7 апреля в российский прокат вышла «Всё везде и сразу» — яркая фантасмагория от режиссеров «Человека — швейцарского ножа», Дэниела Шайнерта и Дэна Квана.
Критики вовсю расхваливают фильм и нарекают "пока что лучшим фильмом года"! На сайте Letterboxd, где собраны отзывы простых пользователей, он обогнал "Паразитов" и "Крестного отца" в звании самой высоко оцененной картины в истории. Попытаюсь объяснить, почему такой ажиотаж вокруг «Всё везде и сразу» вполне обоснован.
Мега-крутой сюжет.
Живущая где-то в американской субурбии китайская эмигрантка Эвелин (Мишель Йео) вместе с мужем заведует прачечной, находящейся в ее доме. Стоит выйти с кухни, как натыкаешься на чудаковатых клиентов, каждому из которых нужно уделить хоть толику внимания. И ладно бы только им. Не успеешь моргнуть, как посреди зала оказывается старый больной отец, требующий ухода. Или дочка, приехавшая вместе со своей девушкой взвалить на мать ворох своих психологических проблем. А нужно еще съездить в налоговую, разобраться с вопросами финансовой отчетности, которые грозят серьезными проблемами. Все это время где-то под ногами снует муж, никак не решающийся подать заявление на развод. Супругам вообще есть что обсудить, но вместо разговора по душам он вдруг начинает что-то тараторить про мультивселенную и смертельную опасность, суть которой нет времени объяснять.
Интригующий пролог едва ли не лучшее, что есть в этом суетливом, но топчущемся на месте фильме. Как и его героиня, испытывающая проблемы с концентрацией внимания и едва способная довести хоть одно дело до конца, картина стремится достичь десятка целей одновременно. С тем же результатом.
Фильм полон необычными идеями.
Режиссеры Дэниел Шайнерт и Дэн Кван и в прошлом удивляли своей оригинальностью. В предыдущем фильме у них парень использовал говорящий труп, как водный скутер (Человек - швейцарский нож), а в одном из музыкальных клипов на голых людей охотились с помощью зарядов с одеждой (клип на песню Joywave - Tongues ft. KOPPS). Здесь они используют талант на выдумки в еще больших масштабах, чем прежде. Благо концепция мультивселенной позволяет авторам делать вообще что угодно.
Во «Всё везде и сразу» есть камни-философы, межпространственные бейглы и кунг-фу на мизинцах. Чтобы подключиться к сознанию параллельных версий себя, героям нужно совершить какое-то маловероятное действие: например, съесть помаду или порезать себе бумагой кожу между пальцами. В одной отдельно взятой сцене у Дэниелов больше оригинального, чем в некоторых картинах целиком.
Картина ржачная до слез.
Как и в «Человеке — швейцарском ноже», режиссеры не боятся ни откровенно физиологического, ни черного юмора. Если попытаться сухо пересказать их фильм, «Всё везде и сразу» легко заставить звучать как набор диких, а иногда и довольно идиотских анекдотов. Но вся прелесть в том, что режиссерам мало придумать что-то эдакое. Они находят способ применить самую абсурдную деталь во благо сценария, для каждого сетапа у них подготовлен неожиданный панчлайн.
Как пример: в картине есть простенький гэг о том, что Эвелин ошибочно называет мультфильм «Рататуй» «Енототуем», потому что думает, что главный герой там — енот, а не крыса. Зритель уж точно не ждет продолжения этой, в общем-то, дурацкой шутки. Но оно есть. И предвидеть его невозможно, даже если вы знаете, что про «Енототуя», фильм так легко не забудет.
Невероятно стильное кино.
Разные параллельные вселенные в фильме отличаются по цветовой гамме и даже соотношению сторон экрана. «Всё везде и сразу» подражает то старым кунг-фу-боевикам, то американским инди-драмам, то романтическим картинам Вонга Карвая. Дэниелы изящно меняют почерк от сцены к сцене, фильм может моментально перейти от условного «Убойного футбола» к «Любовному настроению». Такая эклектика не кажется избыточной. Напротив, стилевое разнообразие хорошо соответствует сюжету о параллельных вселенных, где человек может стать всем, кем захочет. Кино трансформируется так же быстро, как и его главная героиня: оно и фантасмагорическая комедия, и задорный экшен, и мелодрама о давно утерянной любви.
Среди абсурда, скрывается миловидная драма.
«Всё везде и сразу» легко заставить звучать как, какое-то бездумное нелепое кино, но оно куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. На самом деле это проникновенная история простой женщины, которая сомневается в правильности своих жизненных решений и учится принимать жизнь такой, какая она есть. Фильм действует по тому же методу, что работы анимационной студии Pixar. Те тоже задействуют абстрактные и фантастические концепты, чтобы рассказывать очень понятные истории. Просто во «Всё везде и сразу» вместо летающих на воздушных шарах домов и оживших игрушек — люди с руками-сосисками и драки на фаллоимитаторах.
Яркий концепт с мультивселенными — лишь способ наглядно продемонстрировать то, что происходит внутри героини. А все абсурдные детали нужны для того, чтобы обезвредить защитные механизмы зрителя. Когда ты не ждешь от фильма драматических откровений, они бьют куда сильнее. Смех и слезы для Дэниелов — две стороны одной медали. В их случае чем страннее кино, тем оно трогательнее.
Лучшая роль Мишель Йео.
Вы могли видеть актрису в «Крадущемся тигре, затаившемся драконе», «Мемуарах гейши» или недавнем «Шан-Чи и легенде десяти колец». В 90-х она была девушкой Бонда в «Завтра не умрет никогда» и сражалась бок-о-бок с Джеки Чаном в «Полицейской истории 3».
Но настолько комплексной роли у нее прежде не было. Во «Всё везде и сразу» Йео с одинаковым успехом играет и комедию, и бытовую драму, и подчеркнуто высокопарную мелодраму. Про свои кунг-фу-корни актриса тоже не забывает и эффектно уничтожает противников в экшен-сценах, которые в плане динамики и постановки напоминают хорошо знакомые ей гонконгские боевики. Картина Дэниелов — в первую очередь ее бенефис. Показательное выступление прекрасной актрисы, которой прежде никто не давал вот так раскрыть все грани своего таланта.
Настолько оригинальное кино — редкость в наше время.
Кому-то почерк Дэниелов может показаться слишком вызывающим, кто-то наверняка не оценит некоторые весьма своеобразные шутки. Но «Всё везде и сразу» точно не откажешь в индивидуальности. При всех очевидных заимствованиях из других картин сам фильм в целом не похож ни на что другое. В конце концов, в мире бесконечных сиквелов, приквелов и перезапусков приятно увидеть настолько вопиюще оригинальный фильм.