Найти тему
Автокультура

Peugeot 405 T16 Pikes Peak. Однажды, высоко в горах…

Если бы самая знаменитая в мире гонка по подъему на холм Pikes Peak проходила не в горах Колорадо, а на Кавказе, то про Peugeot 405 Turbo 16, побеждавшему в ней дважды кряду, придумали бы не один тост.

На самую известную на планете гонку по подъему на холм заводская команда Peugeot впервые отправилась вслед за Audi – своими соперниками по мировому чемпионату по ралли. Немцы первыми из европейских производителей увидели в Pikes Peak отличную возможность для рекламы своих автомобилей на крупнейшем рынке в мире и уже успели выиграть пять гонок подряд с различными версиями своей Quattro.

В 1987 году Peugeot Talbot Sport, возглавляемая Жаном Тодтом, привезла в Колорадо три автомобиля 205 T16, которые после запрета Группы B уже успели выиграть ралли-марафон Париж-Дакар. 205-й два года подряд становился лучшим в Чемпионате мира по ралли, в числе прочих побеждая и Audi Quattro, но в Pikes Peak своя специфика. В этом Peugeot убедились уже в тренировочных заездах, когда лидер команды Ари Ватанен проигрывал Вальтеру Рерлю на Audi Quattro S1 по 4 секунды с километра. После увеличения прижимной силы с помощью установки запасных антикрыльев поверх стандартных «пыжики» все же стали лучшими в квалификации. В гоночном заезде Рерль, с новым рекордом трассы – 10’47.85, оказался на 7 секунд быстрее дружной компании желтых «Пежо», занявших места со второго по четвертое.

Peugeot 205 T16 на Pikes Peak ’87. Хорошо видно двойное заднее антикрыло
Peugeot 205 T16 на Pikes Peak ’87. Хорошо видно двойное заднее антикрыло

Французы твердо решили взять реванш в следующем году, для чего руководство концерна выделило Тодту $1 млн. на подготовку. Для сезона ’88 Peugeot создали новый гоночный автомобиль – 405 T16. Конечно же, с серийной машиной этот прототип не имел ничего общего, более того, он был построен на основе старой машины. Для смены модели были свои причины. Во-первых, успехи на трассе позволили бы «Пежо» поднять продажи 405-го, только вышедшего на рынок. Во-вторых, и для «Дакара», и для «Пайкс Пик» Peugeot Talbot хотели построить машину с большей колесной базой. Они уже увеличили базу гоночного 205-го в 87-м относительно машины, которая ранее выступала в классическом ралли. Дальнейшее увеличение просто превратило бы компактный хэтчбек в непропорциональную «таксу». За исключением возросшей до 2888 мм базы (у 205 T16 Группы B – 2540 мм) шасси, представляющее собой стальной трубчатый каркас с передним и задним подрамником, осталось прежним, не изменилась даже колея (1430 мм спереди и сзади), но снаружи обшивалось абсолютно новыми углепластиковыми панелями. Кроме того, аэродинамический обвес стал куда более продуманным: появилось большое заднее антикрыло, массивный передний сплиттер и даже профилированное днище, создававшее граунд-эффект. Топливный бак версии для Pikes Peak вмещал всего 35 литров, чего вполне хватало для прохождения 12,42-мильной трассы. Масса автомобиля составила 950 кг.

Peugeot 405 Turbo 16 в версии для Pikes Peak
Peugeot 405 Turbo 16 в версии для Pikes Peak

Новым стал двигатель. XU9T по-прежнему базировался на четырехцилиндровом блоке из алюминиевого сплава с мокрыми чугунными гильзами от серийного дизеля, но имел новые коленвал и головку блока, так же выполненную из алюминия. При прежнем диаметре цилиндра (83 мм) возрос ход поршня (88 мм), что увеличило рабочий объем до 1905 см³. Располагался он поперечно в базе за спиной гонщика под наклоном в 20° назад. Два распредвала с ременным приводом приводили в действие 16 клапанов, была применена система изменения фаз газораспределения на впуске и выпуске. Воздух нагнетался турбокомпрессором Garret с изменяемой геометрией, максимальное давление впуска – 3 бара. Имелся промежуточный охладитель воздуха типа «воздух/вода» с системой впрыска воды и система DPV (Dispositif Pre-rotation Variable) – электронно-управляемый клапан для перепуска воздуха в турбину для поддержания ее вращения на низких оборотах двигателя. Система смазки – с сухим картером. С двигателя, имеющего распределенный впрыск топлива Marelli-Solex и электронную систему зажигания Thomson, сняли мощность в 650 л.с. при 7500 об/мин и крутящий момент в 700 Н•м при 4500 об/мин.

Так же новой стала и коробка передач – изготовленная в мастерских Peugeot Talbot 6-ступенчатая механическая TJ. Сцепление для уменьшения массы выполнили из углепластика. Полноприводная трансмиссия включала в себя управляемый межосевой дифференциал с возможностью регулировки из салона во время движения и самоблокирующиеся дифференциалы спереди (степень блокировки – 25%) и сзади (75%). Независимая подвеска спереди и сзади была выполнена на поперечных рычагах с двумя витыми пружинами и на каждый амортизатор. Особенностью автомобиля стала управляемая задняя ось, колеса которой поворачивались в противоположную сторону при повороте передних колес на три четверти от максимально возможного угла, что придавало большую маневренность в многочисленных шпильках горного серпантина. Тормоза производства AP на всех колесах дисковые (диаметр диска – 327 мм) вентилируемые с 4-поршневыми суппортами с возможностью перераспределения тормозного усилия между осями.

