Уважаемые коллеги!
Позавчера принято постановление Правительства РФ № 626, внесшее изменение в постановление Правительства РФ № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году», на непроработанность которого в силу поспешности его принятия мы уже неоднократно писали.
К сожалению, недочеты Постановления № 353 данные изменения не устранили. Однако помимо дополнений норм, посвященных проведению государственной экологической экспертизы, в нем предусмотрены изменения, которых все давно ждали – на 2 года продлен срок реализации программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ) для предприятий, эксплуатирующих объекты I категории.
Правда, такое продление срока предусмотрено только в отношении объектов ОНВ, которые получили или получат КЭР до 01.09.2022.
Ранее на различных площадках мы уже освещали вопрос, что продление Постановлением № 353 разрешений на выбросы и сбросы в пределах лимитов для объектов I категории и разрешений на временные выбросы для объектов II и III категории без продления сроков выполнения мероприятий, под условием которых предприятия получают право осуществлять выбросы и сбросы с превышениями нормативов, лишено практического смысла.
Уже сейчас природопользователи сталкиваются с перебоями в поставках необходимых средств и оборудования для выполнения мероприятий и достижения показателей по выбросам и сбросам, предусмотренных в программах и планах.
При этом продление сроков действия лимитов на выбросы, сбросы, разрешений на временные выбросы не дает права не реализовывать в соответствующие периоды мероприятия.
То есть, обращаясь в 2023 году за разрешениями на временные выбросы и сбросы предприятия так или иначе должны будут отчитываться о выполнении мероприятий, заложенных в планах и программах.
Если сроки выполнения указанных мероприятий не будут соблюдены, в том числе за предыдущие периоды, риск остаться без разрешений на следующий период очень высок.
Кроме того, в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов, сбросов в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планами и программами, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за выбросы, сбросы, превышающие нормативы, будет пересчитана с применением коэффициента 100.
Поэтому важным было продлить сроки реализации мероприятий, предусмотренные указанными планами и программами, а не установить формальную отсрочку для обращения природопользователей за получением разрешений на временные выбросы и сбросы.
Однако изменения Постановления № 626 коснулись только продления ППЭЭ. Природопользователи, которые реализуют планы снижения выбросов, сбросов (на объектах I и II категории до перехода на КЭР или Декларацию), а также планы мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС) на объектах II категории так и остаются в ситуации высоких рисков невозможности реализовать мероприятия в установленные сроки.
Также снова обратим внимание, что Постановлением № 353 разрешения на выбросы и сбросы, в том числе в пределах лимитов, были продлены на год только для объектов I категории, хотя объекты II категории тоже руководствуются «старыми» разрешениями до конца срока их действия.
Также предусмотренное данным постановлением продление разрешений для объектов II и III категорий касается только временных выбросов, про временные сбросы в нем забыто.
Формально, в настоящее время порядок получения временных разрешений установлен только в отношении выбросов.
Однако безусловное право на получение разрешений на временные сбросы для объектов II и III категории предусмотрено 7-ФЗ с начала 2019 года. И отсутствие принятого нормативного правового акта не может обосновывать ограничение прав хозяйствующих субъектов, как на получение таких разрешений (указанное подтверждается, в том числе разъяснениями Минприроды России от 17 апреля 2020 года), так и на их продление.