В детской книжке Марка Твена наследный принц превращается в нищего, познает лишения, меняет представления, возвращается на трон. Испытания преобразуют отпрыска, делают из мальчика благородного короля. Все в этом мире переменчиво сегодня ты принц, завтра нищий. В жизни случается всякое от ветров революции до дефолтов с кризисами. Да и вообще, так ли вечно неравенство и собственность? Поразмышляем на эту тему добра и зла.
Понятие о собственности приходит рано, лет с трех, где - то в дворовой песочнице. Песочница общая, ведерки разные. О происхождение семьи, частной собственности и государства пару веков назад поучительно рассказал товарищ Энгельс, отец родной социалистической революции. Дикость, варварство, цивилизация, этапы большого пути, борьба за равноправие и справедливость. В центре всякого устройства стоит государство, аппарат насилия, машина господства и права сильного. Государство самый крупный собственник, ему принадлежит все, а что не принадлежит, то рано или поздно забирается. Так и в природе, сильный пожирает слабого. Далее утверждается собственность, которая больше тянется к семейственности. Дом, хозяйство, печка, у рачительного хозяина все основательно. У добропорядочного обывателя - незыблемо: «киндер, кюхе, кирхе», детишки, кухня и церквушка.
Впрочем, если можешь содержать пару – тройку жен, любовниц и совместно нажитых детишек, то пожалуйста, тут даже Коран приветствует. Энгельс прослеживает несколько видов жен содержания: полигамию, экзогамию, эндогамию, моногамию. Случается матриархат и прочее гендерное разнообразие, ничто человеческое в отношениях полов не чуждо, подтверждает исследователь - фабрикант. Так и живем – бываем, добра наживаем, передаем по наследству, преумножаем или пускаем по ветру. Триада отца учения нищих и обездоленных и поныне «живее всех живых».
Однако за последнее время оно, учение значительно модернизировалась, к примеру в той же Германии, на родине основателя. Однополые браки, трансгендерные переходы, гей – прайд -парады и прочее разнообразие потеснили каноны добропорядочного бюргерства. А, с развитием высоких технологий фактическое обладание собственностью становится обременением. На смену идет Экономика совместного потребления, где все арендуется: машина, квартира, в дальнейшей перспективе возможно семья, жена, дети. Иными словами, предрассудки в вопросах владения собственностью делают людей зависимыми.
Технологии недалекого будущего распечатают любой предмет в том числе и уютную квартирку.
К примеру, частный автомобиль используется сегодня лишь на 4%, нажал на кнопочку айфона и порядок. Доставят хоть куда, главное дешево, быстро, качественно, с ветерком. В планах ближайшем будущем, такая же история с квартирой. Жилплощадь можно сдавать, а самому передвигаться и перемещаться в удобном направлении в такси, хоть на велосипеде. Оплатил по карте жилье, подошел к двери, нажал на кнопку, дверка и открылась. Кончилась аренда – дверка закрылась, до тех пор, пока вновь не внесешь плату по аренде, как в метро. Хозяев жилья можно в глаза не видеть, не говоря уже об армии посредников, которые лишь увеличивают стоимость проживания. Удобно – слов нет. Человеческий фактор из данной цепочки полностью исключен, «нет человека – нет проблемы».
Все это будущее предрекают затейники из Всемирного Экономического Форума (ВЭФ). В частности, господин Клаус Шваб, это почти современный Маркс. Впрочем, что там будущее, Цифровая цивилизация, уже наступила. Либо Четвертая технологическая революция, кому как нравится, где все распечатывается и оцифровывается. Тут без революции действительно никак нельзя. Современный Мир перестраивается через революцию КОВИД, через горячие и информационные войны сильных государств, через захваты новых территорий и колоний. Однако если заглянуть в историю человеческих цивилизаций, то можно понять, всякие тектонические изменения проходили эту процедуру революций и войн. В результате Право собственности перетекало из одних рук в другие, оставаясь такой же фактической собственностью в виде материального производства и других совокупных материальных вещей.
Однако Новый Маркс Шваб предлагает назвать эту «всякую совокупность» попроще - Базовым активом, который переводится из материального измерения в цифровое. Согласно его теории, часть собственников освободится от частной собственности и сосредоточится только на цифровой стороне своей деятельности. В этой цифровой среде, где все прозрачно и ясно, как белый день, неясным остается одно. В чей собственности окажутся эти невидимые «базовые активы»? Кто ими станет распоряжаться? В данном случае Швейцарский кудесник Шваб помалкивает, догадайтесь, мол сами.
