Cемья и обеспеченная жизнь или театр? Для Раневской не было никакого "или", только театр и ничего больше. Но принесло это решение ей счастье? На этот вопрос она ответила сестре спустя много лет, но для этого надо было прожить ту самую жизнь.
Большое признание и популярность пришли к Фаине Раневской благодаря кино, спустя 18 лет ее работы в театре. Но сердце признанной королевы эпизодов и вторых ролей в кино, по настоящему принадлежало театру. Его Раневская любила беззаветно, посвятив ему всю свою жизнь. Но, по ее словам, она не сделала и части того, чего могла, чего жаждала ее душа. Почему?
И хотя с детства маленькая Фанна бредила только театром и видела себя исключительно в роли актрисы, выступающей на сцене с фонтаном эмоций (а эмоции всегда переполняли ее), театр ее не ждал.
Первая попытка покорения Москвы в 18 лет была не просто не удачной, а провальной. Ее даже не допустили к прослушиванию, на столько очевидной была ее непригодность к актерскому делу.
Голодная, без денег и совершенно неприспособленная к самостоятельной жизни, она как-то смогла вернуться к родителям в Таганрог. Отец надеялся, что ее театральная дурь выветрилась из головы, но Фанна умела разочаровывать родителей. Через год она снова рванула в Москву, разрушив планы отца подыскать ей подходящую партию и выдать замуж.
На ультиматум отца Фанна ответила не раздумывая. Это был ее выбор и окончательный разрыв с отцом. С ним она больше никогда не увидится, да и с матерью, и братом она встретится всего лишь раз спустя 40 лет в Румынии. В 19 лет у нее началась самостоятельная жизнь. Выбор был сделан в пользу театра и России.
Счастливый случай или все-таки судьба сводили будущую великую актрису с великими в настоящем? Думаю, что судьба... К плачущей девушке без копейки денег и без крыши над головой, которая сидит на площади перед Большим театром в Москве подходит сама Екатерина Васильевна Гельцер – прима-балерина Большого!
Так Фаина обрела своего первого спасителя и покровителя. Гельцер дала ей не только кров и пищу, но и познакомила с театральной, богемной Москвой. А это было куда важнее! Знакомство с Маяковским, с Мариной Цветаевой, много с кем. Раневская так говорила о ней:
Добрые волшебницы не перевелись. Мы с Екатериной Васильевной Гельцер остались друзьями до конца ее дней. Как же она близка мне по духу! Ну кто еще мог позвонить посреди ночи, чтобы немедленно узнать, сколько лет было Евгению Онегину или что такое формализм?
Гельцер нашла ей и первую московскую работу - в подмосковном театре в Малаховке. Она представила Фаину труппе, как свою закадычную подругу из провинции. Представляете как себя там чувствовала эта молодая девушка, ведь на той сцене играли такие знаменитости как Садовникова, Коонен, Тарханов, Остужев, пели Шаляпин и Собинов, Вертинский, Нежданова…
И это была ее настоящая школа, где первый урок жизни в образе героя преподнес Илларион Николаевич Певцов. В пьесе Леонида Андреева "Тот, кто получает пощечины" у будущей Раневской была безмолвная роль рядом с ним. Именно он объяснил как можно глубоко играть без слов:
...просто любите меня. Все, что будет происходить со мной, должно вас волновать, получать отклик в вашей душе и отражаться на лице.
Именно тогда у Фаины выявилась особенность: она не могла ни «включаться» в спектакль, ни «выключаться» из него - она жила. Именно тогда Певцов сказал: "Запомните, из этой девушки получится великая актриса".
Вторым ангелом для Раневской стала Павла Леонтьевна Вульф. Только на сей раз Фаина сама, набравшись смелости и наглости, отправилась к Павле Леонтьевне со «скромной» просьбой – научить ее играть. И она согласилась ее прослушать и даже предложила выбрать себе роль в спектакле ее труппы.
Так начался следующий этап в актерской жизни Раневской. Вульф приняла ее не просто в труппу, а в свою семью, стала настоящей матерью. Так у Фаины появилась настоящая семья, где она отогрелась душой, где ее понимали, любили, а главное рядом с Вульф Фаина поверила в свое предназначение уже не из упрямства, а по-настоящему:
самое главное – она учила играть. Рядом с Павлой Леонтьевной я училась большому искусству, а не просто вразумительному передвижению по сцене, училась подчиняться роли, слушать роль, понимать ее душой.
Это было в бурлящем восемнадцатом году, когда родители с братом и сестрой, спасаясь от истребления, уплыли на пароходе в Румынию, в Констанцу. Фаина задумывалась, чтобы ждало ее останься она с родителями? Поневоле вышла бы замуж, родила детей и знать не знала о театре. И погибла бы без него...
Конечно, ей было обидно, что ее семья так и не поняла, что она родилась с этой профессией, она была внутри и не позволила бы ей жить никакой другой жизнью.
Гораздо позже, когда уже под конец жизни ее сестра Белла переехала к Фаине в Москву, она спросила: сделал ли ее счастливей выбор в пользу театра, если у нее нет семьи, и она все равно одинока? Раневская ответила так:
Да, сделал. Одинокой в семье Фельдманов я была бы все равно, а следовательно, и в той, которую для меня выбрали бы, тоже. Но я занимаюсь любимым делом, пусть не всегда удачно, пусть большая часть сил и таланта остались неизрасходованными, пусть не сыграла и сотой доли ролей, которые могла бы сыграть, но я старалась. Это моя жизнь, другой не представляю и не желаю.
Могла ли сложиться жизнь Фаины Георгиевны Раневской по-другому? Я думаю - нет. И это не просто ее выбор. По сути и выбора не было. Это был ее путь, по которому она шла не сворачивая до конца своей жизни.
Читайте и другие статьи о детстве, жизни и творчестве великой актрисы на моем канале по тегу #ораневской
А если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
#рассуждения о жизни #фаина раневская #цитаты фаины раневской #биография актрисы #судьба актрисы