

Оба вида мотивации работают и имеют результаты. Но положительная мотивация не оказывает отрицательного влияния на эмоциональное состояние ученика. Поэтому она считается более педагогичной.

Виды мотивации школьников

Есть ещё два вида мотивации:

Внешняя – когда ребенок действует в силу обязанностей, из-за давления со стороны родителей или преподавателя. Конечной целью такой мотивации является получение хорошей оценки. При отсутствии внешних мотивирующих факторов желание что-то делать пропадает.

Внутренняя – это самомотивация, личный интерес и желание учиться. Она основана на желании ребенка добиться успеха при выполнении действий, направленных на достижение цели. Она стимулируется внутренними личностными качествами школьника.

Внешняя мотивация кратковременна и непродуктивна, так как деятельность, осуществляемая ребенком, не вызывает у него интереса. Возникновение каких-либо трудностей моментально прекращает учебную деятельность. Поэтому важно стремиться, чтобы у ребенка была внутренняя мотивация, являющаяся ключом к успеху при выполнении работы.

Что нужно, чтобы возникла мотивация учится

Интерес и смысл учиться – ребенку важно получать удовольствие от учебы;

Умение ставить цели и достигать их – школьник должен уметь планировать и концентрироваться на своих действиях;

Настойчивость – она необходима для преодоления трудностей, возникающих во время учебы;

Вера в себя – понимание ребенком, что успех зависит только от него.

Советы родителям

Чтобы помочь ребенку, вызвать у него интерес, мотивацию и желание учиться, родителем следует:

1.Не давить на ребенка;

2.Не сравнивать его с другими детьми;

3.Станьте для своего ребенка в первую очередь другом, а уже после заботливым и любящем родителем;

4.Давайте ребенку проявлять самостоятельность в выборе последовательности выполнения домашнего задания;

5.Находите компромиссы;

6.Показывайте ребенку свою любовь, даже если его учеба не слишком успешна.

Таким образом, на желание учиться оказывают влияние два основных фактора – интерес и мотивация. Если каждый из них будет на достаточном уровне, итоговые результаты от учебной деятельности будут значительно выше.

Автор статьи - Елена Лазурина