Найти тему

Апокалипсис. Послание семи церквам

Оглавление

Сегодня остров Патмос называют Иерусалимом Эгейского моря, 2000 лет назад — это был выжженный солнцем малолюдный край света. Это было место ссылки. До того, как Апостола Иоанна за проповедь Христа не удалось казнить в Риме, его сослали именно сюда. В тот момент он был стариком 95 лет.

На этом острове Иоанн был ограничен в пространстве, но на самом деле он не был узником. Он продолжил здесь проповедовать и крестить. По форме — это было гонение, а по факту — распространение славы Божьей.

Остров Патмос, Греция
Остров Патмос, Греция

Это было в конце I века. В империи шла очередная волна гонения на христиан. Их винили не только в отказе поклоняться римским богам, но и в отказе соблюдать главный культ: поклоняться императору. В ту пору он твердо установился по всему римскому миру. Правителя почитали, как бога и строили в его честь храмы. В это время церковь стремительно росла на крови мучеников. Апостол Иоанн оставался последним из учеников Христа, видевшим Его при жизни. Все остальные были уже казнены.

Здесь, на Патмосе, Бог открывает Иоанну хронику последних времен. Апостол Иоанн — один из таинственных и не разгаданных учеников Христа. Он был любимым учеником Спасителя и дожил до сотни лет, и есть предание, что он до сих пор жив. Его называли апостолом любви, т.к. к концу жизни он только и произносил: «Да любите друг друга».

Этот ученик был ближе всех к Богу. Он все понимал, но не стремился куда-то влезть, в отличии от Апостола Петра, который понимал гораздо меньше, но всюду пытался протиснуться. Иоанн — великий пример для подражания. Он видел невидимое и слышал не слышимое, но при этом сохранял царское смирение.

Иоанн Богослов
Иоанн Богослов

Апокалипсис в переводе с древнегреческого — это откровение или раскрытие того, что было закрыто.

Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам своим, чему надлежит быть вскоре. И он показал, послав оное через ангела своего рабу своему Иоанну, который свидетельствовал Слово Божье и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел.

Вся эта книга — прямая речь Бога, данная через Иисус Христа. Апокалипсис описывает последний акт истории. Там много голосов, инструментов и режиссер там совершенный. Что касается сценария, то каждый профессионал подтвердит, что в нем могут быть отступления, и не надо думать, что все будет осуществляться, как по нотам.

У нас нет в руках графика событий и дорожной карты. Мы имеем таинственную книгу, события в которой могут двигаться вперед-назад и сильно ошибались те, которые пытались объяснить Апокалипсис буквально и найти в нем историческую схему уже произошедшего. Там не говорится про вакцины, антихриста и страшный суд, но есть другое. Апокалипсис про то, как человек отворачивается от Бога и снова обращается к Нему, вразумляется и не вразумляется описанными казнями.

Эта книга о человеке и много страшного мы узнаем о нем и много великого. О том, какой он может быть небожитель и враг Господень, кусающий сам себе язык и упорно не желающий покориться сидящему на престоле.

Бог говорит Иоанну словами и цифрами, которые сложно понять. Поэтому Апокалипсис не советуют читать самостоятельно, без мудрых трактовок Святых Отцов. Двадцать четыре старца, жена, облаченная в солнце, агнец с семью очами, красный дракон с семью головами, всадники на конях, семь труб, семь чаш, саранча и все эти числа, которыми наполнены главы Апокалипсиса: такое ощущение, как будто кто-то этими посылами хочет достучаться до нас.

Здесь используются фразы, которые заставляют сознание человека всколыхнуться.

Чтобы читать эту книгу, надо иметь ум Божий, а его необходимо стяжать. Божьи слова не такие простые. Здесь буквы лежат на бумаге и требуют расшифровки.

В начале 20 века ученые открыли, что в материи существует микромир и пришли к выводу, который потряс научный мир. Оказывается, законы макромира совершенно не применимы к микромиру. Поэтому они не могли понять, как выразить реальность этого мира. Если возникает такая загвоздка в материальном мире, ка же тогда объяснить духовный мир? Поэтому Иоанну Богослову пришлось все увиденное изображать с помощью образов и он смог только намекнуть на то, что будет происходить. У него не было слов для выражения событий, которые он видел.

Апокалипсис — это итог жизни человеческой и жизни планеты. Это единственная книга Нового Завета, которую практически не читают на богослужении. Ее необходимо читать в собрании, чтобы был читающий и слушающие. Считается, что Апокалипсис — это страшная книга. Но страшна она в хорошем смысле.

