1,2K подписчиков

лонгрид: Краткая история музыки фьюжн

284 прочитали

Эта история предназначена прежде всего для тех, кто ещё ничего не знает или имеет крайне смутное представление об эпохе. Повествование начнётся сразу с предмета описания без анализа и примеров музыки истоков звучания данного направления. Возможно, приквел я напишу позднее (уже написал, читать по ссылке: Истоки музыки фьюжн). Конечно, краткое предисловие будет, но без примеров и только в общих словах.

Эта история предназначена прежде всего для тех, кто ещё ничего не знает или имеет крайне смутное представление об эпохе.

С появлением музыки джаз в конце 19-го начале 20-го века всю популярную музыку захватил триольный ритм. Это размер 4/4, где каждая четверть делится не на 2 восьмые, как было принято в европейской традиции, а на 3 четвертных триоли, причем средняя триоль, как правило, не играется. Тем самым кол-во долей в такте арифметически, как бы, совпадает с кол-вом восьмых долей, но исполнение ритма становится неровным и качающимся. Этот ритм получил позже название свинг. Представьте себе, что вплоть до 60-х годов 20-го века человечество просто было без ума от этого ритма и не представляло себе ничего более модного и крутого. К примеру, кроме джаза, весь американский ритм'н'блюз (чёрная музыка) и рок'н'ролл (белая музыка — Элвис Пресли и т. д) - это свинговые ритмы (про сегрегацию в США рассказа не будет, но она распространялась очень сильно и на музыку).

В 60-х годах запускаются параллельно два независимых процесса.

Первое - это американские чёрные придумывают ритм фанк, они первые устали от свинга. Ритмически фанк выпрямляется и становится чётным ритмом, но это только на первый взгляд. Внутри всё тех же 4/4 идёт деление каждой четверти на ровные 4 шестнадцатых, но фишка в том, что полученные 16 долей группируются не по четвертям (по 4 в каждой), а произвольно: по три, по две, по четыре, на подобие группировок 8-х долей в латиноамериканской музыке. Поэтому в, казалось бы, ровном ритме синкопы остаются и даже имеют нерегулярный характер от композиции к композиции, в отличии от свинга.

Второе - непрофессиональные музыканты, энтузиасты в Британии пробуют играть ритм'н'блюз, именно чёрный ритм'н'блюз (не белый рок'н'ролл!), что в последствии перерастёт в то, что мы знаем под компактным названием "рок" (не путать с американским рок'н'роллом). Кстати, когда британцы пробовали играть белый рок'н'ролл они постоянно были в роли догоняющих и, практически, ничего заметного не придумали (может только The Beatles исключение).

Фанк почти сразу проникает в британский рок. К моменту возникновения в чёрной музыке новой ритмической фишки музыканты с острова уже внимательно следят за всеми подводными течениями в американской поп-музыке. И здесь начинается мутация сначала в сторону хард-рока, а потом и прогрессив-рока.
К этому времени в джазовой музыке глубокий кризис. Всем набил уже оскомину
хард-боп, а сравнительно новый фри-джаз по звучанию уже очень сложный и совсем не танцевальный.

Тут и начинается сплав сначала ритм'н'блюза и джаза, а за тем фанка и британского рока.

Этот процесс проходит в Америке посредством профессиональных джазовых музыкантов, но и любители рокеры здесь, конечно, отметились. Отцом музыки фьюжн принято считать американского джазового трубача Майлза Дэвиса, но многие европейские музыканты (выходцы из Европы, съехавшиеся в ту пору в США) принимают в этом активное участие. Британец Джон Маклафлин, австриец Джо Завинул, чехи Мирослав Витуш и Ян Хаммер, и т.д.

Интересно, что Джо Завинул начал эксперименты с роком еще до сотрудничества с Майлзом Дэвисом в оркестре саксофониста Кэнонбола Эддерли. В какой-то момент Майлз переманивает его к себе и тут понеслось.
Майлз под влиянием музыки Джо Завинула и с его участием выпускает в 1969-м альбом In A Silent Way:

Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
John McLaughlin – electric guitar
Chick Corea – electric piano
Herbie Hancock – electric piano
Joe Zawinul – electric piano, organ
Dave Holland – double bass
Tony Williams – drums

В этом альбоме на гитаре Джон Маклафлин, на электрооргане Джо Завинул, на электро-пианино Чик Кориа и Хэрби Хэнкок, на альт-саксофоне Вэйн Шортер. Есть ещё очень известные участники, но для краткости этим ограничимся. Тех, кого перечислил, создадут чуть позже свои супергруппы.

