Найти тему
Автокультура

Айртон Сенна – раллийный гонщик!

В пасмурный осенний день 1986 года в Уэльсе состоялся необычный тест-драйв. Айртон Сенна, бразильский гонщик Формулы-1, претендовавший на чемпионский титул того сезона, прокатился по раллийному спецучастку за рулем пяти подготовленных для этого автомобилей. Ниже вы прочитаете перевод статьи организатора этой акции РАССЕЛА БУЛДЖИНА, вышедшей в ноябре ’86 в журнале CAR & CAR CONVERSIONS. Прежде я не делал переводы, текст для всех предыдущих публикаций в блоге писал самостоятельно на основе информации, полученной из различных источников. Не найдя полноценного перевода статьи, ставшей классикой автоспортивной журналистики, я решил сделать его самостоятельно, чтобы поделиться с другими почитателями таланта «Волшебника» и любителями автоспорта.

Айртон Сенна выпрыгнул из автомобиля Фила Коллинза – Ford Sierra RS Cosworth команды Brooklyn Motorsport. Коллинз жестко прошел лесной спецучасток, со скольжениями и использованием ручника. Айртон Сенна никогда до этого не видел раллийный автомобиль вживую и, тем более, не сидел в нем. Когда Сенна снимает свой лимонно-желтый шлем и поправляет рукой волосы, то выглядит взволнованным, возможно, даже смущенным. «Слишком быстро для меня, — воскликнул бразилец. — Он сумасшедший!». Коллинз, напротив, в своем сером свитере и старой протертой вельветовой кепке выглядит спокойным и уверенным в себе. Его речь, с небольшим херефордским акцентом, медленнее и обдуманнее, чем взрывные реплики Сенны. «Жаль, что он так груб или я, в самом деле, смог напугать маленького засранца? Конечно, проблема в том, что он собирается отомстить». Айртон Сенна, гонщик команды Lotus, быстрейший человек в Формуле-1, собирается впервые пронестись на раллийном автомобиле по лесу.

Что же сказал Айртон вчера вечером во время ужина, когда отложил в сторону свою вилку от тарелки с недоеденным мясом по-строгановски? Он излагал свои мысли о ралли в довольно холодном тоне с унылым акцентом: «Я ничего не знаю про ралли. Я видел фотографии в журналах, что-то смотрел по телевизору, но специально ничего не узнавал об управлении раллийным автомобилем. Я хочу открыть это для себя».

В Sierra Сенна сидит за рулем большого диаметра. Он одет в свой комбинезон в черно-золотых цветах John Player Special, кроссовки Adidas и яркий шлем Bell. В общем, никаких сюрпризов, он выглядит как Айртон Сенна – гонщик Формулы-1. Сегодня он на полпути к валлийской горе, укрытой тяжелыми облаками, а серое небо скрывает солнечный свет. До сих пор он не понимает, что здесь делает.

Он с уважением отзывается о Филе Коллинзе. «Забавная вещь – никогда не знаешь, какую траекторию выберешь, – говорит Сенна, пристегнутый четырехточечным ремнем безопасности. – Это довольно жестко, когда машина постоянно едет bang!-bang!-bang! Я не переставал думать: ‘в следующий раз мы так не будем делать’. Что ж, первый опыт мое сердце выдержало».

«Я был вежлив с ним, честно» – невозмутим Коллинз. «Теперь, – улыбаясь Сенна приступает к знакомству с машиной, — я должен выучить расположение передач». Коллинз проводит предстартовый инструктаж. «Первая здесь, – говорит Сенна, держа руку на рычаге переключения передач, – вторая, окей, третья, четвертая и пятая». «Я не думаю, что нам так уж нужна пятая, — прерывает Коллинз, — я доходил лишь до третьей». «Максимум третья, хорошо», — Сенна проводит повторную проверку.

