Финансовая пирамида
Одним из наиболее распространённых видов финансового мошенничества против граждан является создание финансовых пирамид. История создания финансовых пирамид насчитывает не менее 300 лет.
В Германии финансовые пирамиды носят название «система снежного кома», а в США — «схема Понци».
Существуют различные определения финансовых пирамид, но во всех отмечается следующее:
- доход вкладчикам выплачивается из новых поступлений — как только приток новых поступлений заканчивается, заканчиваются и выплаты;
- организаторы финансовой пирамиды никуда не вкладывают собранные средства, то есть не ведут ни инвестиционную, ни предпринимательскую деятельность, поэтому пирамида обречена на разрушение.
Узнать финансовую пирамиду можно по следующим признакам:
- предлагаемый компанией доход значительно выше среднерыночного;
- агрессивная реклама;
- простота процедуры участия в схеме, минимальные требования к документам;
- отсутствие офиса или представительства;
- отсутствие возможности ознакомиться с уставными документами и лицензией;
- перевод вложенных средств между разными компаниями и странами;
- ограниченный доступ к учредительным документам, финансовой отчётности;
- условие «пришёл сам — приведи друга»;
- сомнительные договоры (клиент не имеет возможности ознакомиться с договором заранее).
Для того чтобы не попасть в сети финансовых мошенников, необходимо соблюдать следующие правила:
- наличие у коммерческой организации хотя бы нескольких признаков финансовой пирамиды указывает на необходимость отложить размещение денег или отказаться от него.
- Обязательно ознакомиться с договором на размещение средств заранее.
- Проверить информацию о финансовой организации в нескольких независимых источниках.
- Помнить, что высокий доход всегда означает высокий риск (чем выше доходность, тем выше риск потери вложенных средств).
Прежде чем принять решение о размещении средств в финансовой организации, необходимо:
- ознакомиться с уставом и договором (если их нет, то не стоит вкладывать средства).
- В уставе обратить внимание на адрес регистрации фирмы (если фирма позиционирует себя как крупная, а в адресе регистрации указана квартира, то не стоит вкладывать средства).
- В уставе обратить внимание на дату регистрации фирмы (если фирма позиционирует себя как компания, работающая на рынке продолжительное время, а дата регистрации недавняя, то не стоит вкладывать средства).
- Внимательно изучить договор. Не стоит подписывать договор, если в нём есть положение о том, что фирма не несёт ответственности за возврат размещённых средств.
- Узнать, за счёт каких источников формируется доход финансовой организации: она выдаёт кредиты фирмам, вкладывает средства в ценные бумаги, инвестирует в строительство и т. п. Если источник получения доходов неизвестен, то не стоит вкладывать средства.
- Если финансовая организация заявляет, что вкладывает средства в ценные бумаги, то у неё должна быть лицензия, а с вкладчиком должно заключаться специальное соглашение — декларация о рисках. Если таких документов нет, то не стоит вкладывать средства.
Возможности сети интернет для организаторов финансовых пирамид
Развитие сети Интернет и её использование для ведения коммерческой деятельности открыло возможности для организации современных финансовых пирамид.
Сеть интернет предоставляет немало преимуществорганизаторам, поскольку:
- Сетью Интернет пользуется значительное число людей, которые могут стать потенциальными вкладчиками финансовой пирамиды.
- Пользователями сети Интернет являются молодые, активные люди.
- Организация бизнеса через сеть Интернет избавляет от необходимости содержать офис, а значит, сокращаются затраты организаторов.
- Организаторы финансовых пирамид в сети Интернет часто избавлены от необходимости вести бухгалтерскую документацию, поскольку не проводят государственную регистрацию бизнеса.
Хайп-пирамиды
Хайп (от англ. HYIP, аббревиатура от High Yield Investment Program) — это высокодоходная инвестиционная программа, капитал которой формируется из взносов пользователей сети Интернет. Отличить хайп от интернет-пирамиды практически невозможно.
Под видом хайпа всё чаще организуются интернет-пирамиды, в которых доход старым участникам выплачивается из взносов новых участников.
Организатор хайп-пирамиды, как правило, отвечает по своим обязательствам перед инвесторами до тех пор, пока осуществляется приток новых вкладчиков и пока не будет достигнут запланированный им объём доходов.