Можешь прочитать ещё раз это название. Подумай, попробуй понять значение слова атомарный. Не расстраивайся, я тоже гуглила. Задай вопрос: “При чем тут слон?”, читай дальше.
В 2010 году Photoshop был вездесущим. Ретушь фотографий, верстка плаката или создание сайта — все это происходило в Photoshop. Сегодня компания Adobe — сильный бренд. Ее суперспособность — приобретать продукты и хорошо интегрировать их в свою экосистему. Можно с ними конкурировать? Да! И это доказали Figma, Sketch или Canva. Да, это отдельные сегменты дизайна, но они отвоевали свою часть рынка. А потом стали его лидерами, несмотря на вездесущий Adobe. Эти компании имеют отличные атомарные концепции (Ты все ещё не гуглишь? Ладно объясню).
Наш слон - это большой сегмент рынка, большой и сложный. Например, дизайн, но дизайнеров не так много, а “дизайнерские задачи” есть сейчас чуть ли не у всех. Стартаперам нужны презентации для инвесторов, блогерам возможность улучшить свои фото, начинающей музыкальной группе — афиша к их первому концерту, а я как-то собственноручно собрала сайт, хотя далека от программирования и веб-дизайна. Но все эти ребята и, я в том числе, не дизайнеры, и Adobe для нас как полет в космос. На помощь приходят такие компании, как Figma, Sketch, Canva и их продукты. Их атомарные концепции — “откусить” от слона его часть, один из его “атомов”.
Атом — атомарный, смекаешь?
Сложные системы состоят из подсистем, сложные сегменты из подсегментов. Возьми один такой подсегмент. Используй знания о том, как меняются варианты использования продукта, подумай о новых типах пользователей и стань лучшим в выбранном сегменте. И даже если ты не такой большой и мощный как Adobe, ты сможешь стать лидером в сегменте “дизайн”, пусть и не для дизайнеров. Вот так атомарная концепция превращает преимущество Adobe в слабость.
Потребности клиентов постоянно меняются. Ещё “позавчера” они вели свой блог в ЖЖ, “вчера” вещали в Clubhouse, а сегодня снимают ролики для TikTok.
Изменяющиеся потребности — источник энтропии на рынках
Не каждая компания может справится с этим хаосом. Подходы устаревают, и бренды остаются с расходами и продуктом, который больше не нужен.
Существует множество причин изменения потребностей. Одни можно просчитать, другие, такие как пандемия, практически невозможно. Но, что для одних катастрофа, для других возможность.
Изменения ⟶ Новые потребности ⟶ Необходимость новых продуктов
Вечная гонка, выиграть её не нельзя, потому что нет финиша. А вот бежать в лидерах вполне. И что самое приятное, это возможно, даже если вы начнете забег позднее всех участников. Беги, забирай свой кусочек “слона”.
Компании часто оказываются застигнутыми врасплох сменой клиентских потребностей. И далеко не все оперативно на это реагируют. Одни не понимают причин, другие не в состоянии быстро сменить курс.
Отличный пример - Ebay. Модель аукциона была очень хороша, когда интернет-экономика только зарождалась и существовал дефицит товаров, продаваемых онлайн. А сейчас мы можем купить всё что угодно, находясь где угодно. Для покупателей теперь важна цена и скорость получение товара. Участвовать в аукционе? Ну только если купить редкое издание Marvel, под редакцией Стена Ли. Ebay оказался в невыгодном положении. А вот Amazon со своей моделью вырвался вперёд.
Нужно действовать быстро и уметь отслеживать тренды, особенно в потребительском поведении, и правильно реагировать на мировые изменения. Не жди, что все наладится, меняйся, если того требуют обстоятельства.
Редко встречается бренд, который может изменить свои основные атомарные концепции. Вот почему такие компании, как Amazon, так впечатляют и так пугают. Или, например, FIGMA. Сначала сервис пользовался успехом у небольших команд. В нем совместно над одним проектом могли работать дизайнеры.