Следующий альбом Майлза Дэвиса стал бестселлером, поэтому ни одна статья о музыке фьюжн не обходится без упоминания его названия. Это - Bitches Brew. Внимание, это, вообще, первый фьюжн альбом, где появляется фанк! Далее Майлз Дэвис до самой своей смерти (в начале 90-х) будет развивать фанковое звучание.

"Bitches Brew"
"
John McLaughlin"
"
Sanctuary" (Shorter)
Recorded Columbia Studio B, New York City August 19, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – bass
Harvey Brooks – electric bass
Lenny White – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Don Alias – congas
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – shaker, congas
On "John McLaughlin" omit Brooks, Shorter and Davis
On "Sanctuary" omit McLaughlin, Maupin, Brooks and White

"Miles Runs the Voodoo Down"
Recorded Columbia Studio B, New York City August 20, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – electric bass
Harvey Brooks – electric bass
Don Alias – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – congas

"Spanish Key"
"
Pharaoh's Dance" (Joe Zawinul)
Recorded Columbia Studio B, New York City August 21, 1969
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Larry Young – electric piano – Center
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – bass
Harvey Brooks – electric bass
Lenny White – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Don Alias – congas
Juma Santos (credited as "Jim Riley") – shaker

"Feio" (Wayne Shorter)
Recorded Columbia Studio B, New York City January 28, 1970
Miles Davis – trumpet
Wayne Shorter – soprano saxophone
Bennie Maupin – bass clarinet
Joe Zawinul – electric piano – Left
Chick Corea – electric piano – Right
John McLaughlin – electric guitar
Dave Holland – electric bass
Billy Cobham – drum set – Left
Jack DeJohnette – drum set – Right
Airto Moreira – percussion and cuica

Состав музыкантов Bitches Brew почти тот же, что и на In A Silent Way
Дальше Майлз углубляется, как сказано выше, все больше в фанк. Меняет составы и в 1975-м под влиянием пристрастия к кокаину уходит со сцены до 1981-го года.

Дискография фьюжн-альбомов Майлза Дэвиса описываемого периода:

1969 — In a Silent Way

1970 — Bitches Brew

1970 — Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East

1971 — A Tribute to Jack Johnson

1971 — Live-Evil

1972 — On the Corner

1973 — In Concert: Live at Philharmonic Hall

1973 — Black Beauty: Miles Davis at Fillmore West

1974 — Big Fun

1974 — Get Up with It

1975 — Agharta

1976 — Pangaea

1977 — Dark Magus

Те музыканты первого фьюжн-состава, о которых я упомянул, создают свои супергруппы. Джо Завинул и Вэйн Шортер создают Weather Report.

Joe Zawinul - Composer, Keyboards, Piano (Electric)
Wayne Shorter - Composer, Sax (Soprano), Saxophone
Miroslav Vitous - Bass, Bass (Electric), Composer
Airto Moreira - Drums, Percussion
Alphonse Mouzon - Drums

Wayne Tarnowski - Engineer

Это первый альбом Weather Report. Кроме Завинула и Шортера в первом составе басист Мирослав Витуш, после ухода которого, лично мне, звучание группы перестало быть интересным. Но позже именно в этой группе появится гений бас-гитары Джако Пасториус, революционно расширивший возможности инструмента.

Дискография Weather Report:

1971 — Weather Report

1972 — I Sing the Body Electric

1972 — Live in Tokyo

1973 — Sweetnighter

1974 — Mysterious Traveller

1975 — Tale Spinnin'

1976 — Black Market

1977 — Heavy Weather

1978 — Mr. Gone

1979 — 8:30

1980 — Night Passage

1982 — Weather Report [1982]

1983 — Procession

1984 — Domino Theory

1984 — Sportin' Life

1985 — This Is This!