Впрочем, это не секрет. Основная часть базовых активов сосредоточится в руках очень узкой группы людей. Сегодня половина всех активов в мире контролируется 1% богатейших представителей человечества. Тогда как более половины населения земли располагает менее 1% мирового богатства. Будущее базового совокупного актива (читай, частной и государственной собственности) попадет в руки этого 1%. Таким образом, согласно, комединой реплики фильма «Бриллиантовая рука», «брюки превращаются в элегантные шорты». Остальная мелочевка базовых активов, за небольшой период исторического времени передается оставшимися государствами и частниками - единоличниками умным менеджерам, читай в руки Золотого процента. Таков замысел глобального миропорядка третьего тысячелетия.
Великая перезагрузка началась. Согласно, предсказателям ВЭФ частная собственность исчезнет не успеешь и глазом моргнуть, к 2030году. На смену Капитализму приходит Технократия, новая мировая экономическая система. Все ресурсы будут хранится в общем файле или фонде управляемым учеными – технократами. Все можно брать в долг у государства или «группы товарищей», состоящей из 1%. Она станет единоличным владельцем всего движимого и недвижимого! Шопинг, в этой связи тоже отменяется, все в цифру. Каждый шаг отслеживается электронным глазом айфона – телефона – искусственного интеллекта. Всякое производство будет заводится лишь чистой (ветровой и солнечной) энергией. Мясо, кстати тоже отменяется, все будут вегетарианцами или перейдут на искусственную еду. Потому как будет достигнуто устойчивость сельского хозяйства независимое от погоды и пахоты земельных угодий.
Использование природных ресурсов сведется к минимуму, а цена на выбросы углекислого газа станет запредельно высока. Нет смысла трубы по морю вести, огород городить и войны энергетические устраивать. Не поверите, но все это делается во благо всего человечества. В перспективах того же Форума в Давосе, прошедшего уже в далеком 2017 году сказано, что к 2030 году Америка больше не останется глобальным гегемоном, мир преобразится в многополярность. Органы человеческие будут распечатывать, а не пересаживать, как сейчас. Заменяться, как запчасти у автомобиля. Вот тебе, товарищ и грядущее бессмертие! Далее произойдет массовое перемещение людей, читай миллиарды станут иммигрантами и потеряют родное Отечество. Считай бомжи или свободные граждане Мира. Со временем, вообще все станет бесплатным, бессмертным. И начнутся перелеты на Марс!
По большому счету ничего плохого в том недалеком будущем - настоящем я не вижу, за исключением принадлежности к пресловутой частной собственности. Того и гляди не понравится, что – то Всемогущему Проценту. Отключит, к ядрёны – фене всему прогрессивному оцифрованному человечеству свет и воду, тогда начинай все сначала. Но, с другой стороны, зачем она нужна – это частная собственность? Риски непомерные, страхи необоснованные.
Порой случаются всякие психические расстройства и недомогания: стяжательство, ростовщичество, мнительность, подозрительность и прочие падучие, что в народе назовут «жабой, которая замучила». Или взять литературу. То, в памяти всплывет латанный халат помещика Плюшкина, то ненавистный горб ростовщика Гобсека. Кстати, тут классики, как всегда правы в изображении героев. Французская и швейцарская буржуазия в большей части традиционно представляла собой класс рантье и ростовщиков; английская сосредотачивалась большей частью на торговле; а немецкая на промышленности и производстве.
Словом, - лишнее все это, ребята. Одни хлопоты и расстройства. Живите свободно и легко. Если так рассуждать, самый свободный – это бомж, человек без определенного места жительства, гражданин мира, субъект независимого назначения. Так что в светлом Давосском мире его интересы учтены. Этот тип и в раю найдет себе теплое местечко. Наоборот, как замечено в Евангелие: «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому войти в царство небесное». Весь этот пальмовый - апельсиновый рай, там лишь иллюзия. Даже яхта «Eclipse» Ромы Абрамовича, что в переводе значится «Затмение», с её роскошным концертным залом, вертолетами и винными погребами не нужна. Зачем она нужна, если её легко взять в аренду на неопределенное время, на бессмертный срок? Однако жить в крайней роскоши, как, впрочем, и в крайнем нищенстве порочно. Потому, Евангелий – Евангелием, но не смотря на цифровое измерение реальный современный мир живет при капитализме, где о справедливом равноправии лишь помышляют.