«И еще, — смеется Коллинз, – когда мы возвращаемся назад из этих деревьев…». Кажется, Сенна не понял шутку: «Хммм, хорошо. Несколько раз руль выскакивал из твоих рук». «Иногда ты допускаешь это, – отвечает Коллинз, – позвольте ему разобраться – у него возникли проблемы». «Я думаю, однажды, не ты это позволил, – теперь Сенна подкалывает Коллинза, – мне кажется, что руль сделал это самостоятельно! Однажды мы подскочили на большой кочке в середине поворота, руль просто содрогнулся и я подумал: ‘О, Боже!’». «Все было под моим контролем», – говорит Фил. «Я просто закрыл глаза на большей части пути».

Ford Sierra RS Cosworth. Рядная 4-ка с турбонаддувом, 2,0 л, 204 л.с., задний привод
Ford Sierra RS Cosworth. Рядная 4-ка с турбонаддувом, 2,0 л, 204 л.с., задний привод

Щелкнуто несколько тумблеров. Cosworth хрюкает и рычит. Сенна находит первую и отправляется в путь. Он сильнее давит на газ, турбированная четверка отзывается ревом. Айртон Сенна – раллийный гонщик!

Коллинз, находясь рядом с Сенной, напоминает ему через интерком, что машина будет нужна ему в следующий уик-энд. Он думает, что это немного успокоит бразильца. Первый поворот простой, правый на спуске. «Сьерра» уходит слишком широко с выраженной недостаточной поворачиваемостью. «Я подумал, да уж, этот парень действительно слушает все, что я пытаюсь ему сказать», – ухмыляется Коллинз. Однако, эта крошечная ошибка стала для Айртона хорошим уроком. Этот Ford, впрочем, как и другие раллийные автомобили на грунте, ведет себя иначе, чем привычные Сенне кольцевые гоночные болиды. «Ммм, я чуть было не ушел в первом повороте. Это было… неожиданно. Потому что я вошел в этот поворот, как на обычном гоночном автомобиле. Это было глупо. Потому что вы должны подтолкнуть его». Его реплики стали короче – Сенна наслаждается происходящим?

«Надо иначе действовать перед поворотом. Теперь я понимаю для чего все эти подруливания и непрерывная работа педалью газа. Если ты попробуешь просто повернуть, то ничего не выйдет – ты просто поедешь прямо, – зажатый в кевларовом ковше Айротон Сенна больше не является незаинтересованным наблюдателем, ему интересно во всем разобраться. – Что ж, Фил дал мне несколько советов и некоторые идеи и объяснил, какие повороты являются легкими, а какие – сложными».

«Научиться водить раллийную машину правильно намного сложнее, чем ожидаешь. Надо иметь определенный багаж технических знаний и много уверенности. И без знаний у вас не будет уверенности. Это очень сложно и заставляет уважать раллистов еще больше. Кто сделает это так же, как делают они? Как они, когда впервые попадают в лес и делают это. Это не для меня, скажу я вам. Только сегодня. Только ради удовольствия и не более того». Коллинз внимательно слушал: «Первый спецучасток любого ралли – это непрерывный испуг. Но как только вы почувствуете уверенность в поведении автомобиля, поймете, что надо для хорошего зацепа, ралли пойдет намного лучше, будет меньше трепать и подбрасывать на неровностях, что значительно все упростит».

«Здесь требуется приложить немалые усилия, – Сенна держится за свое предплечье, – чтобы удержать их вместе, например, когда подскакиваешь на кочках в середине поворота. Приходится сражаться с рулевым колесом, а потом оно внезапно начинает выходить из-под контроля. Я понял это на полпути и начал сопротивляться – если этого не сделать, то наверняка потеряешь руль в повороте».

-3

После еще одного заезда вместе с Коллинзом Сенна протестирует другие автомобили, двигаясь от маленького к большому, от простого к сложному. Сначала будет Vauxhall Nova Sport Гарри Хокли, маленький, собранный и аккуратный. После 1,3-литровой переднеприводной Nova Сенна испытает подготовленный двумя привередливыми механиками Volkswagen Golf GTi Каллума Гая из VW Junior Rally Team. Это славный представитель Группы А, построенный в мастерских David Sutton Motorsport. Следующим будет ужасающий полноприводный Ford Escort Аллана Эдвардса, оснащенный 3,4-литровым Ford-Cosworth GA V6. В этом автомобиле Эдвардс займет место рядом с Сенной в качестве инструктора. В завершение, Айртон переберется из Escort в полноприводный MG Metro 6R4 Группы B, правда в скромной 250-сильной спецификации Clubman.

