Британцы – нация великих мореплавателей – с неохотой вспоминают неудачи своего флота. Благо – в конце XVIII века таких неудач практически не было, Ройал Неви действительно был законодателем мод и самым большим флотом в мире. Но если в море британцам не было равных, то вот дела с захватом прибрежных крепостей с помощью своего флота не удавались никак. Хотелось бы разобрать одну из таких попыток.
После победы у Сент-Винсента в феврале 1797 года над испанским флотом эскадра английского адмирала Джервиса блокировала Кадис. Адмиралтейство, воодушевленное поражением испанцев, настоятельно требовало захвата этого главного порта на Пиренейском полуострове. В марте 1797 года английские корабли блокировали Кадис и подвергли его нескольким бомбардировкам, однако испанцы неожиданно для англичан оказали достойный отпор: вице-адмирал Массаредо организовал флотилию канонерок, вооруженных небольшим количеством пушек средних калибров. Поскольку суденышки были мелкосидящими – английские фрегаты и бриги не могли захватить их днем, а ночью испанцы пользуясь темнотой регулярно обстреливали корабли Джервиса. Одна из таких стычек привела к погоне английской эскадры за канонерками, которые подвели противника под огонь береговых батарей и испанских линейных кораблей, стоящих поперек бухты на якорях.
Джервис получил некоторые повреждения, что заставило его отойти в Лиссабон, а в Кадис сумели пройти испанские торговые суда, блокада была сорвана. Вопрос по взятию Кадиса подвис в воздухе. Меж тем до англичан дошли слухи об очередном «серебряном флоте», идущим из Вест-Индии к Канарским островам и о приказе Адмиралтейства сразу забыли. Весь флот – от адмирала до последнего юнги – мечтал перехватить сокровища и получить свою долю призовых. Джервис решил послать на разведку к Канарским островам два фрегата, который прокрались ночью в гавань Тенерифе и захватили два французских и одно испанское судно. Допрос пленных капитанов показал, что испанцы пока оставили в гавани Санта-Крус-де-Тенерифе корабли с товаром. Джервис решил отправить отряд под командованием контр-адмирала Горацио Нельсона к Канарам, с задачей взять Санта-Крус десантом с моря и захватить все суда и товары. В успехи британцы практически не сомневались.
14 июля Нельсон с эскадрой из линейных кораблей «Тезеус» (74 пушки, кэптен Миллер), «Каллоден» (74 пушки, кэптен Трубридж), «Зилус» (74 пушки, кэптен Худ), фрегатов «Сихорс» (38 пушек, кэптен Фримантл), «Эмеральд» (36 пушек, кэптен Уоллер), «Терпсихор» (32 пушки, кэптен Боуэн), а так же тендера «Фокс» и бомбардирского судна «Рэй» отправился к Тенерифе, 17-го был около острова.
Гарнизоном (1700 человек, причем только 500 из них были испанскими солдатами, остальные – местные жители и завербованные матросы с французских кораблей «Лавери» и «Мютэн») в крепости Санта-Крус командовал Антонио Гутиерес де Отеро и Сантьяна, генерал лейтенант Испании. Командиром он оказался толковым – после ночного вторжения фрегатов противника в апреле все форты были отремонтированы, удвоено количество пушек (теперь их насчитывалась 91 единица), каждая пушечная амбразура была обложена мешками с землей.
Нельсон, крейсируя в 5 лигах от порта, послал испанцам записку, в которой в лучшей традиции королевских корсаров XVI века требовал передать все суда с товаром англичанам. В случае неподчинения англичане обещали разрушить город. Поскольку ответа не последовало – Нельсон решил готовиться к высадке, но 20 июля десант не смог высадиться, поскольку «свежий ветер и противное течение воспрепятствовали высадке». На рассвете 22 июля июня фрегаты приблизились к бастионам Пасо Альто, Сан Кристобаль и Сан Хуан и вступили в бой с береговыми батареями. Бомбардирское судно «Рэй» обстреляло форты с дальней дистанции, но не смогло им причинить никакого вреда.
В это же время две колонны английских малых судов везли 2000 морских пехотинцев к берегу: 23 баркаса направились к холму Буфадеро, а 16 - к молу у входа в гавань. Линейные корабли не смогли поддержать огнем десант, поскольку на вооружении у них стояли в основном карронады, эффективная дальность стрельбы которых была очень мала, ни мортир, ни длинноствольных орудий у англичан не было. Испанцы, заметив движение к бухте, открыли стрельбу по баркасам практически в упор. За счет того, что пушки их стояли на возвышенности и были длинноствольными – залпы эти произвели ужасное действие в рядах британцев. К тому же оказалось, что у входа в гавань Санта-Круса присутствуют довольно сильные течения, которые сносили баркасы к песчаным отмелям перед бастионами. Все же отряду Нельсона удалось высадиться на северном моле, но часть испанского гарнизона сделала вылазку и опрокинула британцев в море, не дав им зацепиться на суше.