Слово капитализм пошло от понятия капитал, некой стоимости для создания из неё прибыли. Это набор материальных, интеллектуальных и прочих финансовых средств, для получения благ. Иначе: кредит, капитал, ресурс, актив. Это не только деньги, но и беспокойное хозяйство, экономика и бизнес. Как правило, такое хозяйство строится на эксплуатации, колонизации и дегуманизации. Пробовали иначе – плохо получается. Коммунизм и его первая ступенька социализм, так и остается грёзой, символично выраженной в портретах романтика Че Гевары. Этого благородного разбойника и наркомана давно причислили к лику Святых Апостолов. Хотя сам он не был противником собственности и сильного государства. «Чтобы добиться многого вы должны потерять все», говорил Апостол революции Че.
Много здесь неясного, во всяком случае, сами революции – это всего лишь передел собственности, переход из одних рук в другие. Так и революционеры - начинают одни, но плодами пользуются другие. Потому, частное – это святое и неприкосновенное, спрятанное в самой природе людей.
Взять «квартирный вопрос», тот самый что «испортил москвичей». Наследство, ипотека, право обладания и пере обладания. Не прекращающиеся судебные разборки между родственниками, друзьями и близкими с поправкой бывшие. Простому человеку все эти «золотые метры» достанутся неимоверными усилиями, вечная война, какой уж тут покой. Психологи объяснят «квартирный вопрос» страхами перед неизвестностью.
Если вновь заглянуть в историю, то увидится, с развитием прогресса и учетом климата люди веками улучшали свои жилищные потребности, формировали вкусы, дизайн, моду на жилье. Из пещер перебирались в хижины, в избы, в дома, замки, дворцы. Разные площади и квадратные метры становились мерилом благополучия и достатка. Освоение пространства утверждалось построением все большего жилого массива. Средневековые крепости, ремесленные слобода, индустриальные центры, градообразующие предприятия, современная урбанизация, мегаполисы. Что нас ждет дальше?
А дальше - города, которые становятся схожей с коммунальной пещерой или гигантским муравейником – человейником. Все стандартно, как в фильме «Ирония судьбы», 3 - я улица Строителей, 25. Это тоже реальные контуры нашего времени, времени скоростного передвижения. При такой жизни собственная квартира действительно преобразуется в аренду, так легче и главное свободней. Ныне в крупных мегаполисах, особенно развитых стран в аренде жилья находится почти 80% населения городов. Легче снять, чем всю жизнь выплачивать. Так быстрее передвигаться, менять стиль и работу. Таковы ритмы, такова новое отношение к собственности. Почему бы и нет? Всю жизнь прожить в аренде, не привязываясь к конкретному месту порой приятно.
Такое суждение предполагает новую философию порядка - понимания. Проживать в аренде вольным пользователем – новый лик «квартирного вопроса». Потребители которого поколения Y и Z.
В нашем мире, в мире грядущей Тотальной Цифры не имеет значения кто ты, принц или нищий. Меняйся сколько хочешь, все кругом одинаково и ровно, как в «Иронии судьбы». Ни одному средневековому принцу не снились те блага, что окружают современных нищих. Другое дело, кем ты себя ощущаешь – настоящим принцем или изгоем - нищим? Аристократом духа или рабом тела? Частная собственность, и принадлежность к определенному кругу, так же далеко не всегда сделают из одного другого.
Останется и сама частная собственность, может в виде Одного процента, может Всеобщего распределения бесплатной благодати? Не будет и светлого будущего, мир останется таким же реальным и суровым, агрессивным и великодушным.
Куда важнее наше отношение к нему, намного интересней время, когда мы распадемся на атомы и попадем в Царствие небесное. Но, кажется, все повторится и ничего не изменится. Потому, как прошлое и будущее – это реальное настоящее.
Принц и нищий (или так ли вечно неравенство и собственность?)
14 апреля 202214 апр 2022
37
10 мин
1