Кто такой Парктроник?:
Парктроник - это специальная электронная система помощи при парковке. Представляет из себя ультразвуковой радар, который сканирует зону позади и перед автомобилем во время парковки на расстояние примерно от 0.2 до 1.5 метра. В случае, если в этой зоне появляется какое-нибудь препятствие - оповещает водителя звуковым и/или световым сигналом, предотвращая таким образом столкновение.
В состав такой системы, как правило, входит блок управления и несколько ультразвуковых датчиков. Датчики устанавливаются в бампер (в задний и/или передний), блок управления помещается в салоне, рядом с водителем и оповещает водителя звуковым и/или световым сигналом. Помимо сигнализации нередко датчики так же информируют водителя об оставшемся расстоянии до объекта – показания выводятся на дисплей.
Парктроник излучает акустическую волну частотой 40 кГц. Звук распространяется вокруг и возвращается назад, когда сталкивается с препятствием. Специальный блок управления обрабатывает полученный сигнал и активирует индикацию — звуковой или световой сигнал оповещают о препятствии.
Максимальное действие парктроника — около 1,2 метра. Именно на таком расстоянии устройство сможет определить положение существующего препятствия.
Чем ближе вы находитесь к препятствию, тем интенсивнее система будет оповещать о возможном столкновении. Парктроники, которые устанавливают на заднем бампере, активируются при включении задней передачи. Парктроник на переднем бампере приходят в активность при нажатии педали тормоза.
Парктроник – одна из немногих дополнительных систем, которая будет одинаково полезна как начинающим водителям, так и профессионалам, имеющим большой опыт вождения. Основная причина в плохой обзорности назад, которая оставляет желать лучшего в любом автомобиле и дополнительный помощник никогда не будет лишним.
Правда, парктроник будет полезен при одном условии – он должен работать исправно и не иметь ложных срабатываний, вводящих водителя в заблуждение, чем могут грешить некоторые дешёвые модели. То есть, при выборе марки и модели нет смысла сильно экономить и покупать самую дешёвую систему, лучше отдать предпочтение самым популярным.
Парктроники бывают:
- Штатные. Устанавливаются в автомобили высокого класса ещё на заводе и интегрированы со всеми электронными системами машины, показания выводятся на общий экран. Как правило, имеют схему "4 датчика сзади и 2 спереди", оснащаются звуковой и световой индикацией, нередко работают совместно с камерами заднего вида. Лучший вариант (нередко заказывается у дилера как опция).
- Дополнительные бюджетные. Устанавливаются на сервисе как дополнительное оборудования, могут иметь различные схемы (4 датчика сзади, или 4 сзади + 2 спереди, или 4 сзади + 4 спереди). Как правило, оповещают о препятствии звуком, или звуком + индикацией расстояния до объекта на блоке управления, размещённом в зоне видимости водителя. Приемлемый вариант, если выбирать популярные модели.
- Дополнительные дорогие (с расширенным функционалом). Так же устанавливаются на сервисе как дополнительное оборудование, имеют различные схемы (чаще всего 4 сзади + 4 спереди). Помимо звуковой сигнализации о препятствии и расстояния до него в метрах, нередко имеют большой дисплей, на который может выводиться и другая информация, например внешняя температура (один из датчиков может быть оснащён термометром), или даже картинка с камеры заднего вида, входящей в комплект .Не самый лучший вариант, потому что большого смысла в переплате за дополнительные опции нет (если нужна камера – лучше отдельно выбрать хорошую камеру с качественной картинкой).
Выбирать систему парковочных датчиков нужно, исходя их финансовых возможностей и потребностей. Золотой серединой считается схема "2 х 4", со световой и звуковой индикацией. Такой вариант является наиболее оптимальным по части информативности о возможных объектах столкновения и не разорительны в плане стоимости.
Но, тем не менее, многие автовладельцы предпочитают устанавливать парктроник только в задний бампер сразу по нескольким причинам.
Во-первых потому что в подавляющем большинстве случаев парктроник необходим именно при движении назад. Во-вторых – установить такой парктроник проще, дешевле, а так же нет необходимости вскрывать переднюю часть салона автомобиля для монтажа проводки, что сохраняет целостность салона машины. Ну и в третьих – стоимость парктроника с комплектом датчиков только для заднего бампера ниже, чем для заднего и переднего.
Что касается самых бюджетных моделей, имеющих, как правило, по два датчика спереди и сзади, то стоит сказать, что подобная конфигурация оставляет большие мертвые зоны и к применению не рекомендуется.
Парктроники различаются по многим параметрам, и все их нужно учесть при выборе.
Количество датчиков — один из основных параметров. Большинство систем состоят из четырёх, шести или восьми датчиков.
Если в системе всего четыре датчика, их устанавливают только на задний бампер. Если датчиков шесть, два из них устанавливают спереди. Наиболее полный обзор дают системы из восьми датчиков — четыре устанавливают сзади и четыре спереди.
