Найти в Дзене

Будет ли отзыв импортных блокбастеров началом конца российского кинематографа?

Оглавление

С начала марта в новостях последовательно пронеслись стремительным вихрем новости об отзыве из национального кинопроката различных импортных фильмов и мультиков. Отметились почти все гиганты индустрии, а отзывы самых близких в хронологическом порядке продуктов была названа предтечей последующих релизов, что даёт недвусмысленное представление о грустной и безрадостной судьбе кинопроката в ближайшие годы.

Почему так?

Причиной введения таких ограничений киностудии в один голос называют украинский кризис. Кроме того, есть ещё и экономическое влияние. До того, как глава государства поставил подпись на указе «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним стран», был введён запрет на перевод средств без открытия счёта в банке с применением электронных платёжных средств, которые созданы иностранными поставщиками и операторами. В результате оказалось невозможным выполнять простые договорённости, типа отчисления доли за прокат владельцу заграничной студии. Приостановление сотрудничества после этого было лишь вопросом времени.

Независимые распространители контента, которые работают с европейской продукцией, пока утверждают, что все соглашения у них покамест остались в силе. А в России сети кинотеатров объявляют, что ответом на санкции и контрсанкции, а также дефицит прокатной массы, будет повторный показ хитовых для отечественного проката лент: тут и недавний «Холоп», и каноническая дилогия Сергея Бодрова и Виктора Сухорукова «Брат», и некоторые другие проекты.

Для ряда фильмов сроки выхода на киноэкраны оказались скорректированы. Кроме того, Роспотребнадзор принял решение отменить введённые в связи с новой коронавирусной инфекцией Covid-19, которая, собственно, уже и не нова, ограничения по количеству занятых мест в кинозале. Представители киноиндустрии испытывают сомнения, что указанные решения окажутся способными принести облегчение в той непростой ситуации, что сложилась на рынке. Ведь положение куда хуже, чем во время предыдущего кризиса – коронавирусного. Тогда люди и отрасль жили надеждой на скорую отмену и возвращение к прежней жизни.

Сейчас положение день ото дня становится всё тяжелее, и на фоне ввода всё новых порций санкционного продукта представить себе, что в ближайшие месяцы, а то и годы национальный рынок перестанет представлять токсичность для заграничного правообладателя, весьма непросто.

В общем, эффект санкций будет отложен во времени. Пока он ощущается лишь в неких минимальных пределах, в особенности в индустрии развлечений. Со временем падение будет нарастать, а механизмы контроля за недопустимостью пиратского проката – совершенствоваться.

Впрочем, для американцев с их продуктом рынок в России – не очень важен, ведь он редко приносит серьёзные деньги. К примеру, до 2006 года и «Сони», и «Дисней» пользовались для российского проката независимой фирмой «Каскад». После этого показатели стали расти, и для некоторых фильмов показатели достигали третьих или даже вторых мест по сумме кассовых сборов. Но мы давно уступили пальму первенства по части интереса Китаю, где показатели выше отечественных раз в 8-10, а американских – в полтора, а то и два раза.

Впрочем, изъятия представители отрасли не ждали и были повергнуты в шоковое состояние. Им банально нечего показывать, и март продемонстрировал падение кассовых показателей на 60-80% в зависимости от региона. Оно и понятно – доля голливудской продукции достигала трёх четвертей и иногда превышала. В общем, теперь следует ждать падения на эти самые 75%. Подобный провал едва ли позволит системно решить проблему киноиндустрии и закроет перспективы игры «в долгую». В лучшем случае речь будет идти о сохранении какого-то количества рабочих мест, но – не всех. Резервов для поддержания на плаву кинотеатров и сохранения структуры после коронавируса в отрасли нет, а на государственную поддержку рассчитывать не приходится. Хотя бы потому, что в условиях кризиса культура – актив непрофильный, пропаганда представляется более важной.

Интернет не поможет

Электронные сервисы, ставшие столь популярными во время пандемии, уже вовсю декларируют отказ от работы над российскими проектами – как фильмами, так и сериалами – и отказывают своим пользователям в продлении подписки (некоторые закрывают уже оплаченную, но это скорее единичные случаи).

В первые дни кризиса много говорилось о том, что альтернативой может стать легализация пиратства. Власти даже пообещали разблокировать «Рутрекер», но столкнулись с противодействием с неожиданной стороны: сами пираты закрыли доступ со своей стороны, объяснив своё странное решение тем, что пользователи могут столкнуться с преследованием со стороны контролирующих органов и полиции, как это уже неоднократно случалось прежде.

Впрочем, это едва ли окажет серьёзное влияние на рынок в целом, поскольку 52% пользователей в России предпочитают использовать пиратское ПО и скачивать фильмы на пиринговых сервисах вместо того, чтобы платить за легальный доступ к контенту.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Запретит ли Евросоюз россиянам въезд в Шенгенскую зону

Как отечественная «Черноголовка» будет вымещать «Пепси» и «Кока-Колу» с рынка

Русские начали массово скупать недвижимость в Турции. Сравниваем цены