Задолго до появления онлайн-магазинов и торговых центров модницы выбирали новые наряды и аксессуары на Нижегородской ярмарке – в бутиках Главного ярмарочного дома и лавках модных рядов.
Прилавки покоряли женские сердца многообразием красок, материалов и блеском драгоценных камней. За богатый ассортимент здесь отвечали купцы со всего света: из Европы, Османской империи, Персии, стран Средней Азии, Индии и Китая.
На продажу они везли шёлковые и хлопчатобумажные ткани, пушнину, бирюзу, хлопок, пряжу, шёлк, жемчуг и сукно.
Не отставали и местные фабрики. Центрами сукноделия были Можайск, Ржев, Вологда и Троице-Сергиев монастырь. Искусно работали с кожей и нижегородские мастера. С Ярмарки ткань расходилась по всей стране. О горах одежды, рулонах тканей и полотнах сегодня напоминают только здания бывших корпусов мануфактурных складов на ул. Мануфактурная, 14.
Текстиль пользовался особым спросом и приносил доход купцам, поэтому ассортимент тканей расширялся каждый год: хлопчато-бумажная ткань, льняной и шелковый торг. Все материалы были созданы, чтобы покупатель мог творить неповторимый образ. Найти вдохновение было просто, по улицам расхаживали персонажи в экзотических нарядах:
«Вот казанские татары, в шелковых халатах, с золотыми тюбетейками на бритых головах, важно похаживают с женами, прикрывшими флеровыми чадрами густо набеленные лица».
На Ярмарку стремилось множество купцов. В XIX веке причиной тому были:
- в середине 60-х годов большой спрос на «бухарский» хлопок (хотя во множестве привозился хлопок и из Америки и Индии),
- в 80-е годы Ярмарка уже завалена предложениями по тканям – возможно, даже лучшими в мире и по цене, и по разнообразию, и по качеству.
Маклеры так хорошо зарабатывали, что были частыми гостями тонко-гастрономического ресторана Никиты Егорова.
Кстати, известный коллекционер, основатель галереи, московский купец Павел Третьяков задолго до приобретения первой картины в коллекцию работал на Ярмарке. Его «Товарищество Большой Костромской льнопрядильной мануфактуры» поставляло сюда мануфактурные товары. Фабрика выпускала льняную пряжу от 4 до 160 английских номеров, фасонные ткани, холст для халатов и фартуков, для армии, парусину и брезенты, и одна из первых в России начала производить холст для картин.