Будучи человеком, который до этого никогда не был в Уэльсе, в какой-то момент он спросил: «Где мы? Скажи мне, как далеко мы от Оултон Парка, чтобы я смог сориентироваться». Сенна никогда прежде не сталкивался с раллийным допом, проложенном в лесу, поэтому ему сегодня предстоит решение непростой задачки. Но пока что он без проблем справляется. Вернувшись после второго заезда Айртон с Филом обсуждают прогресс бразильца, а гудящий, словно ротор вертолета, вентилятор системы охлаждения служит фоном их беседы. «Я же говорил тебе, что у меня слишком слабое сердце для столь сильных эмоций! – говорит Сенна. – Это было круто!». «Парень начинает привыкать, – подтверждает Коллинз. – ему требовалось время, так как он сел в чужую машину. Сейчас все прошло очень хорошо».

«Фил очень помог мне, он поведал о многих мелочах. Но все еще очень, очень сложно судить. Пока невозможно дать оценку тому, что я делаю, и как я должен это делать. Иногда я чувствую, что теряю контроль, а иногда, напротив, есть большой запас. Потом переусердствуешь в одном месте, потому что был недостаточно внимательным, рулевое становится немного легче». Коллинз задумался. «Еще одно большое отличие, которое я изначально заметил в пилотаже Айртона, заключается в том, что он выбирает асфальтовые траектории. Он заходит широко и это первое, что он должен выкинуть из своей головы. Он должен плотнее идти во внутрь, потому что снаружи слишком рыхло. Это типичная ошибка, но теперь мы научились входить в поворот раньше, он набирается уверенности. Мальчик едет все лучше».

Слева: Рассел внимательно слушает и записывает на диктофон комментарии Айртона. Справа: Vauxhall Nova. Рядная 4-ка, 1,3 л, 93 л.с., передний привод
Слева: Рассел внимательно слушает и записывает на диктофон комментарии Айртона. Справа: Vauxhall Nova. Рядная 4-ка, 1,3 л, 93 л.с., передний привод

Механик Мартин Робертс помогает Сенне в Nova. Сиденье Гарри Хокли, прикрученное болтами к полу, расположено слишком близко к рулю. Сенна быстро приспосабливается. Здесь нет интеркома, поэтому Айртон внимательно слушает инструктаж Мартина: «Запустите топливные насосы, нажмите кнопку ‘Старт’». Что говорит Сенна? «Сначала я хочу попробовать все машины, а потом могу ли я проехаться на двух, которые мне наиболее понравятся?».

Айртон Сенна стартует. Когда Vauxhall уносится, Коллинз начинает говорить о бразильце: «Достаточно 2,5 миль, чтобы понять насколько талантлив гонщик. Он едва не потерял машину в первом повороте, но вы могли услышать смущение в его голосе по интеркому. Вдруг он сказал: ‘Извините’. Поняв, что на этой машине нельзя ехать таким образом, он начал понемногу бросать ее в занос. Когда мы делали второй заезд, парень ехал с куда большей уверенностью. За исключением того, что он забывал отпускать кнопку ручного тормоза, хотя я трижды напоминал ему об этом. Еще я учил его мягче работать с акселератором. Он стремился либо держать педаль вдавленной, либо отпущенной, потому что на асфальте вы либо давите на тормоз, либо на газ – никаких полумер. В ралли же надо контролировать машину газом».

Nova возвращается и Айртон оставляет автомобиль на перспективу. Она имеет межколесный дифференциал повышенного трения на передний оси, которая является ведущей. «Приходится постоянно с ней сражаться. Даже когда едешь по прямой. Рулевое постоянно дергается, а корма норовит уйти в занос. Она не очень мощная, поэтому в некоторых ситуациях с ней проще справиться. Кроме того, она не так резко реагирует на нажатие педали газа, как Sierra. Последняя куда более нервная – одно прикосновение к педали и она уходит, так что в этом плане с «Новой» проще. Еще здесь намного более послушный передок, чем в Sierra. Здесь достаточно направить передние колеса туда, куда вам нужно, и они послушаются, но при этом задняя ось остается немного свободной. В Sierra без использования мощности возникает недостаточная поворачиваемость. В Nova более острая управляемость».

