Чем отличается благодарность от комплимента? Когда один человек делает комплимент другому, он говорит ему о нём. А когда человек выражает благодарность кому-то, то он говорит о себе. Вот в этом и разница! По сути, для того, кто благодарит, индивидуальность другого человека не имеет значения. Имеют значение только его полезные качества. Да, человек благодарен, он хвалит, тоже говорит комплименты, но эти комплименты обычно на единственную узкую тему. Например: "Вы такой хороший доктор! Вы просто замечательный доктор! Никто не мог понять, почему у меня болит живот, а вы поняли, поставили правильный диагноз! Я вам так благодарен!" Да, доктору слышать это приятно один раз, другой... Потом надоест. А если человек продолжит усердствовать в своей благодарности, то доктора будет это раздражать. Почему? Это же вежливый человек, который помнит добро и не скупится на благодарность. Что не так?
А не так вот что. Создаётся впечатление, что человек хочет ещё услуг, притом бесплатно или со скидкой. Или особого внимания. Благодарность становится одной из разновидностей лести, вариантом манипуляции. Ну как доктор (учитель, сапожник, парикмахер) может после таких хороших слов не сделать всё самым лучшим образом, не принять без очереди, не потратить на благодарного человека больше времени и внимания, чем на обычного? В крайних случаях, благодарность может стать заменой оплате. Вот, например, у одной семьи возникла необходимость настроить пианино. Был у них знакомый настройщик. Знакомый более-менее, не близкий друг. И они его приглашают помочь им с пианино. Что будет, когда работу он закончит? Есть два варианта. Первый - заплатить. Второй - рассыпаться в благодарностях.
Когда кто-нибудь из друзей таких людей спрашивает: "А почему же вы ему не заплатили?" - они говорят: "Так это неприлично! Он обидится! Он же знакомый! Зато мы его от всей души поблагодарили!" Интересная логика! Манипуляция во всей красе! А вот ещё одна распространённая манипуляция: "Заранее благодарю!" Я думаю, многие с этим сталкивались.
Как узнать, искренне человек благодарит или нет? Всё просто. Надо ему отказать. Если человек искренне благодарил, то он отнесётся к этому спокойно. Он не будет обижаться и сохранит хорошее отношение. А если человек манипулировал, то он может обидеться или даже разозлиться: "Как же так? Мы от вас такого не ожидали!" - кстати, это ещё одна распространённая манипуляция.
Был один случай с репетиторами. Моя знакомая Таня в течение пяти лет приглашала к своей дочери преподавательницу английского. Они были довольны уроками и всегда очень благодарили талантливого педагога. Платили и благодарили. И вот на шестой год в начале сентября знакомая хотела снова пригласить эту учительницу позаниматься с дочерью. Однако учительница сказала, что планы у неё изменились, она нашла постоянную работу и не хочет больше давать частные уроки. Сначала Таня опешила и не могла ничего сказать. Она пожаловалась маме - пожилой, властной женщине. Мама стала звонить репетитору, возмущаться, стыдить её, обвинять. Как она могла обидеть девочку, которая не воспринимала никаких других преподавателей, кроме неё? Она же девочку подведёт! Девочка к ней привыкла и с другими репетиторами заниматься не хочет. Теперь она плачет! И виноват во всём, конечно, репетитор!
И получилось, что люди, которые постоянно хвалили и благодарили репетитора, в одночасье стали её врагами.
У другой моей знакомой, Марины, тоже после пяти лет занятий ушла репетитор, которая учила её сына играть на фортепиано. Это была очень талантливая певица и композитор, но она вышла замуж и уехала в другую страну. Ну что ж? Марина порадовалась за неё, пожелала ей счастья. Она действительно была благодарна репетитору и искренне желала, чтобы жизнь у неё сложилась хорошо.
Благодарить, конечно, надо. Но лучше это делать коротко и от души. Если хочется сделать комплимент, делайте! Но не нужно смешивать его с благодарностью и намекать человеку, что он и дальше обязан помогать вам, потому что другого такого вы не найдёте. И, уж конечно, нельзя благодарностью заменять оплату. Так что благодарность тоже требует такта. Благодарите, конечно! Только благодарность не должна иметь ничего общего с навязчивостью и надеждой на то, что человек снова должен сделать для вас что-то хорошее.