Приветствую всех!
Если кто в первый раз здесь, то напомню, что я военный пенсионер, строивший в свою молодость БАМ. Многие мои рассказы связаны именно с ним. Сегодня еще одна история.
Когда наше соединение с укладкой пути вышло на станцию Февральск, дальнейшую укладку и балластировку пути передали Февральской бригаде.
Нашей части выделили участок тайги для вырубки просеки для БАМа ближе к будущему разъезду Мирошниченко, где планировалась стыковка нашего корпуса с Тындинским.
За несколько месяцев до стыковки, когда просека была готова, нас перебросили обратно на наш участок Бурея-Февральск. Занимались в основном выправкой пути, так как просадок пути на вечной мерзлоте было очень много.
Иногда нам в помощь присылали ВПО-3000 (выправочно-подбивочно- отделочная машина непрерывного действия).
Она могла идеально за смену выровнять до трёх километров пути. Нам оставалось вручную выровнять подходы к мостам и путь на железобетонных мостах.
В один прекрасный день в адрес нашей части прибыло несколько вагонов с ЖБ-опорами и странными фундаментами. Оказалось это опоры контактной сети и фундаменты под них (стаканы). Батальон связи не успевал их устанавливать и поэтому нам пришлось учиться этому делу.
Фундаменты, в зависимости от грунта, в месте установки были 3,5-4 и 4,5 метра и примерно 70х70 см.
После того как геодезист колышками отметил места установки фундаментов, мы расставили солдат попарно копать котлованы. Чтобы было удобнее копать в узком котловане черенки у лопат укоротили.
Когда котлован становился глубже 1,5 метра грунт выбирали при помощи ведра и верёвки, один человек внизу, второй наверху принимает грунт. На большой глубине стенки некоторых котлованов начинали осыпаться, и нам приходилось укреплять их досками.
Ещё одна трудность, это скальные выемки. Сверху около метра песчаной насыпи, а глубже монолит. Тут к делу подключали минно-подрывной взвод. Они бурили шурфы, закладывали заряд и взрывали, пока не выходили на заданную глубину.
Когда почти половина работы была выполнена нам прислали в помощь ВК (вертикальный котлованокопатель) с гражданскими машинистами. Это дизельная дрезина со специальной установкой.
Ему требовалось на отрывку одного котлована вместе с установкой около часа (солдатам 2-3-4 дня). Фундамент надо было ставить сразу пока котлован не осыпался, и по этому на перегон выезжали вместе с ЖД-краном.
Иногда машинисты для скорости ленились цеплять специальные захваты за рельс и если попадался большой камень ( обычно осколок скального грунта которым отсыпали насыпь), то ВК-шку подбрасывало, и скидывало с рельсов. Приходилось краном ставить её на место.
А с захватами ломало один или два ковша, которые меняли или ремонтировали, когда не давали окно.
Фундаменты устанавливали на тех участках, где путь был поднят на проектную глубину, так как он устанавливался на определённую глубину относительно рельса.
Опоры были предварительно развезены по котлованам и выгружены так, чтобы их можно было быстро застропить и установить в стакан.
Опору цепляли удавкой, с привязанной к ней длинной верёвкой за одну четверть от верхней части. Поднимали и устанавливали в стакан. Выравнивали строго вертикально при помощи ломиков и прокручивали чтобы отверстия под консоли были перпендикулярно пути. Верёвкой по опоре сдёргивали удавку вниз.
Опору в стакане после выравнивания крепили деревянными клиньями, и переезжали к следующему стакану. Следом шла команда, которая заливала цементным раствором щель между стаканом и опорой.
Монтаж консолей и контактного провода на опорах проводили гражданские специалисты. Но самую тяжёлую работу, включая установку станционных поперечин выполняли мы. Позже установкой опор КС (контактной сети) я занимался уже в Ленинградской области.