Феномен становления вождя из обычного человека исследует режиссёр Валерий Фокин в спектакле «Рождение Сталина». Александринский театр привез его в Москву в рамках гастролей. И снова Петербург поразил в самое сердце, как до этого «Губернатор» Андрея Могучего.
Сталин многое отрицал о своей юности. Фокин изучил события молодости будущего вождя на основе исторических материалов и современных исследований.
С первых минут спектакля ясно, что зачатки жестокости и хладнокровия, даже к судьбе близких, у Иосифа были с юности. С каждым днем и событием характер Джугашвили крепнет, он уверяется в революционных идеях, обрастает соратниками. После организации первого теракта появляется его подозрительность ко всем и особенно к близким. Считая, что соратники предадут первыми, Иосиф еще больше начинает отдаляться от людей. И приходит к мысли о тотальной слежке.
Сталина играет Владимир Кошевой. Железная выдержка и выверенность действий, неспособность любить и равнодушие к людям, ледяной взгляд и маниакальная преданность революционному делу - герой Кошевого это настоящий тиран, из которого уходит все человеческое. Блестящее перевоплощение!
Со скрупулезной точностью режиссёр показывает развитие персонажа и расставляет акценты на важных событиях. Следить за «рождением Сталина» жутко и любопытно одновременно. Особенно зная последствия этой личности в истории. Леденящий душу момент в конце - огромная статуя Сталина нависает над своим прототипом, а затем опускается железный занавес.
Главное, что выносишь после этого спектакля- тиранами не становятся, ими рождаются, но всю жизнь «оттачивают навыки». В контексте сегодняшних событий история воспринимается особенно остро.