Найти тему
By Burlak: язык одежды

"Покорность" Уэльбека: антиутопия о сегодняшнем дне. Что сбывается?

Оглавление

Долго сомневалась, но раз уж у меня пошла какая-то тематическая мусульманская неделя, то была не была! Расскажу вам об интересной книге, которую я читала дай бог больше 5 лет назад. Она посвящена выборам во Франции в 2022 году - то есть, прямо сейчас!

Авторский коллаж по мотивам обложки книги
Авторский коллаж по мотивам обложки книги

Кратенько расскажу вам фабулу романа, чтобы вы заранее представляли, будет вам интересно читать или нет:

На фоне политического противостояния "Национального фронта" Марин Ле Пен (ныне патетика партии сбавила обороты и переименовалась в "Национальнон собрание") и условной партии "Мусульманское братство" разворачивается внутренняя борьба среднего интеллигентного француза - одинокого преподавателя Сорбонны средних лет. Кто победил на выборах и почему - читайте в книге или далее в моей статье.

Ссылку на книгу оставляю туть: Мишель Уэльбек "Покорность".

Это заранее напоминание всем, кто может неправильно меня понять. Как говорится, если существует вероятность, что вас неправильно поймут, значит, вас точно неправильно поймут
Это заранее напоминание всем, кто может неправильно меня понять. Как говорится, если существует вероятность, что вас неправильно поймут, значит, вас точно неправильно поймут

Чтобы раздобыть свою старую рецензию я даже прибегла к помощи запрещенных ныне соцсетей, где выкладывала ее много лет назад. К моему большому сожалению, рецензия оказалась очень короткая (а я помню, что была она нормального размера изначально), ибо мне пришлось ее несчадно урезать во имя снисхождения Инстаграма, который не любит лонгридов. Привожу ее:

Дело в 2022 году в Париже. В разгаре президентская гонка. Борьба между "Нац фронтом" Марин Ле Пен и вымышленной (пока что, хаха) партией "Мусульманское братство". Уэльбек просто, понятно и крайне доходчиво объясняет, почему Европе грозит полная исламизация и почему христианство не выдержит идейную войну с мусульманством. Наванговал Уэльбек ж*пу полную.
Отличный интеллектуальный роман. Я была готова помочь главному герою в самоубийстве, потому что в его случае искренне считаю это эвтаназией.
Ещё радуюсь, шо раша це нэ йэвропа. И нам пока ещё не наплевать, что происходит вокруг. Мы не настолько индифферентные, чтоб быть тотально толерастными.
Книге поставлю ⭐⭐⭐⭐ из 5. Одна звезда с погон упала за такого ничтожного главгероя и за слишком уж большую увлеченность автором малоизвестным французским средневековым писателем Гюисмансом, с которым без гугла и пол-литра не разберёшься. Слишком отяготило чтение.
А так, вердикт однозначен. To read.

В общем и целом, уже можно догадаться, что у Уэльбека на выборах победило «Мусульманское братство» и не просто так. Причину проигрыша национальной европейской идеи глобальному исламскому миру можно увидеть в главном герое – самом что ни на есть типичном представителе «среднего европейца».

Почитать по теме: Константин Леонтьев «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения»

Франсуа – оторванный от корней (в том числе, и от семьи: в повествовании мы наблюдаем за ним во время трагичного события, он узнает о смерти своего отца и реагирует на это не то, чтобы с радостью, но демонстрирует поведение, достойное осуждения) профессор Сорбонны. У него не клеятся никакие долгосрочные отношения с женщинами (это надобно запомнить), он понимает весь ужас назревающего кризиса в стране и во всей Европе, и что он решает с этим делать? Да ничего. Он сбегает из Парижа, охваченного огнем гражданских выступлений (собственно, иногда складывается впечатление, что в Париже жгут покрышки чаще, чем меняют зимнюю резину на летнюю)))), пишет работу о малоизвестном французском авторе и будто просто барахтается в болоте бытия, пока его страна стоит перед эпохальным выбором. Проблема в том, что так делает не только он. Так поступает каждый второй средний европеец и именно поэтому крах западного общества неизбежен – к такой мысли приводит нас автор. На фоне консолидации исламского мира разрозненность и обособленность европейцев, их культ индивидуализма выглядит безапелляционно проигрышной эволюционной стратегией.

