Немного контекста: в этом посте речь пойдёт о двух принципиально разных бизнес-моделях дата-центров: коммерческих и проприетарных.
Не знаете, что такое дата-центры? Ничего страшного! Мы в нашем предыдущем посте постарались как можно доступнее рассказать про них.
Коммерческие ЦОД - это как отели (или постоялые дворы) для ИТ-оборудования, двери которых открыты для любых клиентов, нуждающихся в услугах дата-центра. Допустим, фирма "Одуванчик" приходит в коммерческий дата-центр и говорит, что хочет разместить в нём свои сервера. Ей дают на выбор разные тарифы (читай: "номер одиночный/с видом на море/люкс"), она выбирает подходящий, и дальше уже происходит стандартный процесс размещения и работы. Помимо "Одуванчика", в том же серверном зале/отеле по соседству могут располагаться стойки фирмы "Ромашка", а через пару рядов - "Рога и копыта".
Проприетарные или корпоративные ЦОДы - это частные дата-центры, построенные специально под какую-то конкретную компанию. Как правило, это либо очень крупные ИТ игроки типа Google, Facebook, "Яндекс" или Microsoft, либо просто компании, которые не хотят ни с кем делить пространство ЦОДа и обладают достаточными компетенциями и ресурсами для содержания собственного дата-центра.
Недавнее исследование, проведенное компанией ABB совместно с порталом Data Center Dynamics (DCD), говорит нам о том, что к 2025 году всё большое корпоративных ИТ-инфраструктур будут отданы на аутсорс коммерческим ЦОД.
Зачем же доверять своё критическое и дорогостоящее оборудование кому-то чужому, когда "надёжнее самому"? Спойлер: чтобы минимизировать риски, потому что выясняется, что "самому" нисколечко не надёжнее.
1. Человеческий фактор
Одной из причин выделяется нехватка специалистов. Специфика дата-центров заключается в том, что просто построить и оснастить здание под ЦОД недостаточно. Центры обработки данных – это комплексные инженерно-технические объекты, эффективность которых напрямую зависит от постоянного присутствия высококвалифицированных кадров. И, как отмечают в исследовании, их нехватка на рынке сейчас всё больше усиливается, а обучать самостоятельно у компаний не всегда есть возможность.
Почему на это обращается отдельное внимание? Потому что человеческий фактор – главная причина всех сбоев и даунтаймов в дата-центрах (от англ. downtime - "незапланированный простой оборудования"). Это означает, что примерно в 90% случаев уровень профессионализма и подготовки инженеров ЦОД - это всё, что отделяет ваши сетевые сервисы от сбоя (с потенциальным колоссальным денежным и репутационным ущербом). Так, например, в 2017 году авиакомпания British Airways понесла убытки в 80 миллионов фунтов стерлингов из-за даунтайма в одном из своих ЦОД, возникшего в результате неправильной распределения нагрузки.
2. Логистика и поставка оборудования
Другой причиной, почему строить собственные ЦОДы стало менее выгодно является пандемия COVID. Из-за неё всё больше возникают сбои в цепочках поставок оборудования, тем самым замедляя сроки строительства ЦОД. Под оборудованием имеется в виду прежде всего всё то, что обеспечивает энергоснабжение и охлаждение. Это - ключевые инженерные компоненты любого дата-центра.
Строя ЦОД для себя, ты всегда зависишь от сроков, поскольку каждый месяц промедления означает неподключенные ИТ-мощности и незапущенные собственные сервисы, то есть потеря денег.
В итоге построить и запустить корпоративный дата-центр могут позволить себе только те игроки, кто располагает большим запасом времени и ресурсов.
3. Обслуживание
Собственные ЦОДы - это всегда большие проекты и капитальные, долгосрочные вложения. Ты должен быть уверен, что строя дата-центр сегодня, у тебя будет возможность развивать и модернизировать инженерную инфраструктуру через 2, 5, 10 лет. Многие современные корпоративные бизнес-модели оказываются просто не готовыми к этому.
4. Ускоряется миграция в "облака"
Многие компании всё больше начинают переводить свои сервисы в "облако" и даже создавать виртуальные дата-центры. Для этого всё чаще применяется модель Managed services (что и есть аутсорсинг). Кроме того, остро востребованы сервисы колокейшн (Colocation) и гибридных ИТ. Гипермасштабируемые облачные сервисы являются ключевой частью этого процесса.