Найти в Дзене
SPIK.KZ

Как налоговики и СЭС «кошмарят» малый бизнес

Оглавление

Отечественные предприниматели не устают жаловаться на проверки своего бизнеса и следующие за этим карательные меры. Понятно, что, по мнению самих бизнесменов, и проверки эти незаконные, и выписываемые штрафы драконовские. Причем даже действующий в Казахстане с 1 января 2020 года мораторий на проверки малого и микропредпринимательства далеко не всегда защищает представителей бизнеса. Хотя, надо признать, этот мораторий все-таки приостановил вал проверок – раза в четыре для всех и раз в семь – для малого и микробизнеса. Однако даже с его помощью этот процесс так и не удалось заморозить полностью.

На днях в защиту предпринимателей выступил сенатор Андрей Лукин, которому поступило множество жалоб от отечественных бизнесменов. Он составил депутатский запрос на имя премьер-министра РК Алихана Смаилова, где описал реальную картину происходящего. Также Лукин привел статистику, подтвержденную самими проверяющими органами, в частности налоговыми и санитарно-эпидемиологическими.

По данным депутата, в 2020 году (то есть уже после того, как заработал мораторий) около трети проверок пришлись именно на субъекты малого предпринимательства. При этом каждая пятая проверка нарушала права предпринимателей, о чем свидетельствуют проверки уже совершенно иных структур.

Всего уполномоченные органы насчитали свыше 12 тысяч нарушений прав предпринимателей. Среди них 8,7 тысячи незаконно возбужденных административных производств, 2,6 тысячи фактов незаконного применения ограничительных мер (аресты счетов, незаконные налоговые уведомления и др.) и так далее. 60% нарушений пришлись на органы внутренних дел, 24% – на налоговиков, 10% – на органы транспортного контроля и 5% – на местное самоуправление.

Количество незаконных проверок исчисляется сотнями

«Так, например, в ноябре 2020 года приказами руководителей органов образования в Мангистауской области назначен контрольный мониторинг деятельности 204 частных детских садов и школ. Фактически под видом мониторинга в нарушение статей 140, 145 и 146 Предпринимательского кодекса РК проводились полноценные проверки субъектов малого предпринимательства без вынесения актов об их назначении и регистрации. А именно – проведена ревизия всей материально-технической базы организаций с посещением всех помещений, осмотром всего столового и хозяйственного инвентаря, изучением санитарных книжек и личных дел сотрудников и иной документации», – утверждает сенатор в своем депутатском запросе.

Еще один пример – это когда земельная инспекция Атырауской области зарегистрировала проверку физлица, при этом фактически начав проверять ИП, хотя, во-первых, в это время уже действовал мораторий на проверки, а во-вторых, в инспекции не озаботились предписанием о ее назначении и регистрацией в органах правовой статистики и специальных учетов (как того требуют нормы Предпринимательского и Налогового кодексов).

Также депутат не обошел вниманием проведение проверок сотрудниками СЭС по соблюдению карантинных мер. Предпринимательский кодекс предписывает, что такие проверки могут проводиться только на основании поступившего экстренного извещения, но этот пункт почему-то тоже довольно часто игнорировался:«Только в Костанайской области органами СЭС без экстренного извещения проведено 13 проверок. Всего по органам СЭС выявлено 60 фактов нарушений».

Нередко предпринимателей незаконно привлекали к административной ответственности. В одном из районов Атырауской области органы СЭС оштрафовали владельца ресторана на 638 тысяч тенге за проведение банкета во время карантина. После того как предприниматель пожаловался на это решение, выяснилось – никаких торжеств в ресторане не проводилось, что, по словам сенатора, и подтвердила проверка.

В целом по итогам 2020 года органы прокуратуры внесли 288 актов прокурорского надзора. К различным видам ответственности были привлечены 249 должностных лиц. Выявили свыше 800 незаконных проверок, около 600 из них отменили.

С безнаказанностью ответственных лиц нужно что-то делать

Описанная картина наглядно свидетельствует о том, что руководство как центральных, так и местных исполнительных органов практически не следит за деятельностью своих подчиненных.

«Этому способствует и ряд проблемных вопросов, не находящих своего разрешения на протяжении длительного времени. В первую очередь к ним относятся различное понимание законодательного термина «массовая угроза жизни и здоровью населения» и отсутствие инициативы со стороны регулирующих государственных органов по его регламентации на подзаконном уровне», – отмечает Лукин.

Кроме того, считает сенатор, нужно что-то делать с безнаказанностью ответственных лиц. Депутат особо подчеркнул в своем обращении, что, когда речь идет о незаконных проверках, в большинстве случаев истекают сроки давности. Так, по выявленным 935 фактам нарушений к административной ответственности привлекли только 14 должностных лиц. Во всех остальных случаях истекли сроки давности. По этой причине сенатор предложил увеличить сроки до двух месяцев со дня обнаружения правонарушения либо по истечении одного года со дня его совершения.

Также им был изложен еще ряд предложений, куда входит ужесточение ответственности должностных лиц по фактам незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность (в том числе за нарушение порядка проведения проверок). По его мнению, нужно организовать качественное рассмотрение жалоб предпринимателей на незаконные действия должностных лиц до наступления негативных последствий для субъектов бизнеса.

«Прошу рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности как для виновных должностных лиц органов контроля и надзора, так и для руководителей центральных государственных и местных исполнительных органов, не обеспечивших надлежащий контроль за действиями подчиненных, а также своевременное восстановление нарушенных прав субъектов частного предпринимательства», – добавил Андрей Лукин.