Полвека европейские потребители очень сильно зависели от поставок газа по трубе с востока, и с годами эта зависимость лишь росла, невзирая на скепсис Европы и активные протесты США. Однако теперь, судя по заявлениям европейских политиков, замещение российских энергоносителей стало в Брюсселе вопросом не только престижа, но и выживания. Было озвучено уже несколько амбициозных планов, но они говорят скорее о больном воображении, чем о продуманной стратегии. Впрочем, если эти планы хотя бы отчасти будут исполнены, России с её бюджетом, завязанным на экспорт энергоносителей, будет непросто.
Решать проблему европейцы пытаются при помощи США, разыскивая новых поставщиков в странах Персидского залива и даже в Австралии. Но эксперты оставались скептичны по отношению к этим планам, ведь нужных объёмов ни на одном из этих рынков не было. Тем более, что Россия, похоже, совершенно не собиралась останавливать прокачку, не заходя дальше скромных угроз наложить запрет на загруженные по полной европейские континентальные и морские газопроводы.
Десять европейских пунктов
Планы по стратегическому снижению зависимости ЕС от газа из России были представлены международным агентством по энергетике. Предлагаемые решения должны были за год снизить потребность в российских поставках на 50 миллиардов «кубов» газа из 160 (при этом 140 идут по трубе, а оставшиеся добираются танкерами).
Чтобы понимать – в Европе импорт российского газа составляет 45%, что вполне естественно делает нашу страну поставщиком №1. Следом за Россией следуют Норвегия (у них чуть больше 20%), Алжир, довольствующийся 12%, а также Катар и США – каждая из стран поставляет в ЕС примерно по 5,5% процентов от их потребления. Все остальные экспортёры делят между собой ещё 10%.
В плане МЭА десять пунктов, каждый из которых может быть задействован немедленно. Это в первую очередь:
- Отказ от заключения новых контрактов, что позволит по мере истечения существующих соглашений с подходящим в этом году «сроком годности» избавиться от 15 миллиардов кубов;
- Рост производства внутри Европейского союза и увеличение закупок по трубопроводам из других стран, прежде всего – норвежских (они, впрочем, заявляют, что нарастить мощности по добыче и даже прокачке не в состоянии) и азербайджанских, возможно – туркменских. С Алиевым ЕС вела переговоры ещё в феврале, но это может дать самое больше два миллиарда кубометров ежегодно, при этом львиная доля придётся на Италию и Грецию, а не на страдающий от дефицита поставок Север: там отдают себе отчёт в том, что конкурировать с Россией на равных у них никогда не выйдет.
- Следующая предлагаемая мера – повысить долю сжиженного природного газа. Но тут имеет место быть глобальная конкуренция: использовать весь потенциал роста для замещения стабильных и недорогих российских поставок означало бы взвинтить цены на этот ресурс в его жидкой форме в несколько раз. Кроме того, мощности по приёму СПГ в Европе распределяются неравномерно, и если Испания способна принять в своих портах примерно 4 миллиарда кубометров, то потребить – лишь 2,5. Транспортировка же по существующим системам в другие страны Европы не представляется возможной – мощностей не хватит.
- Ещё одна трудность – в принципе отсутствующая возможность прокачивать СПГ в восточном направлении. Некоторые страны, такие как Германия или Австрия, вообще не имеют собственных терминалов по приёмы жидкого газа.
- Другими решениями называют поставки биологического метана и других аналогичных вариантов. Правда, коммерческие объёмы там невелики, а цены сравнительно высоки.
Таким образом МЭА рассчитывает получить за счёт других источников, помимо России, до 35 миллиардов кубов, но с учётом возможных сложностей и бесчисленных узких мест это представляется малореальным.
Наконец, предлагается зафиксировать конкретные обязательства всех стран ЕС по резервированию газа в подземных газохранилищах. Предлагается, что необходимо к началу следующего отопительного сезона довести уровень резервирования до 90%. Но при этом все прошлогодние резервы, закачанные под землю летом, уже исчерпались, и к маю общее заполнение окажется на рекордно низком уровне в 18%. Это делает заявленную планку заведомо непреодолимой для большинства потребителей. Причём предпринимаемые меры поддержат газовый рынок и рост котировок по спотовым поставкам до 2000$ за тысячу кубов может оказаться вполне реальным фактом уже в 2022 году.
Международные энергетики отдают себе отчёт в том, что прежде всего такая мера ударит по потребителям. Поэтому они предлагают предпринять меры, направленные на смягчение последствий для уязвимых категорий населения. Уже сегодня ЕС расходует 55 миллиардов долларов на это, но цены всё равно растут.
Выходом могли бы стать временные налоги и сборы в отношении энергосбытовых корпораций. Таким образом с них можно было бы собрать до двухсот миллиардов евро: половину сожрёт администрирование и другие логистические издержки, а оставшиеся деньги поспособствуют закрытию наиболее очевидных слабых мест и откровенных дыр в стратегии энергобезопасности Европейского Сообщества.
Альтернатива для Европы
Ещё одним предлагаемым способом решить проблему предлагается ускорить ввод солнечных и ветряных генераторов. Но эти источники ненадёжны и не очень стабильны; слабые ветра в 2021 году считают одной из наиболее серьёзных предпосылок энергетического кризиса осенью минувшего года.
Вопреки погодным рискам, МЭА считает необходимым приложить серьёзные усилия к тому, чтобы заместить альтернативной энергетикой ещё несколько процентов энергетического рынка континента. Но возможность реализации такого решения остаётся под вопросом: за вычетом лидеров, ЕС не сильно преуспела по части зелёной энерготрансформации.
Еврокомиссия даже была вынуждена согласиться на создание новых газовых и возобновление ядерных проектов, которые отныне признаются вполне себе зелёными, хотя десятилетиями экологи вопили о вреде АЭС.
Возобновляемая энергетика и АЭС смогут высвободить ещё 15-18 миллиардов кубометров, что, конечно, ещё критически далеко от деклараций и заявлений о скором отказе от российского газа. Кроме того, сохраняются политические риски, связанные с атомной энергетикой и ренессансом в плане строительства АЭС и отказа от вывода из эксплуатации уже существующих станций – ведь далеко не все политики и избиратели согласны после решения евробюрократов считать атом безопасным.
Не догнать, так согреться
Ещё одно предлагаемое решение заключается в активизации использования теплонасосов – приборов, работающих от электроэнергии и позволяющих как обогревать, так и охлаждать помещение. Их принцип работы позволяет переводить тепловую энергию из холодного пространства в тёплое. Так, зимой насосы могут обогревать дом, заимствуя тепло с улицы, а летом – функционировать в обратном направлении. Посмотрим, как будет справляться эта полумера.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих
✅ Почему доллар продолжает падать, когда всё ещё далеко не так хорошо, как хочется?
✅ Действительно ли в России разучились снимать кино и раньше было лучше — или нам кажется?