Испытай, как худо что страха Моего нет в тебе.

То есть познай, что это плохо, что ты не боишься Меня. Так что страх в это смысле — это благо. Всматриваясь в ужасы Апокалипсиса, не видно того, что эта книга о рае, Царствии Божьем, к которому на всем протяжении истории человечества нас готовит Бог. Эта книга обнадеживает на вечную жизнь со Христом, поэтому для верующих людей, исполняющих заповеди - это книга надежды, ведущая в жизнь вечную.

Библия начинается с сотворения неба и земли, а заканчивается творением нового неба и новой земли. Это будет нечто новое, о чем мы еще не знаем. Мы можем представить, как это будет, но должны понимать, что это только бледное подобие.

Двадцать две главы вобрали в себя всю Библию и историю мира. Без понимания того, к чему нас ведет Бог, невозможно понять и Его самого. Апокалипсис — это финальная книга, последний аккорд Библии. Это некая точка, к которой Бог вел все.

Патмос к концу I века — это языческая святыня. Этот остров был насыщен капищами различным богам, утопающий в суевериях, извращенных культах. Здесь верховодили жрецы, которые творили неслыханные чудеса. Иоанн пробыл здесь несколько лет и за это время не осталось на острове ни одного не крещенного человека. Житие Иоанна сохранило память о том, как на Патмосе немощного дедушку страшились бесы, как он исцелял страшные недуги и посрамлял чудеса местных магов. Когда срок ссылки подошел к концу, и вера утвердилась почти на всем острове, Иоанн с учеником Прохором поднялись на гору и остановились в пещере. Он несколько недель ничего не ел и только молился. Эта пещера теперь имеет название «Пещера Апокалипсиса» и обозначается так на всех картах.

Пещера Апокалипсис
Пещера Апокалипсис

К ней ведет каменистая тропа, по которой потом столетиями взбирались паломники. Там двадцать две ступени — ровно столько, сколько глав в откровении.

Апокалипсис - это конец терпенью Божьему, и Он вынужден вмешаться в происходящее.

История человечества доходит до своего предела. Имеющий начало — имеет и конец. Мы, осквернившись грехом в самом начале, будем носить этот яд, пока в конце времен его наконец то не извергнем из себя. Это наподобие беременности: так или иначе, но плод все равно родится.

Такие потрясения, как воины, смуты, эпидемии, крушения общественных строев называют родовыми муками новой вселенной. Евреи говорили, чтобы родиться новому миру, необходимо перетерпеть страдания. Поэтому природа страждет, Земля мучается, нося на себе грешников. Поэтому сократится время: день не захочет длится долго. Человек станет гнусным, у него появится радость о зле, непокорство, спесивость, злоречие, желание отомстить, для него будут отсутствовать авторитеты и т.д. Человек, заразившись изнутри, мучает собою всю вселенную, а она начинает сжиматься и не захочет существовать в этой форме.

Приходит время родов, и мир, чтобы родить мессию, должен отмучится родовыми муками. Так что в любой боли есть надежда, что через нее будет выход к свету. Все фрагменты ветхозаветного апокалипсиса свидетельствуют о домостроительстве спасения еврейского народа. В Апокалипсисе Нового завета говорится о большом количестве спасенных людей, их белоснежных одеждах и венцах на головах. Они будут из всех племен, народов и языков.

Иоанн семи церквам, находящимся в Оссии:

Благодать вам и мир от Того, который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас, и омывшему нас от грехов наших кровию своею, и соделовавшему нас царями и священниками, Богу и Отцу своему слава и держава во веки веков. Аминь.

Иоанна получил это послание здесь, в пещере, где в наше время соорудили храм. В стенах видны большие трещины, откуда, по преданию, до Иоанна доносился голос Бога. Осталась и вмятина в стене, где лежал Иоанн. У этой ниши стоял тогда его ученик и под диктовку записывал слова откровения.

С одной стороны таких мест на Земле, где человеку являлся сам Бог, очень мало. Эти места несомненно связанны с теми личностями, к которым Он являлся. Здесь Иоанн Богослов выступает в качестве проводника Божественной силы. С другой стороны, таких мест достаточно. К таковым можно отнести любой алтарь в храме, где совершается подлинная Евхаристия. Это и есть место Его телесного присутствия.

В откровении мы читаем

Иоанн был в духе в день воскресный.

