На все события, происходящие в мире, каждое государство реагирует по-своему. Это вполне объяснимо: все зависит от стратегических интересов той или иной страны, географической удаленности от места значимых событий, взаимоотношений между государствами, их участия в военных блоках, политических или экономических союзах, симпатий населения к различным народам, их политическим лидерам и от массы других факторов.
В наше время абсолютно все государства в большей или меньшей степени интегрированы в экономику и политику друг друга, оказывая таким образом влияние на расстановку сил в регионе или в мире в целом.
Сейчас внимание всего мира приковано к событиям вокруг Украины. Российская спецоперация поставила политические элиты государств перед сложным выбором: одни обозначили свою позицию сразу же, другие – делают заявления о приверженности устоявшимся принципам в международных отношениях, третьи стараются не делать никаких громких заявлений, относясь к происходящему нейтрально. Но за всеми действиями или бездействиями стоят собственные государственные интересы, которые будут иметь те или иные последствия, оценивая которые, государство вырабатывает стратегию своего поведения на международной арене.
Всем известна позиция государств-членов НАТО и Евросоюза, свою позицию вполне понятно обозначил Китай, Сербия (кандидат в ЕС) и член Евросоюза Венгрия имеют свое особое мнение.
В этом материале попытаемся проанализировать позицию некоторых государств Азии, которые имеют свой особый взгляд на происходящее. Например, при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН по антироссийской резолюции Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан воздержались от голосования. Премьер-министр Армении Никол Пашинян первую тройку партнеров своей страны определил следующим образом: «Россия – наш стратегический партнер, и диалог идет на самом высоком уровне. Но мы, Армения, ведем равноправный диалог и с Соединенными Штатами. Особые отношения у нас с Францией». Приоритеты вполне понятны: в трех названных странах самые большие армянские диаспоры. Но Россия – все равно ближе: Армения является членом ОДКБ, она очень сильно зависима от российских энергоресурсов, военной и дипломатической помощи России. Само собой разумеется, что экономические санкции, которым подвергается Россия, отразятся на экономике Армении. К тому же, очень много граждан Армении работают в России. Поэтому, у официального Еревана нет никаких оснований не оказывать поддержку России.
Казахстан, с одной стороны, воздерживаясь от голосования в Генассамблее ООН и контактируя с Россией по линии ЕАЭС и ОДКБ, косвенно поддерживает Россию, а с другой, – начал предоставлять гуманитарную помощь Украине и отказался признавать ДНР и ЛНР. Такая политика, проводимая профессиональным дипломатом Токаевым, указывает на то, что Казахстан привержен принципу многовекторности во внешней политике, сохраняя отношения со всеми: с Западом и Россией, с Украиной и Китаем.
Более конкретно озвучил свою позицию официальный Ташкент: не признал независимость ЛНР и ДНР и выступил в поддержку территориальной целостности Украины. Узбекистан старается сохранить поле для маневров, но он очень заинтересован в сотрудничестве с Россией. «Росатом» собирался строить в Узбекистане АЭС, а продовольствие из Узбекистана готово увеличить свое присутствие на российском рынке. Что будет дальше с этими проектами, пока не ясно.
Узбекистан под руководством Шавката Мирзиеева начал позиционировать себя в качестве сильного регионального игрока, как с точки зрения экономического потенциала, так и военного (по оценкам экспертов, вооруженные силы Узбекистана – самые боеспособные в Центральной Азии). Не надо при этом забывать, что очень много узбеков работают в России, поэтому для полного отхода от нее Узбекистан должен как минимум создать рабочие места для своих граждан на родине.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров выступил за поддержку действий России по защите населения Донбасса, в стране также прошли митинги в поддержку России, после чего Зеленский отозвал посла Украины из Бишкека (в остальных государствах Центральной Азии дипломатическое представительство Украины осталось на прежнем уровне). 3 марта Кыргызстан, также, как и его соседи, воздержался от голосования в Генассамблее ООН по антироссийской резолюции. 9 марта, выступая в парламенте, президент Жапаров высказался за нейтралитет в ситуации между Украиной и Россией, мотивировав это тем, что «мы – маленькая страна, у нас не хватит влияния остановить конфликт». Кыргызстану не с руки портить отношения с Россией, в политической поддержке которой нуждаются власти страны. Все президенты Кыргызстана во время политических кризисов у себя в стране уповали на поддержку со стороны России.
Таджикистан в числе 35 государств воздержался от голосования в Генассамблее ООН по резолюции с осуждением действий России, которая является ведущим торговым партнеров центральноазиатского государства. Но Таджикистан также заинтересован в сохранении западных грантов, кредитов, социальных и гуманитарных проектов, которые в случае открытой поддержки действий Москвы не будут реализованы. Поэтому, таджикское руководство предпочтет не признавать Крым российским, а ЛНР и ДНР независимыми. Следует сказать, что проводить полностью независимую политику по этим вопросам Таджикистану будет достаточно сложно по причине наличия рычагов давления со стороны России (трудовая миграция таджиков в Россию, помощь в защите границы с Афганистаном).
Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан свою позицию по отношению к кризису вокруг Украины формулируют, ориентируясь на Казахстан, президент которого держит «дверь приоткрытой» для всех государств, способных своим международным авторитетом влиять на систему безопасности в Центральной и Передней Азии.
Таким образом, можно утверждать, что позиция государств Центральной Азии формируется, исходя из стремления проводить внешнеполитический курс, основанный на системе сдержек и противовесов, который подразумевает баланс присутствия в регионе всех возможных игроков: России, Китая, США и НАТО, и даже Турции, причем не только в экономической, но и в военно-стратегической сфере.
Автор: Александр Черный