12,5K подписчиков

Открыл люки и залез в восстановленный легкий танк Т-70

6,4K прочитали
Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года. Машина-трудяга, которая приняла на себя тяжесть непростых сражений 1942-1943 годов. Нещадно критикуемый и тем не менее в целом удачный боевой аппарат, умудрявшийся в умелых руках выходить победителем из схваток с куда более могучими противниками.

А еще Т-70 – наглядный пример нестандартных инженерных решений. Часть из них мне удалось изучить при подробном осмотре танка из коллекции Музея техники Вадима Задорожного. Экземпляр восстановлен в местных мастерских до ходового состояния, регулярно участвует в парадах (бывал даже на Красной площади) и военно-исторических мероприятиях. Причем как раз характер использования раритета привел к некоторым важным изменениям в начинке.

Хотя с виду и не скажешь. Выглядит начищенный подмосковный Т-70 нарядно, однако аутентично. К примеру, хорошо заметные под краской язвы коррозии говорят об оригинальности бронелистов корпуса – по большей части это не новодел. И даже слегка провисшие гусеницы вроде бы в тему – словно машина только с марша и еще не успела привести себя в порядок.

Экипаж Т-70 – два человека: механик-водитель и командир. У каждого свой люк. Для начала попробуем залезть в танк через башню.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.-4

Проем на удивление широкий, не стесняет вход-выход. Откинутая вперед массивная створка защищает от осколков и пуль. В крышку врезан перископический прибор кругового наблюдения, но на этом Т-70 оптический элемент отсутствует.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.-5

Чтобы выкроить в одноместной сварной башне больше свободного пространства, 45-мм пушку 20-К образца 1938 года сдвинули в правую сторону. Слева должны находиться спаренный 7,62-мм пулемет ДТ и телескопический прицел ТМФП или ТОП, которые с этого танка демонтированы. Сперва кажется – вполне уютное рабочее место. Но не стоит строить иллюзий насчет комфорта, ведь командиру Т-70 приходилось и боем руководить, и наблюдение вести, выполнять функции заряжающего и наводчика одновременно. При таком раскладе до курорта было далеко.

Через башню легко проникнуть на место мехвода, однако ради чистоты эксперимента попробовал сделать это как положено – снаружи. Задачка требует сноровки: нужно знать, в каком порядке изгибать тело, чтобы не застрять неуклюже в проеме и не сползти по наклонной броне, то есть занять рабочее место предельно оперативно и без последствий для организма. Впрочем, со средним танком Т-34 похожая история.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.-7

Кстати, через люк в верхнем лобовом листе корпуса отлично видна компоновка отделений управления и боевого.

Вдоль правого борта в оригинальном Т-70 размещали ГАЗ-203 – 140-сильную спарку рядных шестицилиндровых бензиновых двигателей ГАЗ-202 (дефорсированный вариант автомобильного ГАЗ-11), которую на этом экземпляре в целях надежности и простоты эксплуатации заменили одним современным турбомотором.

Но суть в другом – расположение силовой установки бок о бок с экипажем добавляло последнему спецэффектов: от грохота, гари, вони отработавших газов и топлива, изнуряющей жары некуда было скрыться.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.-8

Хорошо хоть разработчики озаботились пожарной защитой. Бензобаки у Т-70 вынесли за перегородку – в отдельный отсек в корме, что повышало шансы экипажа на выживание при возгорании горючего. Вдобавок военные отмечали относительную малошумность танка для стороннего наблюдателя («звук как у автомобиля») – вкупе с компактными размерами это повышало скрытность передвижения.

Усаживаюсь на стульчике механика-водителя – сносно и не сказать что тесно. Управление незатейливое: две педали, пара рычагов, ряд приборов-индикаторов. Справа торчит рукоятка переключения передач (в оригинале ставили механическую коробку на основе деталей грузовика ЗИС-5). Под ногами видны поперечные торсионы балансиров опорных катков.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.-10

Обзор через открытый люк хороший. Обратите внимание на толщину брони. В лобовой проекции Т-70 защищали наклонные листы 35-45 мм (сравнимо с Т-34). Испытания показали: нижний стандартная немецкая «Колотушка» 37 мм пробивала с 200 метров, верхний же Pak 35/36 не брала с любой дистанции.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.-11

Справа от механика-водителя – прикрытый кожухом карданный вал и бортовые фрикционы. Удобно при регулировках и ремонте: все основные агрегаты буквально под рукой, в забронированном объеме – не нужно наружу вылезать.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.-12

Слева – панель тумблеров-переключателей. Внизу в полу – аварийный люк.

Вынужденное дитя экстремального военного времени. Второй по массовости танк в Красной армии периода Великой Отечественной – свыше 8 000 выпущенных экземпляров всего за полтора года.-13

Вот таким получился Т-70 – предельно простым в обращении и недорогим в производстве. Понятно, что карьера легкого (9-10 тонн) танка подобного эрзац-формата не могла быть долгой. Уже в 1944 году, почти сразу после сворачивания сборки, число незатейливых, аскетичных машин в войсках стремительно упало. Однако «семидесятка» получила вторую жизнь в самоходной артиллерии – на шасси Т-70 построили САУ СУ-76, которую Красная армия активно применяла не только в середине, но и на завершающем этапе Второй мировой войны.