Роковое совпадение

Кстати сказать, судьбоносным совпадением оказалось, что в печать «Покорность» вышла в январе 2015 года – в день теракта в сатирическом журнале Шарли Эбдо. Кто не помнит, в чем была соль: всегда слишком смелое французское издание рисовало ни много ни мало карикатуры на Пророка Мухаммеда. Напомню, что в исламе вообще нет традиции иконописи, любое изображение пророка считается недопустимым. В общем, издательство расстреляли. Погибли 12 человек, 11 получили ранения. После этого в Париже несколько дней собирался Марш республики – стихийные и организованные манифестации в поддержку издательства и солидарности с семьями погибших.

ЯМЫШАРЛИ
ЯМЫШАРЛИ

Уэльбек предсказал долгоиграющие последствия миграционного кризиса в Европе, не только и не столько экономического, сколько идеологического. Он предсказал, что старое противостояние между социалистами и республиканцами сойдет на нет и на первый план выступит конфликт идеологий. Именно это и происходит сейчас, что видно уже даже после первого тура президентских выборов. И республиканцы, и социалисты набрали рекордно низкие проценты, на этом фоне хорошо выросли голоса у лидера умеренных националистов и противника евроинтеграции Марин Ле Пен (которой с трудом дается отмывание от радикально националистических взглядов ее отца Жана Ле Пена – тоже пятикратного кандидата в Президенты Франции). Правда, пока что идеологический конфликт не вырос до уровня религиозного между христианством и исламом, пока что вопрос стоит в противопоставлении европейского глобализма национальным интересам Франции и выходу из ЕС.

Но вообще я конечно болею за Ле Пен. Как зп первую женщину-президента Франции. Ну и, конечно, как за пророссийского политика :)
Но вообще я конечно болею за Ле Пен. Как зп первую женщину-президента Франции. Ну и, конечно, как за пророссийского политика :)

Вообще, красота и стиль – это, конечно, далеко не весь список моих интересов. Как я однажды писала, я всегда питала страсть ко всевозможным политическим интригам. Но тут мне вспоминается такой вот исторический анекдот. Карамзин, автор «Истории государства Российского» остановился на своем времени: он не описывал правление царей, которых застал, не только из соображений личной безопасности, сколько из-за невозможности дать объективную оценку происходящему. Вот вам и вся разница между публицистом и историком 😊 Поэтому мне крайне сложно давать какую-то оценку современной политике, да и так не хочется пачкаться.. Но потрепаться о воображаемом Закате Европы – это я могу! Умею, пратикую.

Почитать по теме: Освальд Шпенглер «Закат Европы»

Вообще, Уэльбек хорош. У него есть некоторая отталкивающая сторона повествования, он бывает прямолинейно физиологичен и рисует ну очень не приятных личностей – но что поделать, если именно через изображение неприятных главных героев он пробует разбудить своего читателя, заставить его думать о перспективе хотя бы на 10 лет вперед, а не на 10 минут до ближайшей серии Нетфликс. Конечно, хвалебные рулады типа, что он романист похлеще Оруэлла и Хаксли, я считаю преувеличением, этих мастодонтов пойди переплюнь. Но из современных зарубежных авторов Уэльбек явно заслуживает пристального внимания. Более того, кажется, это единственный французских автор, который мне зашел. У меня большие проблемы с французскими романистами, даже бОльшие, чем с американскими. Мои ребята – англичане и немцы, вот уж их произведения я читаю с упоением. И давайте вот, чем я завершусь.

Если б я был Султан...

