«И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих». Ф.М. Достоевский.
«Дневник писателя»*, цитаты и подлинные истории из которого я привожу в своей статье, Достоевский написал в 1877 году, в разгар войны России против Османской империи. Кажется, что это сказано в наши дни…
Русские либеральные джентльмены без знания Отечества
Слишком долго нас приучали смотреть на Запад с придыханием. Это началось не сейчас, а с того времени, как наш высший свет русский язык на французский поменял, потому что негоже барину на языке крестьянина разговаривать.
«Причина — русский язык, то есть недостаток русского, отечественного языка от воспитания за границей…».
«…пока наши бывшие помещики гуляют за границей, по всем городам и водам Европы, набивая цены в ресторанах, таская за собой, как богачи, гувернанток и бонн при своих детях, которых водят в кружевах и в английских костюмчиках, с голыми ножками, напоказ Европе» - Европа смотрит и удивляется нам. …И эти самые помещичьи дети «воспитанные вдали от России, они не будут знать попов и глупое слово „отечество“. Они поймут, что отечество есть предрассудок и даже самый пагубнейший из всех существующих в мире. Из них выйдут благородные общечеловеческие умы». Именно так считали помещики времен Достоевского, заискивающе перенимая все европейское.
«К тому же хоть и в либеральном духе воспитываем деток, да ведь всё ж джентльменами, — а в этом ведь и всё главное. Будут они витать в сферах исключительных и высших, а либерализм в высших сферах всегда обозначал и сопровождал у нас джентльменство».
Ничего не напоминает? Такое впечатление, что Достоевский не свое время описывал, а наше. Да и совет более чем актуальный о том, что «не мешало, кроме связей, запасти себе — ну хоть немножко знания России и собственного ума, хоть на всякий случай». Как раз эти знания у либеральных «джентльменов» оказались в дефиците, именно поэтому случись чего – они не за Отчизну горой встают, а на Запад смотреть начинают.
Лакейство мысли или деликатность по-русски?
«Объяснить всё это прямо попугайством нельзя. Тоже и лакейством мысли нельзя, русским лакейством мысли перед Европой. Лакейства мысли у нас много и очень даже, но высшая причина нашей европейской кабалы всё же не лакейство, а скорее наша русская, врожденная нам деликатность перед Европой. Скажут, что ведь это, пожалуй, одно и то же, что и лакейство. Во многих случаях — да, но нельзя сказать, чтоб всегда».
Описывая три известных случая, Достоевский показывает, что эта самая деликатность перед Европой с нами повсеместно.
Случай первый. Рессорные экипажи пленным, а русского офицера как прислугу в омнибус
«Турецкие пленные потребовали белого хлеба, и им явился белый хлеб. Турецкие пленные отказались работать. Князь Мещерский, очевидец, повествует в своем «Дневнике» с Кавказа, что «Пленные наши выехали из Тифлиса. Их хотели везти на перекладных, но они взбунтовались и изволили объявить, что не поедут, ибо не привыкли к русским телегам. Вследствие этого им поданы были почтовые кареты и рессорные экипажи, с шестернями лошадей к каждому экипажу. На это они изволили заявить свое удовольствие, и, вследствие огромного числа забранных под них лошадей, бедные проезжающие по Военно-Грузинской дороге будут сидеть трое суток без лошадей. А офицеру русской службы, сопровождающему их, назначено 50 коп. суточных, и посадили его не в карету, а как сажают прислугу в омнибус! Всё это гуманность!» («Моск. ведом.», № 273).
Не гуманность, а именно та самая деликатность перед европейским мнением о нас: «Европа, дескать, на нас глядит, надо, стало быть, в полном мундире быть и пашам кареты подать», даже тому самому башибузку, который «отличается умением разрывать с одного маху, схватив за обе ножки, грудного ребенка на две части, а у матери тут же выкроить из спины ремень».
Случай второй. Купе первого класса для пленного паши, а русским – лошадиные вагоны
Второй случай из «Московских ведомостей» (№282), о котором говорит Достоевский, это хор возмущенных голосов в Москве, когда люди увидели все те неслыханные удобства, с которыми перевозят пленных турок:
«Все пленные рядовые были удобно размещены в вагонах третьего, офицеры второго класса, а паша занял купе первоклассного вагона. Зачем для них такие удобства? — слышалось в публике. — Наших-то гренадер, небось, вывезли из Москвы в лошадиных вагонах, а для них отпускают особый пассажирский поезд»
«Ты сам чувствуешь себя передо мною низшим»
Мундир деликатности перед европейским мнением четвертый век нас тяготит. Во всей этой истории с русской деликатностью в отношении пленных меня больше всего заинтересовал вопрос, как пленные оценивают эту «русскую деликатность». Достоевский отвечает:
«Теперь же этот самый «начальник», попавшись в плен и видя, как его встречают после зверств его, прямо воображает, что он безмерно выше «поганого русского». Европейской деликатности нашей и страху нашему перед Европой, поверьте, этот турок никогда не поверит, да и не поймет этого вовсе, да и не вообразит этой причины вовсе. Деликатный страх перед Европой есть чисто русское дело и изобретение и не может быть понят никогда и никем. А потому, «если ты так кланяешься мне», рассуждает турецкий начальник, «после того как я, может быть, брату твоему родному вчера еще нос отрезать позволил, то, значит, ты сам чувствуешь себя передо мною низшим, а меня, высшим перед собой человеком. Но точно так и должно быть, по воле Аллаха, и нет тут ничего удивительного!» Вот что должен думать про себя пленный турецкий паша и непременно так думает».
