Найти тему
Кинолог

«Всё везде и сразу» — абсурдная и трогательная комедия о путешествиях по мультивселенной.

Оглавление

7 апреля в российский прокат вышла «Всё везде и сразу» — яркая фантасмагория от режиссеров «Человека — швейцарского ножа», Дэниела Шайнерта и Дэна Квана.

Официальный постер фильма.
Официальный постер фильма.

Критики вовсю расхваливают фильм и нарекают "пока что лучшим фильмом года"! На сайте Letterboxd, где собраны отзывы простых пользователей, он обогнал "Паразитов" и "Крестного отца" в звании самой высоко оцененной картины в истории. Попытаюсь объяснить, почему такой ажиотаж вокруг «Всё везде и сразу» вполне обоснован.

Мега-крутой сюжет.

Живущая где-то в американской субурбии китайская эмигрантка Эвелин (Мишель Йео) вместе с мужем заведует прачечной, находящейся в ее доме. Стоит выйти с кухни, как натыкаешься на чудаковатых клиентов, каждому из которых нужно уделить хоть толику внимания. И ладно бы только им. Не успеешь моргнуть, как посреди зала оказывается старый больной отец, требующий ухода. Или дочка, приехавшая вместе со своей девушкой взвалить на мать ворох своих психологических проблем. А нужно еще съездить в налоговую, разобраться с вопросами финансовой отчетности, которые грозят серьезными проблемами. Все это время где-то под ногами снует муж, никак не решающийся подать заявление на развод. Супругам вообще есть что обсудить, но вместо разговора по душам он вдруг начинает что-то тараторить про мультивселенную и смертельную опасность, суть которой нет времени объяснять.

Интригующий пролог едва ли не лучшее, что есть в этом суетливом, но топчущемся на месте фильме. Как и его героиня, испытывающая проблемы с концентрацией внимания и едва способная довести хоть одно дело до конца, картина стремится достичь десятка целей одновременно. С тем же результатом.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Фильм полон необычными идеями.

Режиссеры Дэниел Шайнерт и Дэн Кван и в прошлом удивляли своей оригинальностью. В предыдущем фильме у них парень использовал говорящий труп, как водный скутер (Человек - швейцарский нож), а в одном из музыкальных клипов на голых людей охотились с помощью зарядов с одеждой (клип на песню Joywave - Tongues ft. KOPPS). Здесь они используют талант на выдумки в еще больших масштабах, чем прежде. Благо концепция мультивселенной позволяет авторам делать вообще что угодно.

Во «Всё везде и сразу» есть камни-философы, межпространственные бейглы и кунг-фу на мизинцах. Чтобы подключиться к сознанию параллельных версий себя, героям нужно совершить какое-то маловероятное действие: например, съесть помаду или порезать себе бумагой кожу между пальцами. В одной отдельно взятой сцене у Дэниелов больше оригинального, чем в некоторых картинах целиком.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Картина ржачная до слез.

Как и в «Человеке — швейцарском ноже», режиссеры не боятся ни откровенно физиологического, ни черного юмора. Если попытаться сухо пересказать их фильм, «Всё везде и сразу» легко заставить звучать как набор диких, а иногда и довольно идиотских анекдотов. Но вся прелесть в том, что режиссерам мало придумать что-то эдакое. Они находят способ применить самую абсурдную деталь во благо сценария, для каждого сетапа у них подготовлен неожиданный панчлайн.

Как пример: в картине есть простенький гэг о том, что Эвелин ошибочно называет мультфильм «Рататуй» «Енототуем», потому что думает, что главный герой там — енот, а не крыса. Зритель уж точно не ждет продолжения этой, в общем-то, дурацкой шутки. Но оно есть. И предвидеть его невозможно, даже если вы знаете, что про «Енототуя», фильм так легко не забудет.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Невероятно стильное кино.

Разные параллельные вселенные в фильме отличаются по цветовой гамме и даже соотношению сторон экрана. «Всё везде и сразу» подражает то старым кунг-фу-боевикам, то американским инди-драмам, то романтическим картинам Вонга Карвая. Дэниелы изящно меняют почерк от сцены к сцене, фильм может моментально перейти от условного «Убойного футбола» к «Любовному настроению». Такая эклектика не кажется избыточной. Напротив, стилевое разнообразие хорошо соответствует сюжету о параллельных вселенных, где человек может стать всем, кем захочет. Кино трансформируется так же быстро, как и его главная героиня: оно и фантасмагорическая комедия, и задорный экшен, и мелодрама о давно утерянной любви.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Среди абсурда, скрывается миловидная драма.

«Всё везде и сразу» легко заставить звучать как, какое-то бездумное нелепое кино, но оно куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. На самом деле это проникновенная история простой женщины, которая сомневается в правильности своих жизненных решений и учится принимать жизнь такой, какая она есть. Фильм действует по тому же методу, что работы анимационной студии Pixar. Те тоже задействуют абстрактные и фантастические концепты, чтобы рассказывать очень понятные истории. Просто во «Всё везде и сразу» вместо летающих на воздушных шарах домов и оживших игрушек — люди с руками-сосисками и драки на фаллоимитаторах.

Яркий концепт с мультивселенными — лишь способ наглядно продемонстрировать то, что происходит внутри героини. А все абсурдные детали нужны для того, чтобы обезвредить защитные механизмы зрителя. Когда ты не ждешь от фильма драматических откровений, они бьют куда сильнее. Смех и слезы для Дэниелов — две стороны одной медали. В их случае чем страннее кино, тем оно трогательнее.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Лучшая роль Мишель Йео.

Вы могли видеть актрису в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе», «Мемуарах гейши» или недавнем «Шан-Чи и легенде десяти колец». В 90-х она была девушкой Бонда в «Завтра не умрет никогда» и сражалась бок-о-бок с Джеки Чаном в «Полицейской истории 3».

Но настолько комплексной роли у нее прежде не было. Во «Всё везде и сразу» Йео с одинаковым успехом играет и комедию, и бытовую драму, и подчеркнуто высокопарную мелодраму. Про свои кунг-фу-корни актриса тоже не забывает и эффектно уничтожает противников в экшен-сценах, которые в плане динамики и постановки напоминают хорошо знакомые ей гонконгские боевики. Картина Дэниелов — в первую очередь ее бенефис. Показательное выступление прекрасной актрисы, которой прежде никто не давал вот так раскрыть все грани своего таланта.

Мишель Йео. Кадр из фильма.
Мишель Йео. Кадр из фильма.

Настолько оригинальное кино — редкость в наше время.

Кому-то почерк Дэниелов может показаться слишком вызывающим, кто-то наверняка не оценит некоторые весьма своеобразные шутки. Но «Всё везде и сразу» точно не откажешь в индивидуальности. При всех очевидных заимствованиях из других картин сам фильм в целом не похож ни на что другое. В конце концов, в мире бесконечных сиквелов, приквелов и перезапусков приятно увидеть настолько вопиюще оригинальный фильм.