Почитание воскресного дня — это церковный фундамент. Иоанн молился здесь не когда-нибудь, а именно в воскресенье, и явление Христа было в этот же день. Почитание воскресного дня — это путь, чтобы чаще разговаривать с Богом, но лучше всего это делать на литургии. Он желает с нами разговаривать, а мы на это не все способны.

Бог постоянно пребывает с нами: в уме, в сердце и в жизни. Исполняя заповеди Господни, мы способны услышать ответы на свои жизненные вопросы.

Я был в духе в день воскресный

Так пишет о себе Иоанн. Человек трехчастный: тело, дух, душа. Дух отличает человека от других одушевленных существ. Дух — способность души воспарять, мыслить о горнем, забывать земное. От Духа Святого духу человеческому дается возможность выйти за пределы земного. Иоанн покинул земные образы, он не мыслил земными категориями. Единственное, что не знают такие люди: были ли они в теле или вне тела.

Очень важно, когда мы не только участвуем в молитвенном диалоге с Богом, но и соединяемся с ним в таинстве святой Евхаристии. В древние времена воскресенье было днем святого причастия. Протопресвитер Николай Афанасьев однажды сказал:

Если я чему-то по-настоящему научился в жизни, то это было от чаши святого причастия.

Слышание Бога — это слышание внутренним ухом, т.е. духовным ухом внутреннего человека. Вот и Иоанн, будучи в духе, слышал Бога. Прохор же, который находился рядом, слышал только диктовку Иоанна.

В первых строках первой главы звучат адресаты послания.

Оссия или Азия — запад нынешней Турции. Тогда это была Римская провинция. Города, о которых пишет Иоанн, стали либо частью турецких поселений, либо величественными развалинами. Эфес теперь Сельжук - бывшая вторая столица Римской империи. В этом городе жил, проповедовал и погребен Апостол Иоанн.

Смирна теперь Измир. Это крупный мегаполис. Ему в Апокалипсисе был обещан венец жизни. Пергам — когда-то богатейший город с храмом Зевса. Его алтарю сегодня посвящен гигантский музей в Берлине. В наше время – это развалины на окраине турецкого Бергама.

Фиатира - отсюда родом была Лидия — известная христианка в Европе. Сейчас - развалины около турецкого Акхисара. Сардис — столица государства Лидия, которая занимала половину нынешней Турции. Сейчас - руины в 75 км от Измира.

Филадельфия — Турецкий Алашихир, Аладикия не сохранилась. Это был большой промышленный город, о церкви которой Господь сказал в Апокалипсисе: «Ты не холоден и не горяч».

Семь церквей Апокалипсиса, с одной стороны, это сборный образ всех церквей мира во всех возможных состояниях: от состояния горячности и праведности до упадка и забвения. Однако есть мнения, что это семь этапов жизни церкви: от их основания до второго пришествия Христа. По этой системе Эффесская церковь — период апостолов и борьба с первыми ересями, Смирская — эпоха гонения и преследование христиан за веру, Пергамская — период вселенских соборов и становления канонов православной веры, Фиотирская, о которой Бог говорил, что последние дела ее больше первых — эпоха рассвета христианства по миру,

Сардийская — это гуманизм и материализм 16-18 веков. Отсюда вышел дух бунта, атаковавший христианство. Филадельфийская — это современная церковь — пора церковного благоденствия при убывающей из сердец веры. Аладикийскся — церковь перед концом мира, когда люди будут равнодушными.

Некоторые Отцы утверждали, что это не только периоды, но и состояние. Любой христианин может переживать состояния каждой из этих церквей. У нас день может начаться в филадельфийском состоянии, а закончится печальной Аладекией.

Другие считают, что попытки распределить их строго по этапам обречены на провал, потому что таков Апокалипсис, который «прыгает» с прошлого в будущее и наоборот, и там ничего не поддается точной систематизации. Семь церквей — это зеркало церковной жизни, где можно увидеть себя, покаяться, пока не поздно, а если нет: «Я приду и сдвину светильник твой». Господь в Апокалипсисе говорит всем церквам: «Знаю твои дела».

На иконе «Апокалипсис» изображен Господь, который в правой руке держит семь звезд, а в левой - ключи от ада и смерти. В I главе он сам поясняет, что это за звезды.

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице моей и семи золотых светильников. Семь звезд — суть ангелы семи церквей, а семь светильников, которые ты видел - семь церквей.