Пианист Чик Кориа собирает свой первый фьюжн-состав под названием Return To Forever. Первый альбом хоть и тоже яркий, но советую, всё же начать знакомство со второго — Light as a Feather 1972-го года:

Chick Corea - Composer, Engineer, Keyboards, Piano (Electric), Producer
Flora Purim - Composer, Percussion, Vocals
Joe Farrell - Flute, Sax (Soprano), Sax (Tenor)
Stanley Clarke - Bass, Composer
Airto Moreira - Drums, Percussion, Vocals

Второй пианист с альбома Bitches Brew Хэрби Хэнкок и до выпуска супер-альбомов Майлза Дэвиса уже во всю заигрывает с рок звучанием, но тут под явным влиянием звучания Дэвиса выпускает запись проекта Mwandishi. К сожалению, не смотря на интересные идеи, она не становится супер-группой. Может потому, что не сильно отличается по звучанию от музыки с альбомов Майлза.

Mwandishi / Herbie Hancock – Fender Rhodes piano
Mchezaji /
Buster Williams – bass
Jabali /
Billy Hart – drums
Mganga /
Eddie Henderson – trumpet, flugelhorn
Mwile /
Bennie Maupin – bass clarinet, alto flute, piccolo
Pepo Mtoto /
Julian Priester – tenor trombone, bass trombone
Leon "Ndugu" Chancler – drums and percussion on "Ostinato (Suite For Angela)"
José "Chepito" Areas – congas and timbales on "Ostinato (Suite For Angela)"
Ronnie Montrose – guitar on "Ostinato (Suite For Angela)»

Хэнкок выстрелит позднее.

Джон Маклафлин собирает свой знаменитый Mahavishnu Orchestra. Первый альбом - бомба: The Inner Mounting Flame. 1971 год:

John McLaughlin - Composer, Guitar,Producer, Synthesizer
Jerry Goodman - Violin
Jan Hammer - Piano, Synthesizer
Rick Laird - Bass
Billy Cobham - Bass, Drums

Вообще-то Джон Маклафлин попал на сесси записи альбома In A Silent Way с подачи барабанщика его последнего, джазового ещё квинтета, Тони Уильямса. У них с Маклафлином даже был прото-фьюжн проект Lifetime, ещё до выхода вышеперечисленных записей Майлза. Многие поэтому Тони Уильямса считают пионером музыки фьюжн. Но получившиеся записи Lifetime хоть по звучанию и революционные, но сырые. У них не было шансов стать широко известными.

Дискография Mahavishnu Orchestra:

1971 — The Inner Mounting Flame

1973 — Birds of Fire

1973 — Between Nothingness & Eternity

1974 — Apocalypse

1975 — Visions of the Emerald Beyond

1976 — Inner Worlds

1984 — Mahavishnu

1987 — Adventures in Radioland

2014 — Whiskey A-Go-Go, March 27, 1972

Чик Кориа, видимо, под впечатлением звучания Mahavishnu Orchestra собирает новый состав Return To Forever. Меняет барабанщика на более жёсткого по звучанию Ленни Уайта, отказывается от лидирующего женского вокала, берет рок гитариста Билла Коннорса, которого почти сразу заменяет 19-ти летний Ол Ди Меола. Послушайте альбом 1974-го Where Have I Known You Before - это первая запись, где играет молодой Ол Ди Меола:

Chick Corea - Composer, Piano, Synthesizer
Al Di Meola - Guitar
Stanley Clarke - Bass
Lenny White - Drums

Дискография Return To Forever:

1972 — Return to Forever

1972 — Light as a Feather

1973 — Hymn of the Seventh Galaxy

1974 — Where Have I Known You Before

1975 — No Mystery

1975 — Romantic Warrior

1977 — Musicmagic

1978 — Live: Complete Concert

2009 — Returns

2011 — Forever

2012 — The Mothership Returns

В 1973-м Хэрби Хэнкок, наконец, выстреливает с альбомом Head Hunters и создает тем самым свою супергруппу со своим уникальным звучанием:

Herbie Hancock - Arp Odyssey, ARP Synthesizer, Clavinet, Composer, Fender Rhodes, Keyboards, Piano, Piano (Electric), Pipe, Producer, Synthesizer, Vocals
Oren Waters - Vocals
Bennie Maupin - Clarinet (Bass), Composer, Flute, Flute (Alto), Percussion, Reeds (Multiple), Sax (Soprano), Sax (Tenor), Saxello, Saxophone, Wind
Paul Jackson - Bass, Bass (Electric), Composer, Marimba, Marimbula
Bill Summers - Agogo, Balafon, Bottle, Cabasa, Congas, Drums, Gankogui, Hinedewho, Log Drums, Multi Instruments, Percussion, Shakere, Shekere, Surdo, Tambourine
Harvey Mason, Sr. - Arranger, Composer, Drums