Другая колонна, следовавшая под командованием Трубриджа (1000 человек) к Буфадеро под прикрытием тендера «Фокс», оказалась более счастливой – морские пехотинцы смогли высадиться рядом с гаванью, к западу от порта. Поскольку Гутиерес бросил все силы на атаку Нельсона - Трубридж смог беспрепятственно войти в город, однако командующий гарнизоном, быстро сориентировавшись в сложной ситуации, снял все войска с бастиона Пасо Альто, оставив только 30 ополченцев у пушек, и неожиданно атаковал отряд Трубриджа. Десантники, увидев испанские войска, бежали к лодкам. Английские источники говорят, что испанцы превосходили по численности отряд Трубриджа в 2-3 раза, но в это слабо верится. Позволю напомнить, что гарнизон вместе с мобилизованными насчитывал 1700 человек, тогда как высаживалось 2000 британцев. Скорее всего это просто попытки задним числом оправдать столь поспешное бегство.
Нельсон, разгневанный неудачей ночного десанта, созвал военный совет на флагмане, где было решено повторить высадку – на этот раз адмирал предлагал начать атаку в 22.30 24 июля, для поддержки десанта предполагалось выделить 74-пушечные «Тезеус» и «Зилус». Основной целью атаки была гавань Санта-Крус.
Тем временим Гутиерес так же решил перестроить оборону – он понимал, что британцы более всего будут стремиться в гавань, поскольку там находятся суда «серебряного флота», комендант снял практически все войска с Пасо Альто и рассредоточил их между доминиканским монастырем на западной части гавани и районом Пила в восточной. Около 23.00 наблюдатели с испанского корабля «Сан-Хосе» заметили английские шлюпки, идущие к берегу. Сразу же заговорили тяжелые орудия с бастионов Пасо Альто, Сан-Мигель, Сан-Антонио и Сан-Педро (последние два были расположены в доминиканском монастыре, куда испанцы успели перетащить 10 пушек), а так же мушкеты защитников. Испанские пушкари сосредоточились на тех, кто был ближе всего к берегу или уже высаживался туда, орудия Пасо Альто и Сан-Эльмо взяли под перекрестный огонь тендер «Форкс», поддерживавший десант и около полуночи корабль был потоплен, причем с ним погибло более половины команды. Нельсон получил в правую руку пулю из мушкета, кэптен Боуэн – убит, те, кто достигли берега, падали под свирепым оружейным огнем, который велся из окон, с крыш, террас, бойниц.
Отряду Трубриджа, высадившемуся в районе женского монастыря Консоласьон, удалось захватить его и прорваться к площади Пила, но к этому времени у Трубриджа осталось 350 человек из 500. В это время 100 солдат под командованием кэптена Худа смогли дойти до доминиканского монастыря, но там были остановлены и заблокированы защитниками. Туда же смог прорваться и Трубридж. Кэптен решил помочь своим товарищам, гибнущим в гавани, и атаковать с тылу крепость Сан-Кристобаль, но был отбит с большими потерями. Англичанин послал к Гутиересу ультиматум, грозя сжечь монастырь, но комендант эти угрозы проигнорировал. К этому времени испанский генерал доподлинно знал положение и состав запертых в монастыре англичан, поскольку смог допросить пятерых плененных на площади Пила морских пехотинцев.
На утро 25 июля ситуация была следующей – около 300 штыков под командованием Трубриджа были блокированы в монастыре, все штурмовые отряды англичан вернулись на корабли и любые попытки новой высадки пресекались огнем с батарей города. 15 баркасов с десантом, посланные на подмогу Трубриджу около 1.00 ночи, были отбиты, было потоплено треть из них, более 30 англичан погибло.
Нельсону ничего не оставалось как попытаться решить дело миром. В 7 часов утра 25 июля была подписана почетная капитуляция. 300 английских пехотинцев в окружении солдат гарнизона проследовали на площадь Пила и сели в лодки для отправки на корабли. Согласно условиям капитуляции англичане отпускались с оружием, знаменами и военными почестями, а так же обязались более не нападать на Тенерифе или другие Канарские острова, испанцы выделяли Нельсону две шхуны, поскольку корабли британцев сильно пострадали. Взамен на рыцарский жест, Нельсон согласился отпустить один из них в Кадис с новостью о победе.
Поражение англичан под Санта-Крусом произвело эффект разорвавшейся бомбы. Джервис был взбешен, он не понимал, как Нельсон смог так опозориться у Санта-Круса. Как пишут испанские историки «наверное Джервис не понимал, что хорошо защищенные испанские порты типа Кадиса и Санта-Круса совсем не то же самое, что испанский флот. Пренебрежение к противнику и ненадлежащие силы, выделенные для атаки Тенерифе – вот причины неудачи англичан».
Что же касается Нельсона – тот впал в депрессию. «В одноруких адмиралах Англия не нуждается», - писал он Джервису, однако Адмиралтейство решило иначе. Согласно докладу Нельсона потери англичан - 221 погибший, 123 раненных, 5 пленных – всего 349 человек. Потери же испанцев – 32 погибших и 40 раненых.