Найти тему

Предание о Хитоне Господнем

Оглавление

Промысел Божий сохранил для нас многочисленные святыни, разбросанные по всей земле и, возможно, величайшей исторической святыней является Хитон Господень. Существует несколько известных преданий о местонахождении этой реликвии и каждая заслуживает внимания. Где же на самом деле Хитон Господа?

Светицховели

Согласно древнему грузинскому преданию, во время Распятия Иисуса, в Иерусалиме находился раввин Елеазар, потомок еврейских переселенцев в Иверию. Уверовав в Мессию, он купил у одного из солдат, распявших Христа, нешвенный Хитон, о котором воины бросали жребий (см. Ин. 19:23). Принеся его в свой город Мцхету, он отдал святыню своей сестре Сидонии, которая умерла, услышав весть о Распятии Мессии. Ее так и похоронили с Хитоном в руках, а на месте могилы вырос кедр, от которого творились знамения. Когда равноапостольная Нина (335) обратила ко Христу царя св. Мириана (360), он решил построить первую церковь в своем саду, где рос священный кедр. Основание первого дома Божия сопровождали чудеса. Традиция утверждает, что древо долго не могли срубить, после чего оно чудесным образом поднялось в воздух. От этого древа, выросшего на мощах св. Сидонии и Хитоне Господнем, истекало благовонное миро и происходили многочисленные исцеления больных.

 Кафедральный собор Светицховели в городе Мцхета - Грузия
Кафедральный собор Светицховели в городе Мцхета - Грузия

Его стали называть Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — Животворящий Столп), и оно послужило одним из столпов первого деревянного храма. Люди, получившие исцеления, хотели заполучить частицу святого древа, и царь, опасаясь за святыню, по благословению местного епископа, приказал покрыть известняком чудотворный столп и обнести оградой. Источники называют эту церковь “Святая Святых” и говорят, что “никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы”. Царь же Мириан столь благоговел перед ним, что “не дерзал всегда прикасаться к дверям её” (Мокцеваи Картлисай. 1963, 160). Грузинская Церковь хранит это древнейшее предание и многие православные христиане верят, что Хитон Господень до сих пор находится под спудом Животворящего Столпа в Церкви Двенадцати Апостолов в Мцхете.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Трир

Существует древнее предание о том, что Хитон Господень хранится в соборе города Трир. Какое-то время Трир был столицей Западной Римской Империи и резиденцией императора Константина. Именно сюда, согласно местной традиции, мать Константина св. Елена принесла Хитон Господень, который обрела в Иерусалиме вместе с Животворящим Крестом. Из-за набегов варваров святыню часто перепрятывали. Достоверных источников о пребывании Хитона в Трире не существует, однако исторически установлено, что с 1100 года горожане Трира были убеждены, что у них хранится эта святыня, доставшаяся им от царицы Елены. Житие свт. Агреция Трирского ( ок. 330 г.), написанное в XI веке, ссылаясь на “достоверное предание предшествующих отцов”, повествует, что один из благочестивых епископов Трира открыл сокровищницу собора и среди прочих реликвий обрел одежду Господа. Некоторые утверждали, что это был Хитон Господень, а некоторые, что эта была багряница, в которую облачили Иисуса во время Его Страстей (Monumenta Germ. Hist., Script., VIII, 211).

Кафедральный собор в Трире
Кафедральный собор в Трире

Впоследствии Туника Иисуса была замурована в алтаре Собора в течение нескольких столетий, пока в 1512 году, по настоянию императора Максимиана I (1508—1519), была извлечена из тайника и показана молящимся. С тех пор Хитон каждые семь лет выставляли для поклонения, причем были зарегистрированы случаи исцелений. Последний раз святыню выставляли для поклонения в 2012 году. Ученые затрудняются установить время происхождения данной реликвии, т.к. Ее периодически поновляли новыми тканями.

Аржантёй

Предание христиан Парижа утверждает, что Хитон хранится именно у них. Царица Ирина (803) подарила его королю франков Карлу Великому, а тот вручил его своей дочери Феократии, игуменье бенедиктинского монастыря одного из районов растущего Парижа. Старейший документ “Хартия Хуга”, свидетельствующий об этой реликвии, относится к 1156 году. В этой хартии архиепископ из Руана пишет о том, что в сокровищнице монастыря бенедиктинок в Аржантёй “с древнейших времен” находится Cappa pueri Jesu (одежда Младенца Иисуса), в чьей подлинности он и другие епископы и аббаты удостоверились и выставили святыню для поклонения. Со временем стали считать, что в Аржантёй хранится именно Хитон и сторонники этой традиции отказывают Собору в Трире именовать свою святыню Хитоном, признавая подлинность Трирской реликвии, но считая ее Ризой Господа, которая носилась поверх Хитона. Приверженцы Трирской версии считают реликвию Аржантёй одеждой Богомладенца. История не пощадила святыню в Аржантёй. После опустошения монастыря в ходе Французской Революции, святыню перенесли в местный приход, чей настоятель, опасаясь осквернения риз, разрезал их на части и спрятал в разных местах. Уцелевшие части позже были возвращены в церковь и несколько раз выставлялись для поклонения.

Собор в Аржантёй
Собор в Аржантёй

Итак, существует несколько преданий о местонахождении Хитона Господня, конкурирующих друг с другом. История обретения святынь порой весьма запутана и до конца не ясно, какая именно из Одежд Спасителя (Хитон, Риза, багряница, иное) где находится. Главный вывод — помнить о том, что, несмотря на святость и историческую ценность христианских реликвий, ум и сердца верующих людей преимущественно должно занимать Слово Христа, записанное в Евангелии и Его Жертва, которой мы можем приобщиться в Церкви.

-6

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