Обещала писать не только про инвестиции, но и про деньги и доход вообще. И сейчас хочу осветить тему, которая касается текущего рынка труда в России. И эта статья будет скорее про причинно-следственные связи, чем про цифры.
На заре своей профессиональной деятельности чуть больше восьми лет я посвятила работе в кадровых структурах международных компаний. А бывший кадровик – это как бывший полицейский, в том плане что бывшими они не становятся никогда. Поэтому я время от времени уделяю время анализу рынка труда и прочие околокадровые работы периодически поделываю.
И я довольно давно заметила, что большинство людей мыслят эмоциями, а не цифрами. И если какому-то человеку, спокойно работающему каким-нибудь офис-менеджером сказать, что какой-то там работный сайт спрогнозировал рост безработицы к концу года до 7%, то с высокой долей вероятности этот человек не станет задавать себе вопросов типа: «сколько это в людях среди трудоспособного населения?», «кто эти люди, которые выйдут на рынок труда?», «грозит ли мне конкуренция со стороны этих людей?» и так далее. Этот человек будет думать: «Ну ок, 7% безработицы, да еще и случится когда-то там в конце года – то ли случится, то ли нет. Наверно какие-то неудачники, раз останутся без работы, я-то работаю, у меня все нормально».
А если сказать тому же человеку что сейчас в России кризис на рынке труда, многие компании сокращают персонал, начиная с младших офисных позиций. А на работном сайте стало заметно, что людей, претендующих на позицию вроде офис-менеджера стало сильно больше, чем пару месяцев назад. Они выглядят очень компетентными и профессиональными, и готовы работать за меньшие деньги, чем раньше, в менее престижных компаниях. И это джек-пот для компаний вроде Мосэнерго и Почты России, где в последнее время людей находят на позиции, которые не могли закрыть месяцами. А в Интернете вообще пишут, что каждый третий россиянин ожидает сокращения.
Вот если этому человеку сказать такое, поверьте, он, как минимум напряжется и посильнее схватится за свое рабочее место и\или начнет сразу же думать, где найти денег еще, а то вдруг что-то не то выйдет с его работой. Вот это вот все – это не какие-то там 7% условных неудачников в месяц – это прямая и почти личная угроза каждому человеку. Что его мало того, что сократят с работы и оставят без денег – ему придется сильно попотеть, чтобы найти новую, как минимум такую же, работу!
И вот именно поэтому данную статью я хочу оформить с точки зрения причинно-следственных связей, а не с точки зрения цифр. Хотя, уверена, среди моих подписчиков основная масса и с цифрами отлично ладит.
Как был устроен рынок труда в России еще пару месяцев назад
В России были представлены две группы российских компаний – большие и стабильные, и компании частников (салоны красоты, продажи товаров, различные онлайн-школы и подобные).
Также были представлены международные компании, в основном, европейские вроде Ашана и Икеи, где условия труда были лучше, зарплата выше, соцпакет жирнее и вообще солнце ярче. Но и условия для попадания в эти компании были жестче – необходимо было быть не только профессиональным, но и дружелюбным, многозадачным, с высокой степенью работоспособности, соблюдающим субординацию, подходящим по корпоративной культуре – где никто ни на кого не орет, и большинство любят свою работу, знать английский язык в конце концов и так далее. Миграция сотрудников из компаний частников в международные компании практически стремилась к нулю, миграция из крупных российских компаний типа Сбера и Газпрома была возможна, в основном, с уровня среднего офисного персонала – то есть менеджеров среднего звена. И я вам скажу, что многие хотели попасть из Сбербанка и Газпрома в международные компании по вышеуказанным причинам, поэтому развивали не только профессиональные, но и личные навыки, такие как самопрезентация, дружелюбие, соблюдение субординации, навыки продаж и т.п. При этом в крупные российские компании сотруднику из международной компании попасть было довольно легко.
Также были различные блог-платформы, где блогеры не столько делали бла-бла в своих бложеках, как некоторые думают, сколько развивали свои личные навыки кооперации с аудиторией, различного смм-маркетинга, отличные навыки самопрезентации, опять же, и продаж. Но самое главное – они создавали новые рабочие места для тех же маркетологов, ивент-менеджеров, разного офисного персонала и, конечно же, для айтишников на проектах.
Еще были разнообразные проекты, тесно связанные с инфраструктурой приложений для смартфонов, на которых трудились, в основном, те же айтишники. А один айтишник создавал вокруг себя до двадцати дополнительных рабочих мест. То есть понимаете, да? Мало собраться кружком и написать приложение для смартфона – нужно его еще протестировать пользователем, красиво упаковать, где-то разместить и выгодно продать – и всей этой куче народа надо где-то физически сидеть и не задумываться о кофе\чае\печеньках и мусоре от употребления всего этого под ногами.
Вот так было раньше.
А что с рынком труда в России сейчас?
Многие из больших и стабильных российских компаний оказались под санкциями, терпят убытки относительно прошлого года, заморозили прием нового персонала и кое-где уже начали сокращать младший персонал. Многие частники разорились со всеми вытекающими.
Международные компании отправили своих сотрудников в неопределенные по времени длительные «отпуска», в лучшем случае с сохранением зарплаты, заморозили прием персонала, а где-то уже вовсю сокращают или люди сами уходят, потому что нужны деньги.
Блог-платформы приказали долго жить, и если сами блогеры пытаются перетечь на российские платформы, то у членов команды блогеров дела идут не настолько радужно – у блогеров снизились доходы, им придется заново собирать аудитории, и у них больше нет ресурсов кормить такую ораву разных рекламщиков, как было раньше.
И только айтишные проекты получили преференции и дождались небывалого ажиотажа в свою сторону. С одной стороны это прекрасная новость, вот только знаете что? Огромное количество технарей за последнее время уехали из России или собираются это сделать в ближайшее время, а значит и рабочих мест, создаваемых за счет айтишников, станет в разы меньше чем раньше. Как минимум потому, что новых айтишников надо сначала обучить до уровня тех, что уехали, чтобы они могли больше отдавать пользу в среду, чем брать из среды.
Понимаете к чему я веду, да?
И поскольку у меня получился небывалый лонгрид, я пожалуй, разделю эту статью на две части, и в следующей части расскажу в таком же духе о краткосрочных и долгосрочных последствиях этого трудового апокалипсиса. Часть 2.
А пока делитесь мнениями в комментариях – что думаете на счет рынка труда и вашего места в нем? Упали ли у вас доходы за последнее время? Вот у меня доходы от проектов упали раза в два за прошлый месяц, и теперь я туда набираю новичков за опыт\отзыв, а не за деньги, как раньше, а у вас? Создаете ли вы сами рабочие места или работаете на одной работе?
И, конечно же, ставьте лайк этой статье, если она вам понравилась или показалась полезной.
*не является инвестиционной рекомендацией
Другие публикации канала
Основы управления рисками при инвестировании – коротко и понятно
Почему вы не зарабатываете в условиях кризиса. Демотивация – как убить в себе вампира, но при этом не убить себя.
Почему вы не зарабатываете в условиях кризиса. Оцепенение – как заставить себя шевелиться вместо того, чтобы идти ко дну
Почему вы не зарабатываете в условиях кризиса. Паника – откуда она берется и что с ней делать.