Иногда лечение длится очень долго. Такое лечение оговаривают заранее и составляют план на весь период. Изменение стоимости лечения стало для пациентки шоком. Случай из юридической практики. И анекдот.
Как вы уже догадались, в этой статье речь пойдёт о частных клиниках. Обычной процедурой при посещении клиники является заключение договора на оказание медицинских услуг. Пациент приходит с проблемой, рассказывает что. где и как у него болит и врач назначает ему лечение. Иногда перед назначением лечения пациента направляют на сдачу анализов.
Поскольку коммерческие клиники имеют главной целью извлечение прибыли, то и подход у них к пациенту сугубо коммерческий. Главная цель - заработать денег. Обычно это приёмы, осмотры, процедуры. Мне пришлось консультировать доверительницу, которая проходила курс лечения в стоматологической клинике.
Это интересно: Отличие стоматолога от дантиста.
Стоматолог - это специалист с высшим медицинским образованием по специальности "Стоматолог".
Дантист - это специалист со средне-специальным образованием, окончивший медколледж.
Оба этих специалиста имеют право лечить зубы. Различие заключается в перечне заболеваний полости рта, которые они имеют право лечить и уровню их сложности. У стоматолога этот перечень шире.
Сравнение можно провести с судьями, например, мировой судья и федеральный. Мировой судья рассматривает дела менее сложные, нежели федеральный.
Приложение к договору
При необходимости проведения длительного лечения пациента с ним заключается договор. При этом обычно в договоре сразу прописывается стоимость такого лечение. Это позволяет сделать всю процедуру более прозрачной и предсказуемой для пациента. Стоимость лечение обычно указывается в плане лечения.
План лечения – это фактически смета, в которой указаны мероприятия медицинского характера, которые будет проводить медицинская организация пациенту и стоимость этих мероприятий. Иными словами – это перечень медицинских услуг и их стоимость.
План лечения является приложением к договору оказания медицинских услуг и является его неотъемлемой частью.
У нас подорожание
В случае с моей доверительницей план лечения бул составлен на два года. Когда она пролечилась у стоматолога несколько месяцев ей сообщили, что прейскурант цен изменился и общая стоимость теперь будет превышать оговоренную в полтора раза.
Кому хочется переплачивать? Никому. И это правильно. Но всё должно быть по справедливости. Согласно положениям Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 450) изменение условий договора возможно только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Это означает, что медицинская организация не имеет права в одностороннем порядке изменить цены на согласованные договором услуги. При этом, пациенту необходимо внимательно изучить условия договора на предмет наличия в нём оговорок о возможности увеличения стоимости услуг при наступлении определённых неблагоприятных условий для медицинской организации (исполнителя).
Выходит стоматолог из кабинета, где остался лежать пациент, и нервно ходит из стороны в сторону, теребя подбородок. Закурил, но тут же выкинул сигарету в окно. Медсестра его спрашивает:
— Что случилось? Сложный случай?
Стоматолог отвечает:
— Тяжелейший — у клиента денег куры не клюют, а все зубы здоровые…
Все в сад суд
Если указанных выше оговорок в договоре не имеется, клиника имеет право изменить условия договора, а именно стоимость лечения, в судебном порядке. Так, согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ «По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.».
Как следует из п. 2 приведённой части статьи ГК РФ суд может изменить условия договора при наличии определённых случаев, установленных законом.
Так всё-таки можно?
Вместе с этим, отношения между пациентом и медицинской организацией помимо гражданского законодательства регулируются ещё и Законом РФ «О защите прав потребителей». В абзаце втором п. 2 ст. 33 данного закона указано, что
«Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.».
Таким образом, медицинская организация всё-таки может изменить стоимость плана лечения по суду. Но при этом (Внимание!) она должна предоставить суду документальные подтверждения того, что стоимость используемых материалов или оборудования существенно возросла.
Срок обжалования решения суда составляет один месяц с момента изготовления мотивированного решения.
Также необходимо учитывать, что увеличение стоимости услуг специалистов клиники в данном случае не является поводом для увеличения стоимости плана лечения.
Не знаю как вам, но по-моему всё по-честному.
P.S.
Дополнительно необходимо отметить, что в случае увеличения стоимости плана лечения в одностороннем порядке пациент имеет право обжаловать новую стоимость путём обращения в органы Роспотребнадзора и в суд.
С уважением, юрист Дмитрий Сагитов.
Спасибо, что дочитали статью.
Подписывайтесь на мой канал и будьте в курсе юридических советов и новостей. За лайк отдельное спасибо.