Сегодня мы решили почитать об обычае снятия скальпа. Ссылка на статью
Понятно, что его используют в том числе ради политизирования исторических данных: одни говорят об особой жестокости европейских колонизаторов, другие говорят, что индейцы всегда срезали скальпы, да и вообще скальпы срезали не только индейцам. И нас особенно умилил вывод автора: мол, вообще любая колонизация сопровождалась жестокостью по отношению к мирному населению пропорционально "жестокости" колонизируемого населения. Это один из способов манипулирования сознанием, когда описание события выдается за его объяснение. То же самое мы читали в одной аналитической экономической статье по поводу уменьшения площади квартир в новостройках, в качестве заключающего комментария были слова: да и вообще это мировая тенденция - уменьшение средней площади квартир. И опять нам выдают описание проблемы за ее объяснение. Словно нас должно успокоить то, что теперь за те же деньги или даже за большие теперь придется жить в квартирах на 10-20 квадратов меньше, потому что это "мировая тенденция". Так же и с индейцами: словно мы должны успокоиться, что колонизация сопровождается массовыми убийствами мирного населения, потому что это мирное население само жестоко, словно на "туземное" население ложится "божественная" кара за их собственные промахи.
Но вопрос ведь в том: почему вообще происходит колонизация, почему вообще она становится возможной, почему она была распространена и носила подобный массовый и насильственный характер именно среди европейских стран. Я не думаю, что объяснения, что то же самое делали другие племена, но из-за каких-то обстоятельств не смогли сделать это в подобном масштабе, являются убедительными. Вряд ли цивилизации Индии и Китая можно назвать "слабыми и недоразвитыми" в военном или экономическом отношении в тот период, когда страны Европы считались "варварскими". Но почему-то они не особо вышли за пределы своих территорий. А Китай вообще славился своим желанием скорее отгородиться от всего остального мира, нежели способствовал значительному расширению сфер своего влияния. (Конечно, найдутся "исторические свидетельства", которые покажут, что Индия и Китай "хотели", но у них не было возможностей, как у европейских стран. Интересно, изобретение компаса и пороха Китаем относятся к техническим возможностям завоевания мира?) Но к чему вообще все это? К тому, что необходимо очиститься от каких-либо идеологических спекуляций и попробовать посмотреть на современное состояние общества с другого ракурса: как на еще один акт колонизации странами Запада, тогда может быть нам станет более понятен мотив распространения скальпирования в Северной Америке.
К чему мы ведем? Да, возможно индейцы и до прихода европейских колонизаторов занимались скальпированием (но тут еще один вопрос - вопрос веры "историческим свидетельствам"). Но что сподвигло к распространению подобного явления, почему данное явление стало ассоциироваться с индейцами более, нежели с европейцами? Мы не будем скрывать, дальше начнутся наши спекуляции. Если мы возьмем образ курильщика опиума, я думаю, скорее всего у нас возникнет в сознании образ китайца, нежели англичанина. Но если посмотреть на историю распространения курения опиума в Китае, то мы увидим, что оно было связано с опиумными войнами, когда Англия, а потом и США с Францией "легализовали" торговлю наркотиками ради получения власти над Китаем, ради развития торговли с ним, потому что оказалось, что наркотики - это единственное, что они могли продать китайцам в то время. И попытка властей Китая запретить опиум в стране толкнула западные страны на военные действия. Но в сознании у нас возникает образ, в том числе распространяемый произведениями искусства, китайского курильщика: например, книга "Исповедь англичанина, употреблявшего опиум" живописует нам некоего "монгола", который явился герою в опиумном угаре и который выкурил убойную дозу опиума, даже не моргнув. Мы не будем сейчас приводить какие-то свидетельства, а просто будем обращаться к образам массового сознания. Мы не будем что-то изобличать, мы просто ставим вопросы на основе "современных верований". И следующий наш вопрос будет касаться многострадальной Африки.
Каков образ Африки у массового потребителя контента, к коим мы, конечно, относим и участников этой арт-группы? Это образ опасной страны, где вас могут расстрелять, предварительно подвергнув ужасным пыткам. Даже Чуковский писал об этом: "Не ходите дети в Африку гулять". Конечно, как ростки одуванчиков из асфальта начинают пролезать живописания о доброй и кроткой душе африканцев, как и рассказы о том, что скальпирование у индейцев распространилось как ответ на жестокость европейских колонизаторов. Мы в данном случае хотим показать, насколько вообще массовые образы могут быть ошибочны. Вернемся к образу некой "африканской жестокости", когда в сознании встают замороженные головы оппозиционеров в холодильниках африканских диктаторов. И сейчас начнутся наши спекуляции. Мы, конечно, знаем, что одни начнут говорить о том, что особая "африканская" жестокость была присуща африканским племенам и до прихода европейских колонизаторов. Другие будут говорить нечто противоположное. Мы же спросим: а не является ли подобное "жестокое" поведение одной из форм копирования поведения, которое считается "доминантным"? Что мы хотим сказать: нам стоит только догадываться о том, каким жестокостям подверглись африканцы со стороны европейских колонизаторов, но можно ли утверждать, что проигрыш в столкновениях с европейцами толкал жителей Африки копировать поведение колонизаторов в попытке, в можно даже сказать в "мифической" попытке, стать частью "культуры победителей"? Косвенные доказательства этому есть и в 20 веке: когда туземцы строили чучела американских самолетов, которые раньше сбрасывали им грузы, и поклонялись им. То есть, если сделать смелый вывод: каждый раз, когда некое "туземное племя" начинает подрожать формам поведения "колонизаторов", оно уже заочно утверждает свой проигрыш, хотя бы где-то на уровне "мифического сознания", на уровне "коллективного бессознательного".
А теперь вернемся к "нашим баранам". Если нам все эти размышления об "индейских скальпах" или "африканской жестокости" кажутся чем-то далеким и не нашим, а актуальным лишь в политическом ключе изобличения "европейской жестокости", то не стоит ли нам сейчас задуматься не попали ли мы сами в эту волну копирования "доминантного поведения"? Каждый раз, когда мы включаем какой-нибудь бизнес-аналитический канал, каждый раз, когда мы посещаем офис начальника, который встречает нас разговорами о кипиай, марже, мотивации, финансовом планировании, когда мы слышим рассказы о гипертрофированной роскоши какого-нибудь очередного российского олигарха, не напоминает ли нам все это попытки построить чучело американского самолета и маршировать вокруг него с палками наперевес в ожидании небесного благословения?
"Человеческий фактор никто не отменял".