Воспоминания о курсантской юности
- Возвращайтесь скорее! Мы вас ждём!
- кричали девушки и махали руками, со слезами провожая скорый поезд "Оренбург-Москва", увозивший в конце августа группу "студентов машиностроительного техникума" с ж/д вокзала столицы целинного края. Старший группы и его помощник только удивленно переглядывались между собой. Они никак не ожидали такого эскорта из двух десятков красавиц, приехавших проводить своих потенциальных женихов. На прощанье, девушки подарили уезжающим парням несколько коробок мороженого, хватило всем. В группе было больше сорока человек.
С чего все начиналось
По окончании 4 курса и сдачи экзаменов, всех курсантов распределяли по кафедрам, на которых будет написан дипломный проект (проще, диплом). Сразу после распределения, (вместо летнего отпуска, перенесенного на сентябрь) все теперь уже пятикурсники поехали на т.н. "заводскую практику". С целью непосредственного ознакомления с производством вооружения и техники на оборонных заводах. Наш курс разделили на несколько групп. Кто-то поехал в Днепропетровск, кто-то в Москву и в другие города огромного Советского Союза. Нашей группе достался Оренбург. Честно, сначала расстроил такой жребий. В последствии мнение поменялось с точностью до наоборот. Перед отъездом вся группа сфотографировалась на пропуска в завод в Оренбурге. На снимках должны быть в гражданке, т.к. по легенде мы "студенты машиностроительного техникума". Так получилось, что почти вся группа сфотографировалась в одной и той же олимпийке, которую одевали по очереди, что послужило поводом для многочисленных шуток.
От Казанского вокзала Москвы до Оренбурга поезд идет чуть больше суток. Курсанты, то бишь студенты, заняли целиком плацкартный вагон. Старший группы подполковник и его зам майор, преподаватели с нашей кафедры. Они разместились в купе другого вагона и появлялись в нашем редко, переложив всю ответственность на сержантов. Скучно в дороге не было. Два гитариста собрали каждый свою аудиторию. По кругу пошли бутылки с портвейном, но никто не упивался, а так, за компанию. Запомнилась остановка в Куйбышеве. Поезд стоял почти час, за который курсанты успели обежать с десяток продуктовых магазинов. Вернулись с пустыми руками. В магазинах не было НИ-ЧЕ-ГО! Т.е. шаром покати! Из съедобного только маринованные кабачки в 3л банках. Это стало темой для обсуждения и споров на несколько часов. Пришедшие в вагон наши офицеры не смогли ответить на вопрос, как такое может быть при "развитом социализме". А если в Оренбурге будет тоже самое?
Оренбург во многом нас приятно удивил. Чистый ухоженный город с ровными проспектами и улицами. Множество машин на дорогах, автобусы и троллейбусы. Главное, в продуктовых магазинах было всё! Ассортимент намного богаче чем в подмосковных городах. В универсамах штабелями стояли ящики с пивом нескольких сортов. Кроме того, палатки с разливным пивом встречались на каждом шагу. И никаких очередей! По сравнению с соседним Куйбышевым, небо и земля. Почему? Ответа так и не нашлось.
Поселились в спортзале обычной средней школы. Спали на матах. Каникулы у школьников продолжались, поэтому кроме сторожа никого не было. Отличной новостью в первый же день стало то, что за забором, в 50 метрах от школы, находится женское общежитие. Причем информация о нас дошла и до обитательниц общаги, судя по числу любопытных на балконах и в окнах. Все курсанты, включая и женатых, тут же превратились в холостых.
На оренбургском МСЗ (машиностроительном заводе) первым нас встретил особист, куда ж без него. После чего группу распределили по цехам, по два-три дня на каждый. Выдали бесплатные талоны на обед, в каждом цехе своя столовая. Кормили просто на убой, еле-еле вылезали из-за стола. С собой еще давали треугольник молока и булку. Сейчас в это трудно поверить, но так было!
Завод громадный по площади, целый город в городе. Даже рейсовые автобусы ходили по его территории. Первую неделю честно посещали цеха. Интересно своими глазами видеть как рабочие и инженеры собирают военную технику.
