50 дней уроков новой истории.
50 бесконечных дней…
Размышлял о важном предмете: коллективная вина и коллективная ответственность.
Вы же понимаете, что мы все виновны в том, что происходит, и несём за это прямую ответственность? И это не относится к мистическим эзотерическим практикам, так популярным в сегодняшней общественной культуре, с её автоматической виной каждого родившегося. Это относится к культуре реальной, социологической.
Вот смотрите, в школе, практически в любом классе, есть минимум один неблагополучный ученик. Он или она… чаще всего - неопрятный, сидит на задней парте, с двойками в дневнике, осуждением учителей, насмешками и издевательствами учеников…
В школах, где я учился, и в пионерлагере, и даже в универе - были такие. Больше того скажу, временами и я был в качестве такого персонажа: когда переходил в новую школу, когда поступал в универ, когда ходил по кастингам, искал работу в чужом городе… мои мечты, моя вера в себя, любовь к миру и хорошие люди всегда вытаскивали меня из этой ямы. Я не сразу научился ценить людей, в качестве “наследства” мне досталось мало мудрости, а хлама всякого - предостаточно. Я понимаю смысл фразы “адекватность - это тщательно контролируемое безумие”. И всю свою жизнь я собираю себя по маленьким кускам - по искрам душ других людей.
Не стану перечислять все те качества, которые я в себе подавил. Я “отключил” их, но они никуда не делись. И я мне понятна фраза: “Кто не умеет подчиняться сам - не сможет командовать другими”. Не зная ненависти - не познаешь любви, не теряя - не научишься сохранять, не умея слушать - не научишься говорить…
Припоминаю лишь парочку примеров из того, как сложилась жизнь тех людей, кто сидел на задней парте. Грубо говоря, надеюсь, что есть судьбы более удачные, чем те, что известны мне.
ОДИНОЧЕСТВО - пожалуй, главный фактор.
Одинок и тот, кого все любят. Он становится равнодушным. Равнодушие в двоичной системе координат - тоже грех, но только равнодушный может быть справедлив.
Одинок и тот, кого все ненавидят - он стремится заставить всех себя полюбить.
Проще купить человека, заманив конфетой или фокусом ребёнка, который живёт в душе каждого из нас. Люди нуждаются в чудесах. Дети, живущие в каждом из нас - вечно теряют ключи и блуждают в поисках дома. Чудеса - это то, во что хотят верить люди. Радость обретения мечты, чьей-то заботы, искупается принятием ответственности - защищать свой выдуманный рай…
ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА - судя по теле и кинофильмам, вполне себе эффективная система.
Механизмы примитивны: простейшие объяснения, в которых можно и нужно постоянно путаться - это вполне в рамках правил, в этом случае даже никому ничего не объяснять, пусть сами догадываются, сами трактуют, как кому удобнее - так удобнее всем. Локализуешь эффективно работающую эзотерическую франшизу, выбираешь модель поведения и штампуешь прекрасные мечты и страшные сказки. Обмениваешь преданность на прощение, тайны на истины, чувства на деньги.
***
Все самые интересные сны мне снятся после 5 утра. Лет 14 назад, кстати, ровно в 5 утра, я, сам того не желая, проваливался в астрал. Страшные были времена. Блок в другой мир я давно построил, но привычка засыпать с телевизором, удерживающим в пределах этого мира осталась… и остались сны…
Сегодня сон был такой: после череды событий я оказываюсь на территории, похожей на некий дачный посёлок. Помню с такого момента: вокруг полная темень, тишина, ни огня в домах вокруг, не слышно ни шороха. Кристально прозрачен воздух, сквозь грозовое небо еле пробивается луна. Я один, но мне совсем не страшно. Я понимаю, что я - ворон, я - хозяин. Делаю два взмаха крыльями, и, не успев набрать высоту, сталкиваюсь с пересекающим мой путь “парящим” памятником Ленину. Он движется перпендикулярно, пересекая мою траекторию полёта слева направо. Он летит немного над землёй, наклонившись чуть вперёд, будто спешит под дождём в булочную. И это не тот памятник Ленину, где он стоит, указывая путь к светлому будущему, а тот, где он скорее похож на мыслителя, типа “Ленин думает”. По цвету тоже нетипичный, немного такой кирпичный, отчасти красно-коричневый. Такого цвета, как в координатах 50°26′32″ с.ш. 30°31′10″ в.д…. ну или вот, нашёл по поиску - “Ленин на троне Сергея Меркурова”, вот практически этот памятник, если не он самый.
Цитата с сайта Армянского музея Москвы: “Удивительно, но об этой скульптуре сегодня мало кто знает, в то время как расположена она в самом центре Москвы, прямо напротив московской Мэрии, за памятником Юрию Долгорукому.”