Робертс объясняет, как Хокли использует торможение левой ногой: «Держишь нажатой педаль акселератора и одновременно притормаживаешь левой ногой». Сенна выглядит смущенным и аккуратно перемещает левую ногу на центральную педаль. Его беспокоит что-то еще. Езда по глине сопровождается сильными ударами по днищу автомобиля. «Говорю вам, для того, кто не занимался этим раньше, это неприятные ощущения. Как будто ломаешь машину, понимаете? То и дело слышишь bang!-bott!-crash! Пока не начнешь воспринимать это как должное, ведь эта техника создана для такой езды, думаешь: ‘О, Боже, она сейчас развалится и мне придется прикручивать все назад!’».

Сенна ходит вокруг «Гольфа». Робертс подводит итоги: «Он слишком рослый для этой машины, возможно поэтому не до конца понял, как с ней справиться. Машину заносит, а вы этого не хотите, но вернув ее из заноса, она станет намного более послушной. По его словам, педали слишком близко расположены друг к другу, но это подходит Гарри, а педаль тормоза слишком тяжела – у Гарри и с этим нет никаких проблем, но Айртон так и не привык. Его ноги постоянно путались, – смеется Гарри. – Но для первого раза он ехал очень хорошо».

Volkswagen Golf GTI 16V. Рядная 4-ка, 1,8 л, 170 л.с., передний привод
Volkswagen Golf GTI 16V. Рядная 4-ка, 1,8 л, 170 л.с., передний привод

Каждый раз, когда Сенна садится в новую машину, его вождение кажется более естественным, менее принужденным. Он уже перешел от кольцевых траекторий к раллийным и использует педаль газа для контроля над машиной и лучшего сцепления ведущих колес. Когда 170-сильный Golf срывается с места и уходит на трассу, падение оборотов уже не столь ощутимо. Сенна входит в первый поворот более уверенно. Звук громче, более стойкий и остается в воздухе дольше. «Отлично повеселился! С гидроусилителем руля намного легче, – только сейчас Айртон вспотел. – Здесь больше контроля, руль не пытается вырваться из рук. Больше мощности, чем в Nova, но не так много, как в Cosworth – где-то посередине между ними. Небольшая недостаточная поворачиваемость, в отличие от Nova. С «Гольфом» больше уверенности, он более спокойный. Еще его подвеска мягче справляется с кочками, чем на других машинах. Возможно он и не сильно быстрый, но им легче управлять, он более комфортен и с ним вы едете более уверенно. Могу я прокатиться еще разок?» Golf – отличная машина для начинающих. В принципе, в свои 26 лет Сенна вполне может рассчитывать на место в юниорской команде «Фольксвагена», если они захотят расширить свои горизонты и помимо Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии обратят свой взор на Бразилию.

Айртон задержался, возвращаясь со спецучастка. Этому есть объяснение: «Я наскочил на большой камень и машина взмыла в воздух. На обратном пути пришлось остановиться и передвинуть камень». На лицах механиков Volkswagen обеспокоенность. «Ахах, – засмеялся он, – вы думали, что я разбился?». В «Гольфе» есть что-то, чтобы вернуться к нему. «Он легче в управлении. Новичок, подобный мне, будет чувствовать себя за рулем более уверенно. Да, после нескольких заездов покажется, что здесь недостаточно мощности, но это нормально. В Формуле-1 точно так же: когда вы несколько недель не садились за руль, то сперва вам покажется, что машина чересчур мощная, но через полчаса к этому привыкаешь. Безусловно, для начинающих этот автомобиль подходит намного лучше, чем другие два».