Дискография Хэрби Хэнкока данного периода:

1971 — Mwandishi

1972 — Crossings

1973 — Sextant

1973 — Head Hunters

1974 — Thrust

1974 — Death Wish [Original Soundtrack]

1975 — Flood

1975 — Man-Child

1976 — Secrets

Что касается главных фьюжн супергрупп - это, наверное, все. Этот период интересен прежде всего тем, что достаточно узкий круг профессиональных джазовых музыкантов, получив буст в сессиях записей и концертов у Майлза Дэвиса, смогли создать уникальные, достаточно непохожие по звучанию коллективы и оставить в качестве записей много интересного материала, да я бы не побоялся сказать — шедевров. Понятно, что не по одному альбому нужно слушать и я бы посоветовал поизучать разные сайд-проекты того времени, там много интересного. Многие участники этих супергрупп позже организовали свои группы. Это и барабанщик Mahavishnu Orchestra Билли Кобэм, и скрипач, опять же, Mahavishnu Orchestra Жан Люк Понти. Ол Ди Меола успешно делает сольную карьеру. Басист Return To Forever Стенли Кларк, барабанщик всё того же коллектива — Ленни Уайт. Джако Пасториус из Weather Report. Чик Кориа выпустит лучшие свои сольные оркестровые альбомы и т.д. Процесс чем-то напоминает деление клеток. Но, хотя, каждый из них будет вносить свой вклад в развитие музыки фьюжн, вклад каждого следующего поколения будет угасать по экспоненте.

Кроме Америки, новое звучание заражает музыкантов по всему миру, как профессионалов, так и любителей. В каких-то странах эта музыка повлияла больше на местные субкультуры в каких-то меньше, но точно повлияла везде.

К примеру, некоторые британские рок музыканты собирают свои фьюжн-составы или принимают участие. Например, барабанщик Genesis Фил Коллинз собирает Brand X:

Phil Collins - Composer, Drums, Percussion
John Goodsall - Bass, Composer, Guitar
Percy Jones - Bass, Composer
Jack Lancaster - Wind
Robin Lumley - Composer, Keyboards, Mixing

Dennis MacKay - Engineer, Mixing, Producer

Известный многим из вас гитарист Гарри Мур участвует в фьюжн-группе Colloseum II. (Группа Colloseum, основанная тем же барабанщиком и лидером коллектива Джоном Хайсманом ранее, играла прото-фьюжн и брас-рок). Итак, Colloseum II с Гарри Муром в составе:

Jon Hiseman - Bells, Composer, Cymbals, Drums, Gong, Percussion, Producer
Don Airey - Clavinet, Composer, Keyboards, Moog Synthesizer, Organ (Hammond), Piano, Synthesizer
Gary Moore - Composer, Guitar, Vocals
Andy Mackay - Composer
John Mole - Bass, Composer, Guitar (Bass)

Monty Babson - Producer
Dave Harris - Engineer

В Англии так же очень заметна в те годы, так называемая, «кентерберийская школа». Такие группы как The Wilde Flowers, Caravan, Soft Machine характеризуют её звучание. Тут можно упомянуть таких известных музыкантов как барабанщик и вокалист Роберт Уайат или гитарист Алан Холсуорт, которые в разное время были причастны к сильно эволюционирующему по звучанию со временем коллективу Soft Machine. Слушаем для примера альбом Soft Machine с Аланом Холсуортом — The Harvest Albums 1975-1978:

Allan Holdsworth - Composer, Guitar, Guitar (12 String), Guitar (Acoustic), Guitar (Electric), Producer
Karl Jenkins - Composer, Keyboards, Oboe, Piano, Piano (Electric), Producer, Sax (Soprano), Saxophone, Synthesizer
Jack Marshall - Composer
Mike Ratledge - Composer, Keyboards, Organ, Piano (Electric), Producer, Synthesizer
Ray Warleigh - Flute, Flute (Alto), Flute (Bass)
Roy Babbington - Bass, Guitar (Bass), Producer
John Marshall - Drums, Percussion

