В начале этой недели я отправилась на поиски первых цветов. Азарт разыгрался ещё на выходных, когда на берегу реки Тосны я обнаружила едва начавшие цвести хохлатки. Я решила не ждать более масштабного цветения и поспешила в то место, которое сама про себя называю музеем подснежников, — Дудергоф.
Дело в том, что на высотах сформировалась интересная и непривычная для наших широт растительность — преимущественно широколиственная. А рельеф местности создаёт уникальный микроклимат. В этих условиях произрастают в больших количествах неморальные виды — растения-спутники широколиственных лесов.
Среди них много раннецветущих, включая так называемые эфемероиды — виды, которые спешат отцвести до того, как на деревьях появятся листья, а на земле — тень. Потом, когда отцветут, они исчезают с лица земли и продолжают свою жизнь под ней, скрытно от наших глаз. Вот в этом посте можно прочитать подробнее:
Итак, я приехала в Дудергоф на электричке и начала прогулку с Вороньей горы, на вершину которой ведёт деревянная лестница. Оттуда открывается потрясающий вид на Дудергофское озеро. Оно примечательно своей богатой орнитофауной.
Птицы уже прилетели с зимовок и над водной гладью стоял оглушительный чаячий гомон. На озере можно увидеть чомгу, крохаля, крякву, поганку, широконоску, хохлатую чернеть, лысуху, а также большие колонии серебристых чаек, озёрных чаек и чёрных крачек.
Когда я пошла дальше по тропе, то обнаружила, что сверху на холмах ещё очень и очень много снега. Намёков на первоцветы на горе Вороньей не было совсем. Но я не отчаялась и продолжила путь. На некоторых склонах заметила, что уровень снега ещё около полуметра, а где-то и больше. Несмотря на это, вовсю зацветают деревья — начинает пушиться ива, а на лещине, которой здесь очень много, повисли длинные серёжки.
Когда же я пришла на гору Ореховую — вторую вершину, расположенную рядом, то увидела там, во-первых, сноубордистов, которые под апрельским солнцем отрабатывали технику спуска по крутому склону. Во-вторых, туристов — они учились ходить по заснеженному косогору и зарубаться с помощью треккинговых палок. А в-третьих — лыжника. Позже, когда ко мне присоединился муж Алексей, он рассказал, что видел на одной из дорожек мужчину на беговых лыжах.
Удивительное дело, с одной стороны на высотах энтузиасты ещё вовсю занимаются зимними видами спорта, а с другой — на запримеченной мною несколько лет назад солнечной полянке — уже цветут первые цветы. Да, как вы уже знаете из предыдущих публикаций, я всё-таки их нашла.
Из всего многообразия видов, которое имеется в Дудергофе, на тот момент зацвели пока только печёночницы. Но этому обстоятельству я была бесконечно рада, потому что это, пожалуй, мои самые любимые весенние цветы. Печёночница благородная (hepatica nobilis) выглядит действительно благородно, нежно, аккуратно и невероятно ярко на фоне старой ржавой листвы.
На поляне с цветами, слушая пение зябликов и согреваясь лучами солнца, в окружении разноцветных бабочек — лимонниц и крапивниц — мы с мужем провели около часа, а может и больше. Не хотелось оттуда уходить — такая концентрация весеннего цвета и звука в одном небольшом месте. На обратном пути удалось понаблюдать за деятельными белками и найти полянку мать-и-мачехи. Она тоже расцветает повсюду яркими пятнами.
Подробнее о высотах можно прочитать в этой осенней публикации:
На этом пока всё. Спасибо, что читаете и поддерживаете лайками и комментариями.