Аллан Эдвардс собирается показать бразильскому гостю свой восхитительный Escort 4WD. В своем старом пиджаке Barbour Эдвардс выглядит как фермер. «Подвеска настроена на асфальт, так как мы только вернулись из Эпинта», — объясняет Аллан, хотя Айртон ничего не знает об Эпинте. Пока Сенна устраивается в штурманском кресле, Фил Прайс, создатель системы полного привода этого автомобиля, вскользь упоминает, что двигатель имеет мощность в 460 л.с. «Четыреста шестьдесят? – взволнованно переспрашивает Сенна. – Вы уверены, что я должен сидеть здесь? А? Боже мой. Четыреста шестьдесят?» Он посмотрел на Аллана и схватил его за запястье: «Поклянитесь, что мы поедем медленно!». «Медленно», – с невинной улыбкой произносит Аллан. Это напугало гонщика Ф-1.

Эдвардс ракетой уносится под оглушительный шум гоночного двигателя. Из-за холма доносится, как V6, подчиняясь правой ноге, выкручивает кривую крутящего момента. Он не ехал медленно. Escort останавливается. Сенна снимает шлем, его лицо красное, волосы зализаны вниз: «Это настоящий ад. Она очень мощная, да? Боже мой. Это правда». Сенна ищет подходящие слова. «Она очень, очень мощная. Он находился в воздухе больше времени, чем на земле!» Следует инструктаж. «Говорю вам, когда он был на трассе, чувствовалось, что у него много сцепления с поверхностью. Это интересно. Когда машина на земле, у нее отличный зацеп. Есть возможность использовать больше мощности, чем в Sierra. Когда он скользил в повороте и его выносило шире, то он давил на газ и передняя часть выравнивалась. Впечатляет. Он сказал, что нет ничего сложного, но у меня нет желания идти с ним, если он скажет ‘давай проедем еще разок’».

Ford Escort 4WD – гоночный прототип. V6, 3,4 л, 460 л.с., полный привод
Ford Escort 4WD – гоночный прототип. V6, 3,4 л, 460 л.с., полный привод

Парни меняются местами. Это будет испытанием для Сенны. Большая мощность и полный привод предъявляют повышенные требования к водителю. Если бы он был нерешительным, то остановился сейчас и это бы раскрылось. Толчки будут ощутимыми, езда быстрой и агрессивной. Айртон и Аллан разговаривают в кокпите пока двигатель заглушен. Эдвардс: «Если в узких поворотах будет заносить, дай «газку» и вернешься на прямую». Сенна: «Я понял».

«Это было превосходно! – Эдвардс восхищается заездом Сенны. – Несколько дней на подобной машине в подходящем лесу и ты бы потеснил лидеров Национального чемпионата. Это было бы неизбежно». Сенна вспотел еще больше: «Хорошо. Тяжело. Мои руки были вытянуты, машина очень мощная и постоянно надо удерживать передние колеса. В какой-то момент что-то пошло не так и я испугался, что не удержу автомобиль, но он помог вернуть его назад». Эдвардс: «Я схватился за руль! Он продолжал удерживать газ. Эта машина словно трактор – всегда вернется на дорогу, если дать больше мощности».

Айртон Сенна еще не опробовал Metro 6R4, но есть ощущение, что он еще вернется к Escort. Эдвардсу понравилось ездить с Сенной. «Меня приятно удивило, что гонщик так быстро адаптировался к езде по лесу. Я не самый лучший пассажир и у меня не было особого желания возвращаться туда с ним. На чужом автомобиле – пожалуйста, но в своем мне не хотелось. Но он был там несколько раз, больше, чем я, и уже успел выучить трассу и все кочки. Он меня поразил. Он здесь, чтобы учиться. Дайте ему несколько часов и он поедет на уровне раллистов Национального чемпионата, дайте ему неделю – и он потягается со звездами мирового ралли. У него есть опыт и он знает, что нужно делать».

Слева: MG Metro 6R4 Clubman. V6, 3,0 л, 250 л.с., полный привод. Справа: «Волшебник» рядом с членами редакции CCC, Мартином Шарпом и Расселом Булджином
Слева: MG Metro 6R4 Clubman. V6, 3,0 л, 250 л.с., полный привод. Справа: «Волшебник» рядом с членами редакции CCC, Мартином Шарпом и Расселом Булджином

Белый Metro просто летает: он мгновенно поймал ритм, филигранно описывает траектории и атакует. «Поначалу было непривычно, потому что он намного мягче, чем другие машины, особенно Escort, на котором я ездил до этого. Поэтому я неважно начал. Мягкая подвеска не дала мне сразу почувствовать автомобиль. Мне понадобилось примерно половина спецучастка, чтобы разобраться с его поведением. На обратном пути я поехал агрессивнее. Escort Аллана управляется лучше, вы просто направляете его туда, где хотите оказаться. Ford слишком плотный, как он сказал. Metro достаточно мощный, но так как перед этим я управлял «Эскортом», то не особо это почувствовал. Escort – это невероятная мощь».

