Ответом на европейские санкции стала фактическая экспроприация принадлежащих иностранным лизинговым агентствам самолётов, которые работали под крылом российских организаций. Путин подписал закон о том, чтобы зарегистрировать на них права и выдать российские сертификаты пригодности к полётам. Одновременно был принят пакет дополнительных законов и подзаконных актов, направленный на обеспечение возможности использовать иностранные самолёты на маршрутах внутри страны.
Сертификацией теперь будет заниматься ряд центров и лабораторных комплексов внутри страны, окончательный перечень будет определён министерством транспорта. А срок сдвинут с января 2022 на декабрь 2023 года: в ином случае авиакомпании могут попросту не справиться с возложенными на них обязанностями по получению сертификатов.
Нет дороги назад
Вернуть иностранный самолёт лизинговой компании отныне станет возможно лишь обзаведясь разрешением специальной комиссии правительства по замещению импорта под руководством Юрия Борисова. Во всех иных случаях организации авиаперевозок могут продолжать пользоваться самолётами, за лизинг платить в рублях, а сервис осуществлять в любой организации, которая соответствует федеральным правилам гражданской авиации – а не только в тех, которые согласованы с лизингодателем.
При этом страхование и перестраховка также предполагаются силами отечественного бизнеса. Так власти хотят защитить парк импортных самолётов от возможного запрета и ареста в рамках существующей правовой модели, после того как российские авиаперевозчики стали массово получать сообщения от лизингодателей о необходимости вернуть самолёты.
Этот вопрос весьма актуален, поскольку санкции США и ЕС вынудили лизинговые агентства аннулировать страховые свидетельства и осуществлять принудительный возврат авиационной техники. К примеру, один из самолётов, предоставленный российской авиакомпании Nordwind Airlines, был задержан в Мехико по требованию лизингодателя, аэрокосмической компании DAE Capital из эмирата Дубай.
Всего, по различным оценкам, так было потеряно более 50 самолётов. Чтобы предотвратить новые потери, федеральное агентство по авиации рекомендовало компаниям, обладающим иностранными лайнерами, остановить полёты за границу с 6 марта, а в обратном направлении – с 8 числа.
Сколько в России иностранных бортов?
По статистике, предоставленной министерством транспорта, из общего числа в 1368 самолётов российских бортов, занесённых в заграничные реестры, всего 740. Предполагается включить все эти самолёты в национальный реестр, не исключая при этом из зарубежных, поскольку в условиях режима санкций получить разрешения от владельца на такую операцию попросту не получится.
Новый закон позволяет принимать такое решение без согласия и вообще без взаимодействий с правообладателями, по большей части – лизинговыми компаниями.
А так можно было?
Наряду с прочими проблемами, большая часть российских компаний-авиаперевозчиков также были уведомлены о том, что 8 марта в полночь в отношении них были полностью прекращены перестраховочные договоры, что означает автоматический запрет на полёты (ни одна компания не пойдёт на такой риск, а авиационные альянсы, объединяющие перевозчиков, тотчас применят штрафные санкции к своим участникам, которые наберутся наглости пойти на такое циничное нарушение правил безопасности перевозок).
Авиационные компании хотят заключить дополнительные соглашения о том, чтобы получить возможность перестраховать самолёты в РНПК – эта организация создана при Центрбанке – но лизинговые агенства отказываются соглашаться на такую меру.
Впрочем, уточнение гласит, что никто и не собирается расторгать соглашения и заменять действующих перестраховщиков на других. Это лишь частная мера в сфере покрытия возросших военных рисков в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Ситуация выглядит сложной и неоднозначной, но она такая, какая есть. С одной стороны, бизнес ограничен в возможности пользоваться объектами лизинга, с другой – несмотря на отказ от фактического расторжения контрактов, убытки никто компенсировать не будет. Остаётся работать в сером правовом поле – полулегальном и полном рисков и трудностей.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих
✅ Внезапный вопрос: почему только в России в квартирах ставят двойные входные двери?
✅ Известные бренды, которые до сих пор носят имя своего основателя