Чтобы понять суть Кэмпо, нужно различать понятия Омотэ и Ура.
Омотэ (яп.表) - видимая (внешняя) часть, то, что впереди.
Ура (яп.裏) - обратная сторона (внутренняя, невидимая) часть.
Существует этикет (сахо), согласно которому можно располагать меч(катану) на подставке катанакакэ (яп. 刀掛け можно рукояткой влево или вправо. Так как же правильно? И так, и так. Но смысл будет разный!
Если сая (яп. 鞘) (ножны) клинка обладает декором, то будет более красиво и правильно расположение катаны стороной омотэ, а не ура. Так как сторона омотэ более видна, когда вы носите меч за поясом «оби». Поэтому сторона омотэ меча на подставке катанакакэ направлена наружу (рукоятью влево). Это будет говорить, что меч установлен как выставочный, экспозиционный экземпляр для того, чтобы показать его красоту и совершенство. А вот, если расположить катану на стойке лицевой частью ура (рукоятью вправо), это будет говорить о том, что его хозяин способен в любой момент использовать меч и он здесь стоит не для показухи. Самое интересное, что многие «клоун- мастера» или создатели своих стилей типа «отсебятина», не знают и не понимают этикета (сахо) меча, а тем более не понимают, почему меч должен стоять так или иначе, что такое омотэ и что такое ура.
Омотэ в боевых искусствах – это техника для всех, то, что видят зрители, а ура – то, что никто не видит, только ученики школы. Омотэ – это многочисленные соревнования и турниры Сиай (яп. 試合) и красивые поединки кумитэ, эффектные техники самозащиты.
Ура – скрытая часть, то, чего не видно, система воспитания, постоянные тяжелые изнуряющие тренировки и работа над собой. Эти понятия пришли из старинных школ будзюцу, наследовав многие традиции Будо.
Если рассматривать с точки зрения поединка кумитэ (яп. 組手), то проведение самих технических действий – это омотэ, а внутреннее напряжение, все что происходит в процессе борьбы самим собой и со своими страхами физического контакта – это ура.
Омотэ и ура влияют на кигурай (気位) – достоинство и уверенность человека, наполненное высоким уровнем внутренней энергии. Кигурай – это осознание того, что человек не будете чувствовать себя слабым в любой, самой критичной ситуации.
Кигурай – это не только уверенность в своих силах, основанная на многолетней практике тренировок, но и умение предвидеть развитие боевой ситуации. Воспитать и вывести сознание человека на такой уровень, это и есть основная задача в Ниппон кэмпо. Люди, которые занимаются и практикуют японские боевые искусства, но не покупают липовые пояса, подходят к осознанию кигурай только после третьего дана, никак не раньше.
Кигурай часто используют вместе с термином Семе (яп.攻め) – инициативы и психологического давления. Семе – это моральное и физическое разбалансирование противника. Можно сказать, что семе начинается внутри нас. Это наша решимость и наша воля выразить себя через атаку, которую мы собираемся предпринять. Японцы говорят: «Выполни семе с кигурай прежде чем нанести удар». Другими словами это означает «Окажи давление на противника своей энергией прежде чем нанести удар».
Но, всего этого нельзя достичь, если нет понимания Син-Ки-Рёку-Ичи (яп. 心気力一致) – единство(ичи) сознания(син), энергии(ки) и техники(рёку). Именно это понимание дает красоту техники и высшее мастерство, понятие идеальный иппон (одно мгновение и победа) в спортивных поединках.
Син – это сознание (безмятежное и непоколебимое), ки – это энергия (жизненная сила), рёку – это техника (ваза). Объединение син, ки и рёку в хара (яп. 腹) (место созревания энергии духа) мгновенно превращается в победную атаку в виде Син-Ки-Рёку-Ичи. Под словом хара (живот) подразумевается первопричина и средоточие (кикай тандэн) всех физических и жизненных сил человека(ки). Син (сердце, разум) способны предсказать действия противника через состояние мусин (яп.無心), направляет ки (динамическое психическое состояние духа), которое, в свою очередь, диктует рёку(яп. 力), физические действия в форме техники (вадза).
С рёку все понятно – совершенствуй технику и все будет хорошо, но как же развивать свое сознание и свою энергию? В японском рукопашном бое Ниппон Кэмпо методика тренировок над син и ки начинается с сидячей медитации дзадзен, первоочередной целью которой является достижение спокойствия и чистоты ума.
Дзадзен (яп.座禅; кит.坐禅), китайский «цзо чжань», «сидячая медитация» (яп. 黙想). Все искусства пути (дзирики) подчинены трехчастному принципу: вадза (техника), ки (энергия) и син (дух, разум). В медитации дзадзэн практикующий стремится выйти за пределы сознания и испытать состояние просветления сатори. Все великие мастера боевых искусств занимаются сидячей медитацией дзадзэн, с целью развить свое ки.
Ки начинающего ученика, взвинченное и бурлящее называют сугоми ки, подверженное влиянию эмоций. С опытом и практикой ки становится ясным и чистым – саэру ки. Принято считать, что без занятий сидячей медитацией невозможно стать подлинным мастером боевых искусств.
Работа с сознанием син ведется для достижения фудосин (яп.不動心) победы над страхом, дзансин (яп.残心) внутреннего состояния готовности, и мусин – ясности и чистоты разума, без каких либо эмоций.
Во время боя необходимо совместить навык спортивного дыхания и дыхания «медитативного успокоения», которое тренируется во время медитации дзадзен. Это даст возможность во время боя концентрировать собственную энергию ки и очищать разум син.
Над сознанием нужно начинать работать с 1-2 Дана, овладение навыками сознания 3-5 Дан, освоение и применение сознания на уровне рефлекса 6 – 8 Дан, когда ум достигает состояния пустоты му.
Концентрация сознания и объединение с энергией ки происходит через крик киай (яп. 気合). Поначалу, все кричат, но это просто крик. Со временем ученики учатся концентрации и тогда, это уже не просто крик, а воздействие на зону влияния маай (яп. 間合い) досягаемой цели.
Зоны влияния есть у обоих противников, условно говоря, это место, куда можно дотянутся с шагом вперед. В области пресечения таких зон, вашей и противника, и происходит скрытый, ментальный бой.
Это бой типа ура, без физического контакта. В этом месте происходит ментальное противостояние между противниками, когда один атакует, а другой защищается, бой, который выигрывается или проигрывается. И в этом месте есть слабость у одного и сильное сознание у другого. Обладать навыками такого боя, боя на уровне сознания, можно научиться только после многочисленной практики ведения поединков.