Больший обзор даёт система из восьми датчиков
По типу монтажа могут быть врезными или внешними. Первые врезают в передний или задний бампер, вторые устанавливают с помощью специальных креплений. Оба крепления довольно надёжные, но второй тип проще в установке. Если выбираете врезные парктроники, стоит учитывать размер отверстия: он может быть разным — 16/18/18,8/20/22 мм. Это особенно важно, если у вас уже стояли парктроники определённого типоразмера.
Стоит уточнить, есть ли у системы память выносных элементов. Именно эта функция позволяет устройствам запоминать положение запасного колеса и установленного фаркопа, а значит, исключать ложное срабатывание.
Хорошим выбором станут парктроники со сменными наклонными кольцами датчиков. В таких моделях датчик можно отрегулировать так, чтобы звуковой сигнал не был направлен в дорожное покрытие или в воздух.
Установка:
Надёжнее всего доверить установку профессионалам — обратиться в сервисный центр или проверенную мастерскую. Специалисты смогут установить устройство так, чтобы обеспечить надёжную работу парковочного сонара. Это очень важно: именно корректное положение парктроника гарантирует точность срабатывания датчиков.
Если устройство установлено с ошибками, могут появиться ложные срабатывания или наоборот, устройство может не зафиксировать препятствие. Исправить последствия неправильного монтажа будет очень сложно, ведь в бампере останутся выполненные отверстия.
Информация с датчиков:
Для передачи информации о расстоянии до препятствия используют звуковую или световую индикацию. Для звукового оповещения применяют бипер: чем ближе к препятствию, чем чаще раздаётся звук устройства.
Системы световой индикации различаются по устройству. Для оповещения могут использовать светодиоды — индикаторы меняют свой цвет по мере приближения к препятствию. Может также быть шкала индикаторов — количество светящихся ячеек увеличивается с увеличением угрозы столкновения.
Выбор зависит от индивидуальных предпочтений: кому-то проще реагировать на звук, а кто-то лучше воспринимает визуальную информацию.
Звуку и свету есть альтернативы — системы с ЖК-экранами и с проекцией на зеркало заднего вида. Такие системы дают больше информации о движении и расстоянии до препятствия, но стоят дороже.
Что самое важное нужно знать о парктрониках?
- Могут состоять из четырёх, шести и восьми датчиков. Наибольший обзор дают системы из восьми сонаров.
- Датчики позволяют определить наличие препятствия на расстоянии до 1,2 метра.
- Датчики можно устанавливать на переднем и заднем бампере автомобиля. Установка может быть разной: датчики можно врезать или установить на специальные крепления.
- Устанавливать датчики лучше в сервисном центре или мастерской, потому что неправильная установка всегда приводит к некорректной работе датчиков.
- Парктроники могут быть с звуковой или световой индикацией. Выбирать стоит тот тип, который вам проще воспринимать.
- Парктроники можно объединить с камерой заднего вида. Такое решение поможет лучше контролировать движение автомобиля.
Так же рассмотрим минусы парктроников:
ЗАГРЯЗНЕНИЕ
Начнем с того, что из-за налипшей на датчики парковки пыли, грязи, снега или льда эта функция наотрез отказывается работать. Но самое опасное, что частично загрязненные индикаторы могут вести себя непредсказуемо и выдавать водителю искаженный сигнал, вследствие чего наезд на препятствие неминуем.
ПЕРЕСЕЧЕННАЯ МЕСТНОСТЬ
При парковке на склоне, неровной и рельефной дороге, на склонах, грунтовым покрытии или пересеченной местности ультразвуковой сонар также может обмануть ложным сигналом. Особенно опасно, когда датчики выдают искаженную информацию при движении задним ходом по наклонной поверхности.
Конечно, трудно переоценить такую полезную опцию, как датчики парковки, и неслучайно она давно уже перестала быть привилегией машин премиального класса. Но парктроники имеют одно существенное, надо сказать, экстремальное отличие от большинства других функций автомобиля: если они выйдут из строя, они могут «поставить» владельца машины на деньги. По понятным причинам их обман почти всегда дорого обходится.
ШИРОТА ОХВАТА
Ультразвуковые устройства могут не среагировать на мелкие и тонкие препятствия, а также объекты высотой менее метра. Все зависит от количества датчиков и широте их охвата. Кроме того, некоторые предметы могут вообще отражать ультразвук в сторону или поглощать его. Например, это могут быть рельефные и наклонные поверхности, а также снежные сугробы или ледяная корка.
ПОМЕХИ ОТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ДАТЧИКОВ
Прежде всего, в отличие от ультразвуковой системы электромагнитные парктроники обладают малым диапазоном детектирования: 70 см против 2,5 метра. Такой датчик не способен определить, с какой стороны расположено препятствие — для этого водителю придется выходить из салона. Повышенная чувствительность электромагнитного сонара зачастую провоцирует ложные срабатывания. А кроме того, такие парктроники функционируют только при движении автомобиля — если машина стоит, то они молчат.