Случай третий. «Я все-таки на свете первый человек, а вы всего лишь второстепенные»
И еще один показательный случай описывает Достоевский, ссылаясь на письмо В. Крестовского, опубликованное в «Петербургской газете». И хотя сама газета находит это случай комичным, Достоевский, напротив, ничего комического в нем не видит. Однажды в российской свите театра военных действий появился какой-то англичанин в пробковом шлеме и статском пальто горохового цвета. Кто это был – точно не знали, но утверждали, что это корреспондент лондонской «Times», а быть может просто любитель. Вел он себя очень эксцентрично, точнее вызывающе. Сидел в присутствии Великого князя, когда все, включая самого князя, стояли; за обедом вставал, когда ему вздумается. В тот же день обратился он к русскому офицеру с предложением «затянуть на него рукава горохового пальто». Офицер очень удивился такой просьбе, улыбнулся слегка, пожал плечами и беспрекословно помог надеть пальто. Англичанин в ответ слегка приложился рукою к своему пробковому шлему. В завершение газета написала, что ничего другого офицеру не оставалось делать.
Достоевский возмущенно пишет, что ничего комичного в этой ситуации нет и быть не может, напротив «очень много досадного и портящего кровь». Англичане народ умный и весьма широких взглядов. Нет страны, в которой этикет имел бы большее значение, чем в Англии. «Такому ли человеку, да еще члену парламента, не знать, где вставать, где сидеть?» Нет, тут совсем другое.
«Тут английская гордость, но не просто гордость, а с заносчивым вызовом. …Он сидит, смотрит на русских офицеров и думает: «Господа, я знаю, что вы львы сердцем, вы предпринимаете невозможное и исполняете его. Страха перед врагом в вас нет, вы герои, вы Баярды - все до единого, и чувство чести вам знакомо вполне. Не могу же я не согласиться с тем, что своими глазами вижу. Тем не менее я англичанин, а вы только русские, я европеец, а перед Европой вы обязаны „деликатностью“. Какие бы вы львиные сердца ни носили в себе, а я все-таки высшего типа человек, чем вы. И мне это очень приятно, особенно приятно изучать „деликатность“ вашу передо мной, врожденную и неотразимую, без которой русский не может смотреть на иностранца, тем более на такого иностранца, как я. Вы думаете, что это всё мелочи; да мелочи-то и утешают меня, весьма забавляют, я поехал прогуляться, я слышал, что вы герои, и приехал посмотреть на «вас, но ворочусь все-таки с убеждением, что, как сын старой Англии (тут у него дрожит от гордости сердце), я все-таки на свете первый человек, а вы всего лишь второстепенные…»
И это при том, что, Англия и Америка в этой войне активно поддерживают Турцию против России:
«Подвоз патронов в турецкую армию из Англии и Америки колоссальный; достоверно теперь вполне, что турецкий солдат в Плевно тратит в день иной раз по 500 патронов; ни средств, ни денег не могло быть у турок, чтобы так вооружить армию. Присутствие англичан и их денег в теперешней войне несомненно. Ихние пароходы доставляют оружие и всё необходимое. А у нас иные газеты наши кричат из «деликатности»: «Ах, не говорите этого, ах, не подымайте вы только этого, пусть мы не видим, пусть мы не слышим, а то просвещенные мореплаватели рассердятся и тогда…»
Как же должен был поступить русский офицер, по мнению Достоевского?
«…можно было сделать совершенно другое, обратно противуположное: можно было «окинуть его с ног до головы несколько удивленным взглядом, улыбнуться слегка, пожать плечами» и — отойти мимо, так-таки и не дотронувшись до пальто». Что помешало это сделать? "Помешала именно наша просвещенная «деликатность» — не перед англичанином этим деликатность… «деликатность», в которой мы взросли, погрязли до потери самостоятельной личности и из которой долго нам не выкарабкаться»
Как нам выкарабкаться из деликатности?
Мы должны научиться гордиться тем, что мы русские. До тех пор, пока мы сами не начнем уважать себя, до тех пор нас не будут уважать другие, прежде всего – европейцы.
«Стать русскими во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать».
Прав, как же прав был Федор Михайлович Достоевский в далеком 1877 году.
*Источник информации: Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»
Статьи из этого цикла ранее на канале:
Фотографии в галерее ниже Жанны Швыдкой
Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.
#история #психология #философия #общество #писатели #образование #достоевский #война #книги #культура