В полёте мы чуть не сталкиваемся, в голове памятника отражается огонь, наверное, исходящий из моих глаз, или моего сердца… не знаю, короч, голова его начинает светиться от моего приближения к нему, м я ему, как старому, другу кричу слова, которые могут связывать только нас, и крыльями машу в такт. Кричу всего три фразы: “Ленин жил! Ленин жив! Ленин будет жить!”. Не знаю, с чего вдруг выбрал их… Первой фразой я его отталкиваю от себя по своей траектории движения, второй фразой сбиваю его вправо, в третьей - обоими крыльями стараюсь им пробить землю, погрузить его в преисподнюю.
Но проваливаемся под землю мы с ним вместе, и, оказываемся людьми в реальном мире. Памятник становится человеком, похожим на молодого актёра, которого загриммировали под молодого Ленина. А себя я, понятно, со стороны не вижу. “Человек, похожий на Ленина” падает на какой-то шкаф, вокруг рабочие, обстановочка времён индустриализации, люди начинают кричать на него, он убегает по холлам огромной фабрики, оглядываясь.
Я просыпаюсь. На часах 08:19. Из этих цифр можно сложить, например, год моего рождения.
“- Может, быть в каких-то памятниках закрыты те, чьё возвращение в реальную жизнь нежелательно?” - проскакивает такой осколок мысли. “Как в тех легендах - когда людей одним взглядом или словом превращали в камень…”
“ - Блин, надо бежать в спортзал” - подумал я… быстро собрался, вышел, и уже на светофоре, на пятой части пути понял, что забыл дома все телефоны.
“- Ладно, я ж люблю приключения” - думаю… “ - Обойдусь. А если не обойдусь, то вернусь”...
Подходя к спортзалу поймал себя на мысли, что без смартфонов в руке и в кармане и осанка другая и ощущение лёгкости и свободы какое-то, как в детстве, когда возможно всё!
***
Со второго этажа спортзала в огромное окно замечаю сидящий на скамейке на улице странный силуэт, весь в чёрном. Перед ним покрытый льдом пруд. Чёрный плащ с капюшоном, длинные рукава, чёрная сумка рядом. На спине на плаще и на сумке какой-то белое слово, невозможно разобрать издалека. Этот силуэт похож на образ смерти в массовой культуре, только косы не хватает. Лишь рядом стоит чёрный столб и висят чёрные провода….
“- Кого-то ждёт, наверное…” - проговариваю я вслух, оглядываясь по сторонам….
И тут же: “- А прикольно, если там, например, написано СМЕРТЬ. Это ж какой крутой бренд для чёрной одежды, обуви, для зонтов, сумок и всего прочего”. Мимо меня проходит тренер в чёрной футболке, на спине название спортзала. “- Да, смотрелось бы эффектно” - размышляю… “- Жаль, телефоны дома забыл, фото сделать не на что… ну, напишу об этом эпизоде”
К чёрному силуэту подходит другой. Девушка во всём белом, с собачкой типа “доча”. Спускаюсь со второго этажа, подхожу к окну поближе - перед ними на серой асфальтовой дорожке жёлтым мелком нарисовано пронзённое стрелой сердце, в чёрном тоже девушка…
***
Одиночество - страшная штука. Ты никому не веришь, никого не любишь, никого не ждёшь. Ты играешь в шахматы с выдуманным соперником, нарушаешь правила игры - потому что ты один, и ты сам с собой договорился, что тебе можно всё. Ты вращаешь шахматную доску бесконечно, понимаешь, что всё равно выиграешь, и всё равно проиграешь сам себе. И от этого становится противно, и ты почти готов смахнуть все фигурки с доски, выключить свет и пойти пить чай и, наверное, размышлять о своём одиночестве.
Я часто вспоминаю о тех, кого обижали в детстве, над кем смеялись в школе. Недоумение, молчание, согласие с позицией общества - всё это усиливает давление на отверженного человека, единственным смыслом жизни которого становится если не наука или искусство, то месть.
Злую шутку играет и человеколюбие. Стремясь замечать только лучшее в человеке, закрываешь глаза на грубости и в отношении себя и в отношении других людей. Я был толерантен к тем, кто ругал толерантность. Я одобрял юмором или молчанием ненависть или стремился довести её до абсурда, чтоб показать этот абсурд в перспективе…
АБСУРД - нечто, подобное процессу появления первых греческих богов, родившихся из Хаоса: Земля, Ночь, Бездна, Мрак, Любовь и Небо - так началось великое множество, прекрасное своим разнообразием.
АБСУРД - лишь первая ступень.
Лишь первая ступень развития.
Человечеству предстоит ещё многому научиться…