Графический онлайн-редактор с возможностью работать в векторных сетях (это такая важная штука для дизайнеров) — идея огонь. Работать группой, не важно где вы находитесь, есть ли у вас доступ к профессиональным программам (Привет, Adobe), и насколько мощный компьютер. Придумали, разработали, расходимся. Но только не в случае с FIGMA.
Над любым проектом, даже над дизайнерским работает целая команда не только дизайнеров: менеджеры, аналитики, копирайтеры, программисты и другие. Круто, если и эти ребята будут включены в процесс, они смогут вносить правки, выполнять свою часть работы, быть в курсе этапов. Сказано - сделано. FIGMA быстро перестроилась и сделала свой сервис максимально удобным для разноплановых команд.
Улучшаться можно на любом этапе! Даже если идея классная, она может стать ещё лучше. Узнали что-то о своих потребителях? Можете это использовать? Используйте, не ждите!
И спасибо FIGMA, что в наших компьютерах больше нет документов: презентация_1, презентация_правки, презентация_итог.
Canva похожа на Photoshop и Illustrator, но ее пользователи - не дизайнеры, которые заботятся о высоком качестве изображений. Вместо этого, атомарная концепция Canva основана на различных шаблонах и простых элементах. Сервис предлагает готовые решения с возможностью адаптации. Просто, быстро, эффективно. “Не дизайнеры” не знают правил верстки и допустимых сочетаний цветов, и зачастую не хотят в этом разбираться. Благодаря Canva, они могут разработать дизайн-макет (и снова, привет, Adobe) не зная даже что такое векторное изображение.
Отсутствие каких-то знаний у ваших клиентов вовсе не означает, что им не нужны навыки, которые основываются на этих знаниях.
Дизайн - не уникальная сфера. Все те же факторы, которые стимулируют появление новых вариантов использования, востребованы и в других областях, особенно во всех формах цифрового контента. Мы неизбежно увидим, как изменения, коснувшиеся обработки изображений и фотографий, произойдут и с видео.
Уже сейчас существует огромное количество видеоредакторов, которые помогают создавать ролики, анимацию и даже короткометражки с помощью одного только телефона. Отдельные инструменты для видеомонтажа и эффектов внедряются в соцсети. Даже в Zoom есть возможность сменить фон во время звонка, а это ведь тоже видеоэффект. И появился он не просто так, а потому что не всегда во время видеозвонка пользователь может найти приличный фон в том помещении где он находится. Это я ещё раз намекаю - изучай пользовательское поведение своих потребителей и сложности с которыми они сталкиваются!
Компании не всегда могут понять, что необходимо клиентам. Потому что зачастую и сами клиенты этого не знают. Успешные бренды внедряют лучшие атомарные концепции и помогают своим потребителям. Вокруг них выстраиваются экосистемы. И компании не просто извлекают выгоду из этих экосистем, а разрабатывают продукты, которые расширяют возможности клиента.
Не думай только о деньгах, думай, как помочь своим потребителям, облегчить выполнение их задач. Вот за такую заботу люди готовы платить. Большинство потребителей не задумывалась о том, что им нужен робот-пылесос, им просто не хотелось заниматься уборкой. И компания iRobot услышала это, именно с их изобретений начался век умных помощников по хозяйству.
Никто не поймет все нюансы твоего продукта так, как ты. Все остальные видят упрощенную, сжатую и, к сожалению, несовершенную тень твоей компании. Основатели недооценивают степень сложности своих продуктов для посторонних. Причина в том, что они погружены в процесс и для них все элементарно, своеобразная профессиональная деформация. А со стороны это может быть настолько сложно, что потребители даже попробовать не попытаются.
Важно регулярно сверять курс с сотрудниками и клиентами. Позволь другим людям посмотреть на твой продукт со стороны, оценить его, высказать критику и предложения. Используй эти знания и становись лучше!