Запомнился такой эпизод : В одном из цехов меня нашел штатный пропагандист и от имени заводского комитета КПСС поручил провести политинформацию для рабочих. На все мои попытки отбрехаться, следовал железный аргумент - "Ты же кандидат в члены КПСС! Тебе партия поручает!" Как я понял, этот сорокалетний мужик хотел просто свинтить по своим делам, а свою работу скинуть на меня. С собой он принес номер журнала "Агитатор". На мой вопрос, на какую тему выступать, был ответ. Вот тебе журнал, сам выбери что-нибудь минут на 15-20. И не забудь, сегодня в 11.00 в красном уголке! Деваться некуда. Пролистал журнал. Там все статьи заумные и длинные, минимум минут на 40. Нашел одну самую короткую про вражьи голоса типа "Свобода", "Свободная Европа" и т.п.
Цех КПЦ (кузнечно-прессовый цех) был "горячим" и работали там мужики в основном старше 60 лет и женщины за 50. В назначенное время они собрались. Парторг цеха представил меня как студента-выпускника и молодого коммуниста. И я начал. Читаю им, а сам думаю : какой же х... ерундой я занимаюсь! Им эта тема так же далека, как до Луны пёхом. В конце парторг спросил, у кого есть вопросы. Вопрос задала женщина-крановщица с красным от постоянной жары лицом : "А скажи нам сынок! Правда ли бабы бают, что Леонид Ильич наш помер давно, а вместо его сидит артист накрашенный?" Вопрос поставил в тупик. Зато парторг быстро среагировал. "Сидорова (Иванова, Петрова,...)! Ты опять за свое?!" Чем дело кончилось - не знаю. Я попросту сбежал.
Примерно через неделю, поняв что никто нас не контролирует, начали сматываться с завода через другие проходные. (Наши офицеры присутствовали только утром на разводе у проходной завода и вечером на отбое). Мастерам цехов это было только на руку, они отмечали полный рабочий день.
Август в том году в Арин-берге выдался жарким. Курсанты предпочли пляжи на берегу Урала пыльному и шумному заводу. Теплая вода в реке, чистый песок, общество красивых девушек - красота! В первые выходные не знали куда себя деть. Развлекали себя как могли. Кто на пляж, кто за пивом, кто в соседнюю общагу. Просто гуляли по городу.
Несколько человек побывали на спектакле в местном Драмтеатре. Заводской комитет ВЛКСМ учел это как свою недоработку и организовал культурный досуг. В частности, сыграли матч в футбол со сборной завода. Мы орали и свистели как в последний раз. Но не помогло : наша команда с треском проиграла. Заводская сборная выступала в какой-то лиге на уровне мастеров. В последние выходные завод сделал нам просто королевский подарок - поездку на два дня на заводскую турбазу. С десяток домиков на берегу Урала, лодочная станция, эстрада с танцплощадкой, что-то еще, забыл. Обычно здесь отдыхали семьями. Но не в этот заезд. На базе нас уже ждали работницы завода в возрасте от 20 лет и старше, не замужние или разведенные. В общем "поле непаханное". Днем купались, загорали, катались на лодках и водных велосипедах. Вечером танцы под магнитофон и ... Два дня пролетели как один миг, многие парни к вечеру воскресенья еле ноги таскали.
Огромное спасибо командованию факультета и училища за еще один месяц незабываемого отдыха! С таким же настроением вернулись и другие группы. Эта поездка запомнилась на всю жизнь. Ведь тогда мы были молоды и полны сил.
PS. Вопрос оренбуржцам. рожденным в мае 1983 года. 40-летние тети и дяди! Всё ли вы знаете о ваших отцах? Ведь здесь возможны варианты.
Про стажировку в боевой части читайте рассказ "Курсанты на стажировке в войсках" https://dzen.ru/media/id/5e3afeedd8560c573979e4b5/kursanty-na-stajirovke-v-voiskah-6331caf247b68101b064a6d8