В Бресте 60-ый полк НКВД по охране железнодорожных сооружений расквартирован был с максимальным комфортом.
Штаб в здании жандармского управления и трофейная мотодрезина
Под штаб был обустроен кирпичный двухэтажный особняк, построенный до революции для жандармского полицейского управления железной дороги. Это здание было удобно тем, что к нему одновременно можно подъехать на автомобильном и на железнодорожном транспорте. Оно находилось на, так называемом, станционном острове. Железнодорожные пути были удобны тем, что от польской армии частям НКВД досталась бронированная мотодрезина Zuk. Это тип бензиновых мотодрезин, закупленных Польшей в Чехословакии, до 1939 года составлял основу польских железнодорожных войск.
Бронированная дрезина типа Zuk
В сентябре 1939 года войска Гудериана захватили в Бресте шесть таких бронированных агрегатов. Но один был с неисправным двигателем , он и достался советским войскам как трофей. К декабрю 1939 года мотодрезину починили в железнодорожных мастерских, и она стала личным рельсовым транспортом командира полка подполковника Филиппова. По решению партийного бюро части ей присвоили имя «Сергей Лазо», а в документах она проходила под шифром СЛ-01.
Собственный железнодорожный транспорт, развивающий скорость 45 километров в час и проходящий на одной заправке более 700 километров, был незаменимым вариантом для командования полка НКВД. Её использовали для служебных поездок, а также для инспекционных проверок гарнизонов железнодорожных мостов. Экипаж в три человека, противопульное бронирование и два пулемета wz.25 Hotchkiss делали из мотодрезины серьезную боевую единицу, которой были доступны и оперативные задачи. Именно с её помощью в марте 1941 года была уничтожена в Лунинецком районе, совместно с районным истребительным отрядом, банда, нападавшая на эшелоны с ценными грузами.
Взорванный брестский мост в 1915 году
Но был у дрезины и недостаток: она, так же как и трофейный бронепоезд БеПе № 60 была ограничена территорией европейской колеи. Поэтому её можно было использовать только в границах Брест-Литовской железной дороги.
Главный объект охраны Брестской области
Казармы полка находились в, так называемом, Интендантском военном городке, располагавшимся вплотную к железнодорожной ветке Брест-Ковель, там же была размещена и часть складов. Оружейный склад находился в отдельном здании станционного пакгауза с толстыми стенами, примерно в полукилометре от железнодорожного вокзала. Лишь с началом боевых действий выяснится, что такой вариант размещения складов был преступный и ошибочный.
Командиры полка жили в нескольких минутах ходьбы от штаба в многоквартирных домах польских железнодорожников, которые компактно стояли возле самых путей. Некоторые польские специалисты оставались жить в ведомственных квартирах, но часть железнодорожников была репрессирована, а часть направлена на работу в другие регионы Советского Союза.
Брестский пограничный мост в 1940 году
Самым главным объектом охраны был пограничный железнодорожный мост через реку Западный Буг, построенный в начале XX века. И взорванный первоначально русскими а потом и немецкими войсками во время Первой мировой войны. В 20-ые годы ХХ века мост был восстановлен польскими строителями. Он представлял собой сооружение длиною 303 метра. Это был однопутный мост с двумя железобетонными и четырьмя металлическими секциями.
Во время своего посещения Бреста в июле 1940 года заместитель наркома НКВД СССР Игорь Масленников на совещании с командирами внутренних и пограничных войск подчеркивал, что этот мост самый главный стратегический объект Брестской области, и его охрана должна быть особо безупречной. Он же и предложил подполковнику Филиппову и командиру Брестского пограничного отряда майору Кузнецову выработать общий план обороны пограничного моста.
Мост охраняли совместно с пограничниками
Самый охраняемый мост Советского Союза
К лету 1941 года Брестский пограничный железнодорожный мост был самым охраняемым мостом Советского Союза. Его охранял гарнизон из трех постов по 12 человек каждый, два станковых пулемета, 3 ручных пулемета. Кроме того охрану моста нес караул пограничных войск НКВД в составе 16 человек с двумя ручными пулеметами. В расположении гарнизона охраны моста постоянно находились два командира войск НКВД.
Мост был необходим врагу для успешного наступления
Кроме этого в здании польской путевой стражи в 200-х метрах от моста постоянно дежурила группа усиления, состоящая из взвода маневренной пограничной группы с тремя ручными пулеметами, тремя снайперскими винтовками и несколькими автоматическими винтовками. В бывшем форте «Берг», примыкавшему к железной дороге, располагались артиллеристы 2 дивизиона 131-го артиллерийского полка. Они по тревоге могли помочь в обороне гарнизону моста огневой поддержкой и выслать в помощь бойцам НКВД дежурный взвод с ручным пулеметом. Кроме того с марта 1941 года при помощи катера пограничной службы мост был заминирован, и в гарнизон включили несколько сержантов-саперов.
По всем инспекторским докладам охрана железнодорожного моста считалась надежной и не требующей дополнительного усиления. Командир гарнизона имел четкие инструкции, которые расписывали действия гарнизона при любом возможном развитии событий. Но к ночи на 22 июня 1941 года гарнизон моста был ослаблен распоряжениями из Минска и странными действиями областного управления НКВД Бреста, но об этом уже в продолжении темы.