После еще одного заезда на Metro Сенна излагает свои мысли. На его ладонях видны мозоли. Почему он не взял с собой перчатки? «Потому что я думал, что эти машины будут похожи на дорожные, – он качает головой. – Дело в том, что на кольце идеально знаешь каждый поворот, потому что проходишь его, вероятно, около сотни раз в день. Знаешь каждую точку, какой должна быть траектория, и ты делаешь это идеально. Знаешь пределы и… лучше понимаешь, что происходит. Здесь же все более естественно, потому что приходится постоянно импровизировать. Здесь надо уметь хорошо ориентироваться в ситуации. Здесь нет права на ошибку, в противном случае вы просто улетите в кювет. На кольце есть поребрики, так что если вас снесет посередине поворота, то вы просто пролетите через поребрик или, на крайний случай, по траве. Здесь все иначе. У вас просто нет выбора».

Может ли Сенна сравнить удовольствие от идеального круга на трассе Формулы-1 с безупречным прохождением лесного раллийного спецучастка? Его ответ неожидан. «Это сложно, потому что, на мой взгляд, здесь гораздо больше волнений. Здесь более захватывающе, чем в болиде Ф-1, потому что здесь нет больших максимальных скоростей, но есть потрясающее ускорение. Escort ускоряется просто невероятно, я бы даже сказал, грубо. Это более мгновенное ощущение, чем в Формуле-1. В Ф-1 вы разгоняетесь, разгоняетесь, разгоняетесь, потом сбрасываете скорость. Здесь же вы ускоряетесь и сбрасываете, снова ускоряетесь, и снова сбрасываете. Здесь нужен совершенно иной подход».

Теперь еще несколько заездов. Сенна выбрал Escort и Sierra. Последняя попытка Сенны за рулем Cosworth просто превосходна. Он пошел в глубокий занос в последнем левом повороте и использовал рыхлую глиняную поверхность на краю дороги, чтобы выровнять автомобиль. Голос двигателя не дрогнул, руки работали с рулевым колесом. Мартин Робертс наблюдал за ним с возвышения снаружи поворота. Он выглядит довольным: «Он справился, не так ли? И это по-настоящему впечатляет. Я думал, что он будет как капризная примадонна».

«Единственная проблема в том, что я не хочу останавливаться, я хочу продолжить», — выйдя из машины и сняв шлем Сенна подводит итоги дня. «Он отличный парень, — светится Коллинз. – Сейчас совсем другое дело по сравнению с тем, что было вначале. Он намного более спокойный. Чертовски хорош. Он ехал превосходно, никаких вопросов. Он по-настоящему прочувствовал это – он умеет находить общий язык с машиной. Можно увидеть, что он знает, как машина поведет себя, скажем, после прыжка. У него все получается, вы смело можете внести его имя в заявочный лист RAC-ралли».

Ford, Peugeot и Lancia в последний момент отказались предоставить боевые автомобили Группы B, а Austin Rover ограничился базовым Metro 6R4 Clubman, который не особо впечатлил Сенну
Ford, Peugeot и Lancia в последний момент отказались предоставить боевые автомобили Группы B, а Austin Rover ограничился базовым Metro 6R4 Clubman, который не особо впечатлил Сенну

