От проезжающих мимо автобусов и грузовиков часто можно услышать необычные звуки, похожие на чихание или шипение. Откуда же появляется этот специфический шум? Говорит ли он о неисправности техники?
Все дело в тормозной системе
В повседневной жизни мы привыкли к современным легковым автомобилям, которые работают тихо. Из-за этого любые посторонние звуки (щелчки, свист и пр.) воспринимаются водителем с настороженностью. Чаще всего странные шумы говорят о возникшей поломке и заставляют владельца машины отправиться на СТО. Поэтому «пшики», издаваемые некоторыми автобусами, кажутся неопытным автовладельцам какой-то аномалией. Так в чем же дело?
Легковые автомобили, как правило, оборудуются гидравлической тормозной системой. Жидкость в ней циркулирует внутри герметичного замкнутого контура. При этом не создается никаких акустических эффектов: механизм работает тихо.
Крупногабаритные транспортные средства чаще оснащаются пневматическими тормозами. Роль рабочего элемента в них играет не жидкость, а сжатый воздух, находящийся под давлением в ресиверах. В систему воздух накачивается компрессором, расположенным около мотора. Компрессор соединяется шкивом с коленвалом, благодаря чему и происходит вращение.
Если давление внутри ресивера превысит норму, он может повредиться. Поэтому их оборудуют специальными предохранительными узлами (механическими регуляторами). Через них воздух периодически стравливается, понижая давление до нужного значения. Водители в обиходе называют такие приспособления сбрасывателями или «солдатиками». Удаление излишков воздуха из системы и создает характерные пшикающие звуки, а иногда и резкие хлопки.
Данный эффект может наблюдаться и во время остановки, и в процессе движения транспорта, если водитель по пути притормаживает. Просто из-за шума двигателя его не всегда можно услышать. Торможение при пневматической системе происходит благодаря снижению давления. При нажатии на педаль происходит принудительный выпуск воздуха в атмосферу, что приводит к появлению шипящих звуков. Кстати, ручной тормоз у грузовиков тоже может «пшикать».
Почему не «гидравлика»?
Для оборудования массивного и крупногабаритного транспорта пневматическими тормозами существует несколько причин. В первую очередь это объясняется наличием сцепок. При отсоединении прицепа каждый раз происходила бы разгерметизация магистрали.
Вытекание жидкости в этом случае можно минимизировать, однако воздух в систему в любом случае попадет. Каждый раз приводить такую конструкцию в рабочее состояние было бы довольно трудоемко. Кроме того, это не может не сказаться на безопасности вождения.
В отличие от «гидравлики», пневматическая система позволяет собрать автопоезд за считанные минуты. При этом никаких особых усилий прилагать не требуется.
Есть еще одна причина приоритетного использования пневматических тормозов для массивных транспортных средств. Если из гидравлической системы начинает вытекает жидкость, она полностью утрачивает работоспособность. А ведь в этот момент крупногабаритный автобус или фура может двигаться на спуск. При использовании «гидравлики» колодки в нужный момент не сожмутся, и, скорее всего, произойдет серьезное ДТП. Таких случаев с легковыми автомобилями известно немало.
Воздушная трубка пневматической тормозной системы тоже может повредиться. Однако при выходе воздуха колодки, наоборот, застопорятся. В результате машина просто остановится. При этом замедление произойдет не мгновенно, а постепенно. Поэтому в некотором смысле пневматические тормоза считаются более безопасными, чем гидравлические.
Даже в состоянии покоя сжатый воздух сохраняет в себе потенциальную энергию. Гидравлика же способна работать только в том случае, если к ней прилагают усилия. Поэтому пневматические тормозные системы более эффективны при остановке многотонных грузовиков.
Крупногабаритный транспорт оборудуется и вспомогательными тормозами. Если отказывает главная воздушная магистраль, срабатывает защитный механизм, экстренно сдавливающий колодки при помощи тугих пружин. Благодаря такой защитной системе прицеп, случайно отсоединившийся во время движения, может остановиться самостоятельно.
Будем признательны за лайки и комментарии!