1. Текст.
«Наблюдающая психология, которая прежде всего говорит о своих восприятиях всеобщих модусов, встречающихся ей в деятельном сознании, находит всевозможные способности, наклонности и страсти, и так как при перечислении всей этой коллекции нельзя подавить воспоминания о единстве самосознания, то она должна по меньшей мере дойти до изумления от того, что в духе, как в мешке, могут находиться вместе столь многие и столь неоднородные друг по отношению к другу случайные вещи, в осо[162 — 163]бенности поскольку они оказываются не мёртвыми покоящимися вещами, а беспокойными движениями».
Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. — Гегель, Г. В. Ф. Сочинения. В 14 тт. Т. 4. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. Сс.162 — 163.
2. Для умного восприятия такое сочетание многого и, одновременно, копошащегося внутри себя, действительно, составляет и предмет удивления, и проблему. Уму непременно надо логически сочетать многое в одно, иначе он чувствует своё бессилие, свой позор, своё общее неумение мыслить.
Как поётся в знаменитой песне «Ах, Самара-городок»,
Я росла и расцветала
До семнадцати годов,
А в семнадцать годов
Крушит девушку любовь.
Ах, Самара-городок,
Беспокойная я,
Беспокойная я,
Успокой ты меня.
Несомненно, девушку крушит любовь к уму. И это её раздельное, чёткое, по складам, обращение к уму, не надо ли ему, наконец, напиться. Любовь к упражнениям с Умом — живая вода из колодца жизни.
2022.04.14.