Кроме этого у британских прогрессив-рокеров выходят несколько альбомов подкрашенных музыкой фьюжн. У King Crimson альбом Lizard:

Robert Fripp - Composer, Devices, Guitar, Keyboards, Mellotron, Producer, Remastering, Writer
Peter Sinfield - Composer, Concept, Lyricist, Picture, Producer, Writer
Jon Anderson - Vocals
Marc Charig - Cornet
Mel Collins - Flute, Saxophone
Nick Evans - Trombone
Obin Miller - Wind
Robin Miller - Cor Anglais, Oboe
Keith Tippett - Keyboards, Piano, Piano (Electric)
Geoff Workman - Tapes
Gordon Haskell - Bass, Guitar (Bass), Vocals
Andy McCulloch - Drums

У Emerson, Lake & Palmer их альбом Works Volume 2 вполне, без преувеличения, можно назвать фьюжн-альбомом:

Keith Emerson - Composer, Keyboards
Greg Lake - Composer, Vocal, Guitar, Bass
Carl Palmer - Composer, Drums

В Западной Германии заметно в это время движение краут-рока, так же впитавшего идеи американцев. Тут упомянем такие коллективы как Can, Neu, Guru Guru, Kraan и даже ранних Kraftwerk. В качестве примера звучания возьмём альбом группы Kraan — Tournee:

Ingo Bischof - Keyboards, Percussion
Udo Dahmen - Schlagzeug
Hellmut Hattler - Bass
Peter Wolbrandt - Gesang, Guitar, Vocals

Conny Plank - Producer

Из Франции можно упомянуть знаменитую Magma:

Christian Vander - Arranger, Chamberlin, Composer, Drums, Fender Rhodes, Percussion, Piano (Grand), Vocals
Klaus Blasquiz - Percussion, Vocals
Jacques Bolognesi - Trombone
Tony Russo - Trumpet
Laurent Thibault - Engineer, Percussion, Producer
Stella Vander - Vocals
Benoît Widemann - Keyboards

Даже норвежцы, саксофонист Ян Гарбарек и гитарист Терье Рипдал играют фьюжн:

Nordic All-Stars – Salamanderdans
Alto Saxophone –
Jesper Thilo, Juhani Aaltonen
Baritone Saxophone – Seppo Paakkunainen
Bass – Palle Danielsson
Bass Clarinet – Jesper Thilo
Clarinet – Jan Garbarek, Jesper Thilo
Composed By – Palle Mikkelborg
Contrabass Clarinet – Jesper Thilo
Drum – Jon Christensen
Flugelhorn – Palle Mikkelborg
Flute – Jan Garbarek, Jesper Thilo, Juhani Aaltonen, Seppo Paakkunainen
Guitar – Terje Rypdal
Piano – Heikki Sarmanto
Soprano Saxophone – Jesper Thilo
Tenor Saxophone – Jan Garbarek, Jesper Thilo, Juhani Aaltonen
Trombone – Oll. Holmqvist
Trumpet – Allan Botschinsky, Bertil Lövgren, Palle Mikkelborg
Tuba – Oll. Holmqvist

Next Please
Composed By –
Bernard Kawka
Vocals – Bernard Kawka, Ewa Wanat, Janusz Mych, Waldemar Parzyński

Zürich International Festival All-Stars – Lonely Woman
Alto Saxophone –
Heinz Bigler, Herb Geller, Leo Wright
Arranged By – George Gruntz
Baritone Saxophone – Sahib Shihab
Bass – Isla Eckinger
Composed By – Ornette Coleman
Drums – Tony Inzalaco
Electric Piano – George Gruntz
Oboe – Herb Geller
Piano – George Gruntz
Tenor Saxophone – Dexter Gordon, Don Byas
Trombone – Albert Mangelsdorff, Jiggs Whigham, Slide Hampton, Åke Persson
Trumpet – Art Farmer, Benny Bailey, Dusko Goykovich, Franco Ambrosetti

Boško Petrović Quintet & The Non-Convertible Eastern All-Stars – Sigo’s Garden
Alto Saxophone –
Jiří Stivín, Ozren Depolo
Bass – Miljenko Prohaska
Composed By – Bosko Petrovic
Drum – Ratko Divjak
Flute – Brane Živković, Jiří Stivín, Salko Mujičić, Simeon Sterev
Marimba – Boško Petrović
Organ – Brane Živković
Percussion [Tarabuka] – Boško Petrović
Piano – Brane Živković
Tenor Saxophone – Dan Mîndrilă
Violin – Zbigniev Seifert

В общем, в каждой стране можно найти отголоски.