В руке Господа семь церквей. Среди них могут быть и сильные в вере и слабые и теплохладные. В Евангелие есть такие слова:

Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…

То есть Господь бережет до конца тлеющее и поломанное.

-5

Числом семь дышит весь Апокалипсис: после семи церквей будет книга за семью печатями, семь ангелов с трубами, семь ангелов с чашами, семь голов у зверя-дьявола и город блудниц на семи холмах и, в конце концов, сам Господь, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божьих.

Число семь имеет значение полноты и через семь посланий Иисус обращается к полноте церкви. Каждый человек, таким образом, может узнать себя и свою духовную жизнь в одном из этих посланий.

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников.

Семь светильников (семисвечник) теперь можно увидеть в каждом православном храме, который находится у алтаря, как знак присутствия Бога и его даров. Они означают общую символику числа семь: семь таинств, семь вселенских соборов, семь дней творения, семь даров святого духа. Этот семисвечник комплексно олицетворяет данный священный символизм.

-6

Апокалипсис - это книга о Христе. В I главе Иоанн описывает, каким он его увидел, но не все поддается описанию:

И слышал позади себя громкий голос, как бы трубный.

Выражение «как бы» в Апокалипсисе встречается часто.

Повторения «как бы», «подобно», показывают, что выразить словами увиденное достаточно сложно. Поэтому и говорится о сходных аналогиях. Этот, как бы трубный голос, говорит:

Я есмь альфа и омега, первый и последний.

Важно, что Господь называет себя алфавитом, т. к. в нем находится вся мудрость мира. Он и вначале и в конце. Где бы ты ни был – Господь везде. Лишь только Один, сущий на небесах, вечен. С Него все начинается и Им все заканчивается.

Господь открывает себя определениями, непохожими евангельскими описаниями.

...и, обратившись, увидел семь золотых светильников и посреди семи светильников, подобного Сыну человеческому, облеченного в подир и по персям, опоясанного золотым поясом. Глава его и волосы белы, как белая волна, как снег и очи его, как пламень огненный; и ноги его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице своей семь звезд и из уст его выходил острый с обеих сторон меч, и лице его, как солнце, сияющее в силе своей.

Здесь удивительна каждая деталь: Христос - седовласый старец, что с древности воспринималось, как признак боговдухновенной мудрости. На нем подир — белая, длинная и чаще льняная одежда. Такую одежду носили ветхозаветные священники и цари. А халколиван, которому подобны ноги Спасителя — это не известный ныне металл (скорее всего сплав), а некоторые утверждают, что это раскаленная до бела медь.

-7

Здесь всплывают видения ветхозаветного пророка Даниила, который видел идола на глиняных ногах, рухнувшего от камня. Ноги Христа из железа, и никто не может поколебать их. В той же книге Даниила есть некий небесный посланник:

Руки и ноги его по виду, как блестящая медь.

У пророка Иезекииля сказано об ангелах, что ступни ног их сверкали, как блестящая медь. Привычный образ Евангельского Христа исчезает. Здесь мы уже не встречаем образ Христа, который мы видим на иконах и представляем при чтении Евангелия. Когда воскресший Христос является ученикам, они не узнают Его. Внешний вид Его стал непривычным для них. Он мог делать так, что Его узнавали или не узнавали.

Христос Апокалипсиса — это новый человек для нас: белые волосы, меч, выходящий из уст, что является словом Божьим, с двух сторон заточенное. Он препоясан золотым поясом и одет в подир, а ноги Его, как расплавленный металл. Сияющее, как солнце, лицо Христа — это то, что видел сам Иоанн еще на горе Фавор, где спаситель преобразился перед ним и еще двумя учениками.

В Апокалипсисе Он совсем другой, потому что смирение закончилось и начинается слава. Ему уже не зачем унижать себя и становится, как мы. Он является нам в славе, как царь и победитель.

И Он положил на меня десницу свою и сказал мне не: бойся. Я есмь первый и последний и живой, и был мертв и се жив во веки веков. Аминь.

Эти слова Христа наполняют надеждой сердца всех верующих в Него, как источник спасения. В Новом Завете сказано, что Христос - господин субботы, а для многих евреев — это день покоя. Христос собирает в себе все три временных состояния: был, есть и гряду. И где бы вы не находились (или когда-нибудь), он будет всегда и везде.

Журналист Борис Корчевников

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Олег Стеняев

Профессор, доктор Богословия, Алексей Осипов

Метрополит Павел (лебедь)

Кандидат Богословия, библеист, Вероника Андросова

ГЛАВА II