Ари Ватанен и Юха Канккунен – этим двум «летающим финнам» предстояло покорять Pikes Peak за рулем Peugeot 405 T16 в 1988 году
Ари Ватанен и Юха Канккунен – этим двум «летающим финнам» предстояло покорять Pikes Peak за рулем Peugeot 405 T16 в 1988 году

В Audi, решив, что шести побед подряд будет вполне достаточно, отказались от участия в «Пайкс Пик» 1988 года. Если уж не получилось прямого сражения, то в Peugeot поставили себе задачу побить «Ауди» заочно, установив новый рекорд трассы. Вести Peugeot 405 T16 к вершине предстояло двум финским чемпионам – Ари Ватанену и Юхе Канккунену. Они были быстрейшими в квалификации, но для рекорда в гонке должно было сложиться воедино несколько факторов. В 88-м организаторы решили пустить сильнейшую группу машин свободного класса в середине соревнований, а не в самом конце. На гравийной трассе преимущество получает гонщик, который стартует как можно позже, поэтому у команды были опасения, что к моменту старта трасса будет недостаточно расчищена предыдущими участниками. Другим важным обстоятельствам являлась погода. Специфика Pikes Peak такова, что на разных участках подъема погодные условия, температура, следовательно, и состояние трассы могут значительно отличаться. И действительно, перед стартом с разведывательного вертолета поступила информация, что в середине дистанции идет дождь, а наверху лежит снег.

-5

К счастью, к началу заездов Peugeot дождь прекратился, а траекторию наверху немного расчистили от снега ранее стартовавшие автомобили. Сначала стартовал Юха Канккунен. По пути к вершине финн растерял эластичные юбки, установленные вокруг днища для создания граунд-эффекта, поэтому лишился части прижимной силы. Как следствие, время, 10’52.84, довольно далековато от рекорда. Ари Ватанен, по его словам, перед стартом был спокойнее, чем во время квалификации, постарался максимально расслабиться и просто получить удовольствие от вождения. Безошибочно проехав 156 поворотов, финн поднялся на 4300 м относительно уровня моря и на 2860 м относительно старта и пересек финишную черту с результатом 10’47.22. Рекорд установлен!

-6

Задачу можно было считать выполненной, но Peugeot решили вернуться на Pikes Peak и в 1989 году. На этот раз партнером Ватанена стал Робби Анзер, представитель известной американской автогоночной династии. Ари снова стал быстрейшим в квалификации и был полон решимости побить свой прошлогодний результат. Финн действительно шел по дистанции с опережением графика, но за 3 мили до финиша совершил ошибку и показал время в 11 минут 12 секунд. Анзер завоевал победу, но до прошлогоднего результата Ари не дотянулся, проехав за 10’48.34.

Бобби Анзер и Ари Ватанен во время Pikes Peak ’89
Бобби Анзер и Ари Ватанен во время Pikes Peak ’89
Экипаж Жаки Икса и Кристиана Тарина во время ралли-рейда «Париж-Дакар» ’89
Экипаж Жаки Икса и Кристиана Тарина во время ралли-рейда «Париж-Дакар» ’89

Peugeot 405 T16 в спецификации для ралли-рейдов принес французской компании победы в Дакаре ’89 и ’90 (а могло быть на одну больше, если бы в 1988 году машину Ватанена не угнали). Он отличался усиленной подвеской с повышенным дорожным просветом, топливным баком на 435 литров, иными колесами и двигателем с более низким давлением наддува, а следовательно и мощностью, а так же иной аэродинамикой и отсутствием задних поворотных колес. После того, как заводская команда «Пежо» сосредоточилась на гонках спортпрототипов все наработки по раллийной программе были переданы коллегам из Citroen, которые продолжили успешно представлять концерн в ралли-рейдах со своим ZX, являвшимся дальнейшим развитием 205/405 T16 (двигатель и вовсе продолжал носить марку Peugeot).

Ровно через 25 лет после первого успеха в «Пайкс Пик» Peugeot вернулись на вторую по давности гонку США с 875-сильным прототипом 208 T16 и девятикратным чемпионом мира по ралли Себастьяном Лоебом. На уже полностью заасфальтированной трассе Лоеб установил новый рекорд трассы, промчавшись за невероятные 8’13.878.

Peugeot 405 T16 на фоне нового рекордсмена Pikes Peak – Peugeot 208 T16
Peugeot 405 T16 на фоне нового рекордсмена Pikes Peak – Peugeot 208 T16

P.S. Восхождение Ари Ватанена и Peugeot 405 T16 на Pikes Peak французский режиссер Жан Луи Морне запечатлил в короткометражный фильме Climb Dance, получившем в 1990 году престижные награды на кинофестивалях в Шамони, Валь-д’Изер, Чикаго и Хьюстоне.

-10

В статье использованы фотографии со следующих интернет-ресурсов: wheelsage.org, supercars.net, redbull.com, rallygroupbshrine.org, wallpaperup.com, flickr.com.

Автор статьи: https://www.drive2.ru/users/hwstar/