Параллельно с историей фанк-фьюжн развивается направление этно-фьюжн. Эту музыку, иногда относят к направлению New Age или к World Music. Но нужно помнить, что все рамки и стили условны. Я упомяну ярчайших представителей направления группу Oregon c их дебютным альбомом Music Of Another Present Era 1972-го:

Paul McCandless - Composer, Horn (English), Oboe
Ralph Towner - Composer, Guitar, Guitar (12 String), Guitar (Classical), Mellophonium, Piano
Glen Moore - Bass, Bass (Electric), Composer, Flute, Guitar (Bass), Piano
Collin Walcott - Composer, Guitar (Rhythm), Mridangam, Percussion, Sitar, Tabla, Violin

Парни встретились в оркестре Пола Уинтера и, кстати, изрядно пополнили его репертуар, когда он искал новое звучание для своего коллектива. В какой-то момент они все его покинули, чтобы играть свою музыку самостоятельно. Это гитарист и пианист Ральф Таунер, контрабасист Гленн Мур, духовик-мультиинструменталист Пол Маккандлес и таблаист и ситарист Колин Валькот, после трагической смерти его сменит индиец Трилок Гурту.

Дискография Oregon:

1970 — Our First Record

1972 — Music of Another Present Era

1974 — Vanguard

1974 — Distant Hills

1974 — Winter Light

1976 — Oregon in Concert

1977 — Together

1977 — Friends

1977 — Violin

1978 — Out of the Woods

1978 — Roots in the Sky

1978 — Moon and Mind

1980 — Oregon in Performance

1983 — Oregon

1984 — Crossing

1987 — Ecotopia

1988 — 45th Parallel

1992 — Always, Never and Forever

1993 — Troika

1995 — Beyond Words

1997 — Northwest Passage

2000 — Oregon in Moscow

2002 — Live at Yoshi's

2005 — Prime

2007 — 1000 Kilometers

2010 — In Stride

2012 — Family Tree

2017 — Lantern

Так же можно упомянуть Джона Маклафлина с его коллаборацией с индийцами, ансамблем Shakti:

John McLaughlin - Arranger, Composer, Guitar (Acoustic), Producer
Lakshminarayana Shankar - Arranger, Composer, Violin, Vocals
Vikku Vinayakram - Percussion, Vocals
Zakir Hussain - Percussion, Tabla

Дискография Shakti:

1975 — Shakti with John McLaughlin

1976 — A Handful of Beauty

1977 — Natural Elements

1999 — Remember Shakti

2000 — Remember Shakti: The Believer

2001 — Saturday Night in Bombay: Remember Shakti

В какой-то момент к этому течению можно отнести творчество испанского фламенко гитариста Пако Де Люсия. Многие, особенно гитаристы, знакомы с о знаменитой коллаборацией трёх гитаристов: Ол Ди Меолы, Джона Маклафлина и Пако Де Люсия и, конкретно, с этой записью с концерта в Сан-Франциско 80-го года:

Al Di Meola - Guitar
John McLaughlin - Guitar
Paco De Lucia - Guitar

После знакомства с американскими музыкантами Пако начинает работать, преимущественно, в новом жанре. Знакомимся с его сольным альбомом в стиле этно-фьюжн Siroco:

Paco de Lucía - Composer, Concept, Cover Art Concept, Guitar, Handclapping, Palmas, Producer
Rubem Dantas - Cajon, Guitar

Фьюжн-альбомы Пако Де Люсия:

1981 — Friday Night in San Francisco

1981 — Solo Quiero Caminar

1981 — Castro Marin

1983 — Calle Real

1983 — Passion, Grace & Fire

1984 — Live... One Summer Night

1986 — Entre Dos Aguas

1987 — Siroco

1990 — Zyryab

Для полноты картины нужно упомянуть наши самые яркие отечественные коллективы этой эпохи. Ансамбль Арсенал Алексея Козлова:

Directed By, Saxophone [Soprano, Alt] – Алексей Козлов
Music By – А. Козлов (tracks: 1, 3, 4)
Guitar –
Виталий Розенберг
Piano, Organ – Игорь Саульский
Recording Supervisor – А. Грива
Trombone – Александр Горобец, Вадим Ахметгареев, Валерий Таушан
Trumpet – Анатолий Сизонов, Евгений Пан
Bass Guitar – Виктор Заикин
Drums – Василий Изюмченко, Станислав Коростелев

Ансамбль Мелодия Георгия Гараняна:

Bass Guitar – Игорь Кантюков
Bass Trombone – Леонтий Черняк
Drums – Александр Симоновский
Editor – А. Качалина
Engineer – А. Штильман
Grand Piano – Борис Фрумкин
Guitar – Александр Бухгольц
Leader, Alto Saxophone, Synthesizer – Георгий Гаранян
Liner Notes – Арк. Петров
Photography By – А. Шибанов
Soprano Saxophone, Tenor Saxophone – Алексей Зубов
Trombone – Константин Бахолдин
Trumpet – Геннадий Петров, Константин Носов

Николай Левиновский и его Аллегро из Ленинграда. Игорь Бутман у него начинал играть:

Composed By – Николай Левиновский
Contrabass – В. Двоскин
Drums – А. Симоновский
Fortepiano – Н. Левиновский
Leader – Б. Фрумкин
Liner Notes – Юрий Саульский
Saxophone – С. Гурбелошвили
Trombone – В. Назаров
Trumpet – В. Гусейнов

Engineer – Р. Рагимов

Ансамбль Гунеш из Туркмении яркий пример существования у нас направления этно-фьюжн:

Directed By [Художественный Pуководитель] – Мурад Садыков
Guitar – Михаил Логунцов
Keyboards – Шамамед Бяшимов
Music Director [Mузыкальный Pуководитель] – Шамамед Бяшимов
Soloist – Мурад Садыков (треков: A3, B2, B3)
Tenor Saxophone, Flute –
Станислав Морозов
Trombone – Юсиф Алиев
Trumpet – Александр Стасюкевич, Шамиль Курманов
Vocals – Ильяс Реджепов, Хаджириза Эзизов
Bass Guitar – Владимир Белоусов
Engineer – Рафик Рагимов
Percussion – Ришад Шафиев

В 80-е фьюжн в очередной раз сплавляется, но уже с поздним синтезаторным диско. Гармонии пьес в этот период заметно усложняются. Звучание становится порой жёсткое, порой слащавое (ну это болезнь почти всей музыки 80-х). Его играют уже исключительно только профессиональные джазовые музыканты. Более того, в музыкальных колледжах начинают обучать студентов играть фьюжн. Отвязного рокерского звучания в музыке становится всё меньше, виртуозности и штампов всё больше. Именно в это время складывается то звучание, которое мы подразумеваем, когда говорим «Фьюжн», что странно. Я бы назвал этот период пост-фьюжн и написал бы об этом отдельно. К этому периоду можно отнести возвращение Майлза Дэвиса после кокаинового загула в начале 80-х, Чика Кориа с его Chick Corea Electric Band, Tribal Tech, Pat Metheny Group, Fourplay и др.

В качестве иллюстрации звучания этого периода самый заметный альбом Пэта Мэтини Letter From Home:

Pat Metheny - Composer, Guitar (12 String), Guitar (Acoustic), Guitar (Electric), Guitar (Synthesizer), Guitars, Producer, Soprano (Vocal), Tiple
Pedro Aznar - Charango, Composer, Guitar (Acoustic), Marimba, Melodica, Member of Attributed Artist, Pan Pipes, Percussion, Sax (Tenor), Vocals
Armando Marçal - Percussion
Lyle Mays - Accordion, Composer, Keyboards, Member of Attributed Artist, Organ, Piano, Synclavier, Trumpet
Steve Rodby - Bass (Acoustic), Bass (Electric)
Paul Wertico - Drums, Percussion

P.S.

Бонус для тех, кто дочитал! Здесь вы можете забрать себе плейлист яндекс-музыки основных альбомов, выложенных здесь. Слушать интереснее со включенным режимом "в случайном порядке":

Хотите ещё? Прочитайте мой текст:

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz #fusion #jazz fusion