Франсуа (наш герой) возвращается в Париж, когда победа «Мусульманского братства» уже одержана, когда выступления на улицах уже стихают, когда его коллег-женщин уже снимают с должностей… К нему приходит представитель новой партии, у них складывается интересный диалог, и вот, какую пронзительную речь о завуалированной пользе принятия мусульманства он задвигает (а, конечно, я же забыла упомянуть: сохранить свою должность в Сорбонне можно только путем принятия ислама, что совершенно логично в данных обстоятельствах):

- Знаете, в тот вечер мы говорили о метафизике, о сотворении мира… Я прекрасно понимаю, то на самом деле людей это чаще всего не интересует, но подлинно серьезные темы затрагивать неловко. Вот и сейчас мы говорим о естественном отборе, пытаясь вести беседу на достаточно высоком уровне. Конечно, вам трудно спросить меня в лоб: а какой мне назначат оклад и на скольких жен я могу претендовать?
Каритнка со звуком, не так ли?
Каритнка со звуком, не так ли?

О, я на этом моменте впала в экзальтацию, конечно. Женщины встали в один ряд с окладом. Их можно назначить, как премию. Снова розовый билетик, будь он клят! Огнище, обожаю! Но давайте продолжим, пожалуйста. Вам тоже понравится.

- Что касается оклада, то я уже более-менее в курсе.
- Ну, в общем то количество жен им и определяется. Согласно закону, у всех жен должны быть равные права. Что касается вас, вы сможете рассчитывать без особого труда содержать трех жен, но вы, конечно, совершенно не обязаны этого делать.
- Вопрос деликатный… Мусульманская одежда слишком закрытая, боюсь, что при выборе могут возникнуть некоторые затруднения…

Пид**ас, чью страну только что обчистили, облопошили и обесчестили, беспокоится, достаточно ли упругие зады будут у его будущих бесправных жен. Помните, да, какую характеристику героя я просила особенно запомнить? У него не складывается с женщинами, потому что он убог. Сейчас будет еще одна картинка со звуком, простите.

Но это все лирика. Продолжаем.

- А вы уверены, что хотите выбирать? На практике все мужчин выбирают одно и то же. Свахи проводят предварительную оценку, чтобы соотнести внешние данные со статусом предполагаемых супругов. Претензий у вас не будет, не беспокойтесь. (кусочек пропущен) Изначально и женщин привлекают в мужчинах физические данные, но в результате ряда воспитательных мер им можно внушить, что внешность не главное. Постепенно им начинают нравиться богатые мужчины. В какой-то степени их удается убедить даже в исключительной эротической ценности университетских профессоров… В конце концов, профессорам просто можно назначить высокую зарплату.

Хотела сказать что-то еще, но уже не хочу. Всколыхнуло, как в первый раз.

И если сегодня Марин Ле Пен проиграет Макрону, а я почему-то думаю, что накал в обществе еще недостаточен для разворота в ее пользу, то это для нее просто этап. Через 5 лет попробует снова, кризисы кормят популярность оппозиционеров. Ле Пен Уэльбека же как личность, политик и человек существовать перестала. Вместе с Францией. Вместе с Европой. И всей Западной цивилизацией, к которой, хочется нам или нет, относится и Россия.

В общем, я закругляюсь. Чет меня под конец сильно пробрало. Даже не знаю, о чем вас спросить в комментариях. Но все, в общем, мыслящие и культурные. Поэтому – говорите все, что угодно, и чтобы ничего нам с вами за это не было😊

Возвращаю свой старый любимый тег, в инсте тоже по нему многое можно найти #бурлакчтец Я собиралась вводить пятничный книжный клуб - может быть, эта идея окажется жизнеспособной! А пока - до новых встреч. Сейчас я, вероятнее всего, еду в полудреме в Ласточке по направлению Краснодар-Красная Поляна и жду, когда же проклюнется интернет, чтобы я смогла посмотреть, как там мой Дзенчик поживает!

Обнимаю. Ваша жизнерадостная зануда, Жанна. Стилист вашей души.

-6

Интересное на канале ByBurlak:

Исламская мода. Можно ли спрятать архетип под хиджабом?
By Burlak: язык одежды12 апреля 2022
Истоки футфетишизма в сказках Ганса Христиана Андерсена. Недетская литература!
By Burlak: язык одежды15 марта 2022

#феминизм #мусульманство #христианство #чтение #современная литература #что читать #марин ле пен #макрон #эммануэль макрон