Найти тему
Фото-профи

Фотографы, изменившие мир: Роберт Дуано

Когда мы говорим о французских фотографах-документалистах, первый, кто приходит на ум - это, конечно же, Анри Картье-Брессон. Тем не менее, есть еще один, очень хорошо известный на Западе фотограф, мастер гуманистической фотографии, Роберт Дуано (фр. Robert Doisneau). О нем мы и поговорим в этой статьей, тем более, что сегодня исполнилось 110 лет со дня его рождения.

Роберт родился 14 апреля 1912 года в пригороде Парижа. Отец Роберта был сантехником, он погиб на Первой Мировой войне, когда Роберту было 4 года. Затем, в семь лет, у Роберта умерла мать. Мальчика воспитывала тетя. В тринадцать лет Роберт поступает в художественную школу, которую успешно заканчивает.

Дуано начинает заниматься любительской фотографией в 16 лет, причем первое время он настолько стесняется работать с людьми, что основными объектами на его работах становятся булыжники. Затем он преодолевает свою застенчивость и начинает фотографировать сперва детей, а затем уже и взрослых.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

В конце 1920-х годов Дуано находит работу в качестве чертежника в рекламной индустрии в Atelier Ullmann (Ullmann Studio), творческой графической студии, специализирующейся на фармацевтической промышленности. Здесь он воспользовался возможностью изменить карьеру, выступая в качестве помощника оператора в студии, а затем став штатным фотографом. В 1934 году он решает заняться фотографией профессионально и начинает фотографировать для автомобильной компании Рено в стиле промышленной рекламы. Но в 1939 году его увольняют из компании за систематические опоздания.

Дуано был вынужден испробовать внештатную рекламу, гравировку и фотографию открыток в качестве средств для того, чтобы заработать себе на жизнь. В то время французская индустрия открыток была крупнейшей в Европе, открытки служили поздравительными элементами, а также праздничными сувенирами. В 1939 году Дуано нанимает Шарль Радо из фотоагентства Rapho и он путешествует по Франции в поисках сюжетов. Здесь он сделал свои первые профессиональные уличные фотографии.

После начала Второй мировой войны Дуано был призван во французскую армию как солдат и фотограф. Он служил в армии до 1940 года, а затем, вплоть до конца войны в 1945 году, использовал свое мастерство создания надписей и гравировки для подделки паспортов и документов, удостоверяющих личность для участников французского Движения Сопротивления.

-10

Некоторые самые известные фотографии Дуано были им сделаны после войны. Например, известнейшая фотография, на которой моряк целует незнакомую девушку, была сделана в Нью-Йорке, в день объявления об окончании Второй мировой войны. Эта фотография стала символом окончания войны.

-11

Примечательна история этой фотографии. Дело в том, что изображенный на ней моряк в тот день целовал всех проходящих мимо женщин, а изображенная на фотографии медсестра отвесила ему пощечину после запечатленного поцелуя.

Еще один момент, связанный со Второй мировой войной: Дуано отказался фотографировать французских женщин, чьи головы были обриты за связи с немцами, так как никого не высмеивал в своих работах.

Роберт Дуано возвращается к внештатной фотографии и продает свои фотографии Life и другим международным журналам. Он ненадолго присоединился к агентству Alliance Photo, но вернулся в Rapho в 1946 году и оставался с ними на протяжении всей своей трудовой жизни, несмотря на получение приглашения от Анри Картье-Бессона присоединиться к Magnum Photos.

В 1948 году Дуано заключает контракт с Vogue на работу фэшн-фотографом. Редакторы полагали, что он привнесет свежий и более непринужденный вид журналу, но Дуано не нравилось фотографировать красивых женщин в элегантной обстановке; он предпочел уличную фотографию. Когда он смог сбежать из студии, он работал на улицах Парижа.

1950-е годы были пиком популярности Дуано, но 1960-е годы были для него менее удачными. В 1970-х годах Европа начала меняться, и редакторы искали такой репортаж, который показывал бы ощущение новой социальной эры. По всей Европе журналы в старом стиле закрывались, поскольку телевидение привлекало гораздо больше внимания со стороны общественности. Дуано продолжал работать, создавая детские книги, рекламную фотографию и портреты знаменитостей, включая Альберто Джакометти, Жана Кокто, Фернана Леже, Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Он работал с писателями и поэтами, такими как Блез Сендрар и Жак Превер, и он внушил Преверу уверенность в том, что может сфотографировать повседневные уличные сцены, которые большинство людей просто игнорировали.

В 1950 году Дуано создал свою самую узнаваемую работу при жизни - Le Baiser de l'hôtel de ville (Поцелуй у Отель де Вилль) - фотографию пары, целующейся на оживленных улицах Парижа, которая стала международно признанным символом любви в Париже. Личность пары оставалась загадкой до 1992 года. Жан и Дениз Лавернь ошибочно посчитали себя той самой парой, и когда Роберт и Аннет Дуано (его старшая дочь, а также его помощница в то время) встретились с ними за обедом в 1980-х годах, фотограф "не захотел разрушать их мечту", поэтому он ничего не сказал. Это привело к тому, что указанная пара повела Дуано в суд за то, что он «сфотографировал их без их ведома» (по законодательству Франции человек владеет правами на свои изображения). Судебный иск заставил Дуано раскрыть, что он сделал снимок с участием пары Франсуазы Дельбар и Жака Карто, влюбленных, которых он только что видел целующимися, но изначально не сфотографировал из-за своего принципа; он подошел к ним и спросил, повторят ли они поцелуй. Дуано выиграл судебное дело против Лавернь. Фотограф сказал о том снимке в 1992 году так: "Я бы никогда не осмелился фотографировать таких людей. Целующиеся на улице часто могут быть не в рамках узаконенных отношений."

-12

Одна из реальных моделей, Франсуазы Дельбар, в 1950 году получила от фотографа оригинальный снимок с подписью и печатью в награду за участие. Благодаря этому факту позже, в 1990-х годах, Франсуазе не удалось отсудить у фотографа приличную компенсацию. Однако в апреле 2005 года эта фотография принесла ей 155 тыс. евро на аукционе Artcurial Briest-Poulain-Le Fur, после чего досталась нераскрытому швейцарскому коллекционеру.

Этот судебный процесс стоил многих сил самому Дуано. Его дочь писала: "Мы выиграли в суде, но мой отец был глубоко шокирован. Он обнаружил мир лжи, и это причинило ему боль. "Поцелуй" разрушил последние годы его жизни. Добавьте все это к переживаниям, связанным с моей матерью, страдающей от болезни Альцгеймера и Паркинсона, и я думаю, что будет справедливым сказать, что он умер от грусти".

Роберт Дуано умер 1 апреля 1994 года в возрасте 81 года. Он был похоронен рядом со своей женой на кладбище в Райзё.

Фотография Дуано возродилась уже после его смерти. Многие из его портретов и фотографий Парижа с конца Второй мировой войны по 1950-е годы были превращены в календари и открытки, и стали иконами французской жизни.

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24

Вклад Роберта Дуано в фотографию огромен. Как и Анри Картье-Брессон, он был мастером репортажа. Но если у Бессона мы видим больше внимания к формам на снимке, то у Дуано центральной фигурой на снимке всегда становился человек и его эмоции. Поэтому Роберта Дуано можно по праву считать мастером гуманистической фотографии.

Расскажите в комментариях, как вам работы Роберта Дуано, произвели ли они впечатление на вас?

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.

Удачи вам и отличных фотографий!