«Это было здорово, — говорит Сенна, пожимая руки. – Спасибо всем большое. Я не думал, что мне так понравится и я всегда держал в уме, что эти автомобили будут нужны вам на следующей неделе!». Что ж, время идти. Автомобили покидают спецучасток и скрываются в трейлерах, чтобы вернуться на свои базы. В кафе у въезда на участок, после супа и пирога, Айртон Сенна пытается охарактеризовать ралли. Находясь в тысяче миль от суеты Формулы-1, он выглядит счастливым и отдохнувшим. Отличный выходной день. «Это нечто совсем иное. Надо жестко обращаться с автомобилем, чего я прежде не делал. Ты просто не склонен к этому, но ты видишь и отступаешь». Хотел бы Айртон выступить, например, на Sierra Cosworth на RAC-ралли? «Я бы не стал это делать. Нет. Потому что без знаний и опыта это опасно. Это очень опасно. Сделаешь одну ошибку – и ты разбился. Я не думаю, что стоит идти на такой риск». А как насчет попробовать ночной лесной спецучасток RAC-ралли? «Ха-ха. Ни за что!» Хотел бы он попробовать себя в ралли, когда закончит карьеру в Формуле-1? Еще одна пауза, задумчивый взгляд. «Я так не думаю. Потому что во время обучения подвергаешься наибольшему риску. Ралли – это очень опасное занятие. Я и без того достаточно рискую в Формуле-1, чтобы быть там, где я сейчас. Возможно, если гоняться на открытой местности, если есть трассы, где после ошибки ты просто вылетаешь, то да, можно было бы попробовать найти предел. Мне бы это понравилось. Но только для себя, чтобы узнать что-то новое, как сегодня».

Чем же сегодняшний день запомнится Сенне? «Я думаю, что в целом, это было более захватывающе, чем я ожидал, намного более впечатляюще. Я увлекся так, что не заметил, как прошло время. Оно прошло так быстро, потому что я постоянно открывал для себя что-то новое, больше учился и ехал жестче и жестче. Было несколько моментов… было очень интересно. Чувствовать машину в полете, потом приземление. Подобное я никогда прежде не испытывал в дорожных машинах. В них едешь полегче, не так ли?»

Что такое прессинг для Айртона Сенны? Это когда автомобиль идеален, а вы, по какой-то причине, не можете этим воспользоваться по-максимуму. Например, в Формуле-1 – это слишком рано израсходовать последний комплект квалификационных шин Lotus 98T, разрушив надежды на поул. Сегодня было напряжение иного рода, хотя и не такое сильное. «Тем людям, которые привезли автомобили, было любопытно посмотреть, что же произойдет. Я чувствовал, что всем им было интересно увидеть, где же вылечу с дороги. Это было весело, потому что все было в новинку и было большой загадкой, чем это все закончится. Я волновался. 99% тех людей ожидали увидеть меня в деревьях».

И еще кое-что. «Если не брать в расчет гонки, тесты или что-то еще, что я проводил, это был, вероятно, мой лучший день в Англии». Или в Уэльсе. «Верь, не верь, помимо гонок, ради развлечения, это был лучший день. Поэтому я и говорю, что не ожидал, что будет настолько интересно. Еще много не сказано, многие вещи надо обдумать. В следующий раз я бы хотел попробовать два или три из тех автомобилей в более свободном и менее кочковатом месте, где можно ехать быстрее и использовать больше потенциала машин. Больше скорости. Чтобы можно было ехать быстрее». Улыбаясь, Сенна откинулся на спинку стула.

Входят Фил Коллинз и его команда. «Мы уезжаем, Айртон. Было здорово познакомиться с тобой, удачи в Гран При». «Нет, спасибо вам всем за помощь – это был прекрасный опыт для меня. Спасибо еще раз». Коллинз и Сенна пожимают руки. Уходя, Коллинз оборачивается: «О, Айртон! Я позвоню на следующей неделе, чтобы протестировать твой Lotus, хорошо?» Айртон Сенна улыбается: «Хорошо, Фил, без проблем. Надо будет только подогнать сиденье, вот и все».

Обложка оригинального номера CCC за ноябрь ’86, который сегодня является настоящим раритетом
Обложка оригинального номера CCC за ноябрь ’86, который сегодня является настоящим раритетом

В статье использованы фотографии из журнала Motor Sport и следующих интернет-ресурсов: motorsportretro.com, bbs.hupu.com, clubgti.com, farm6.staticflickr.com.

Автор перевода: https://www.drive2.ru/users/hwstar/