Найти в Дзене
Психолог, гипнолог

Психология внимания

Оглавление

Немного истории

Одним из важнейших психических аспектов, участвующих практически во всех сферах психической деятельности человека, является внимание. Бурным исследованием внимания учёные занялись в конце XIX и начале XX вв.

Однако внимание в тот момент рассматривалось как внешняя по отношению ко всему содержанию сознания сила, которая воздействует извне, создавая данный сознанию материал.

Такое узкое, по сегодняшним меркам, понимание внимания не могло объяснить многие психические феномены, наблюдаемые, как в поведении, так и в субъективном опыте индивида. Например, было совершенно неясно, почему человек зачастую не замечает окружающего мира, погружаясь в глубокие размышления.

С расцветом бихевиоризма психология вовсе отказалась от понятия внимания, также как и от понятия сознания. Первая механистическая попытка удалить внимание из поля зрения психологии была предпринята двигательной теорией внимания Т. Рибо, а затем подхвачена и развита бихевиористами и рефлексологами.

Они сводили процесс внимания исключительно к рефлекторным установкам: есть стимул «S» - на него возникает ответная реакция «R». В их понимании стимул может быть, как внутренним, так и внешним. Однако такой подход не мог объяснить волевые усилия внимания индивида сосредотачиваться на стимулах.

Ведь человек может произвольно, т.е. по своей собственной воле, переключать внимание, как на внутренние, так и на внешние стимулы. В конце концов, я также как и любой другой человек, находящийся в здравом уме и рассудке, могу по собственному желанию обращать внимание, как на свой собственный внутренний мир, так и на происходящее в окружающем мире.

Предпринимались попытки преодолеть это противоречие, сводя внимание к волевым усилиям индивида (В. Вундт, У. Джеймс). Однако такой подход не мог объяснить возникновения непроизвольного внимания, т.е. переключения внимания не по собственной воле.

Ведь человек, погруженный в собственный внутренний мир, услышав громкий звук или увидев что-то необычное, наверняка непроизвольно направит своё внимание на происходящее.

О сущности внимания дискутировали представители различных психологических школ и течений на протяжении многих десятилетий. Представления о внимании менялись подобно раскачивающемуся маятнику – из одной крайней точки в другую.

#Современные взгляды на внимание

Ситуация изменилась коренным образом с появлением в конце 1950-х начале 1960-х гг. когнитивной психологии, которая занялась исследованием внимания в различных направлениях: избирательность и пропускная способность внимания, управление вниманием, психофизиологией внимания (как внимание участвует в процессах возбуждения коры головного мозга) и т.д.

Результатом исследования явилось обнаружение его фундаментальных свойств и закономерностей, проявляемых во всех сферах сознательной и бессознательной психической деятельности человека.

Во-первых, обнаружилось, что мы можем обращать внимание лишь на некоторые, но далеко не на все сигналы из внешнего мира.

-2

Во-вторых, исследования привели к выводу о том, что мы имеем некоторый контроль над стимулами, на которые обращаем внимание.

И, в-третьих, выяснилось, что многие процессы психической деятельности становятся настолько привычными, что требуют от нас лишь небольших усилий сознательного внимания, поскольку эти процессы протекают практически автоматически, например, ходьба, вождение автомобиля, пение песен и т.д.

В итоге, когнитивные исследования, проведённые в различных направлениях, позволили не только дать более или менее определённое понятие вниманию, но и классифицировать внимание по таким его признакам, как функции, виды и свойства.

В обобщённой форме с точки зрения когнитивной психологии можно дать такое определение вниманию: внимание – это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях.

Интересно отметить, что внимание не является самостоятельной формой познания, хотя и имеет с ним тесную связь. В отличие от познавательных процессов (таких как восприятие, память, мышление и т.п.) внимание не имеет своего специфического содержания: оно скорее проявляется внутри этих процессов, характеризуя динамику их протекания.

Грубо говоря, внимание это «некий руль», задающий направление протеканию тех или иных психических процессов. Например, у человека, что-либо слушающего или наблюдающего какой-либо объект, внимание связано непосредственно с восприятием; если человек пытается запомнить информацию – с памятью; если человек обдумывает что-либо – с мыслительными процессами и т.д.

Сегодня в психологии выделяют целый ряд функций внимания. Но, прежде всего, это отбор значимых для данной ситуации объектов и игнорирование других – несущественных, побочных объектов.

Например, человек, находящийся в здании метро, и ведущий разговор со своим приятелем, среди огромного количества посторонних звуков, будет слышать только разговор своего приятеля, игнорируя все остальные звуки.

Это явление в психологии ещё называют избирательностью сознания, представляя последнее (сознание) в виде тонкого луча, сканирующего информационное пространство.

В психологии выделяют, как минимум три вида внимания –  непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Первый вид внимания (#непроизвольное внимание), исходя из его названия, возникает непроизвольно, т.е. не по собственной воле. Его возникновение зависит от физических характеристик раздражителя, таких как интенсивность, длительность, контрастность с общим фоном восприятия, внезапность возникновения и т.д.

В основе возникновения непроизвольного внимания, по И.П. Павлову, лежит ориентировочная реакция на новизну стимула, которую учёный назвал рефлексом «Что такое?».

В отличие от второго вида внимания (произвольного) непроизвольное внимание не имеет отношения к целям деятельности человека в текущий промежуток времени. Например, я за компьютером печатаю текст статьи, сосредоточившись на этом занятии и, вдруг, слышу на улице громкий звук. Моё внимание непроизвольно переключится с этого занятия на громкий звук на улице.

#Произвольное внимание возникает в случае, когда направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательно поставленной человеком целью. Человек по своей воле направляет внимание на то, что его интересует в данный момент.

Примером может послужить целенаправленное сочинение текста статьи, во время чего мне постоянно приходится сосредотачивать своё внимание на своих мыслях и думать о том, как их правильно изложить.

#Послепроизвольное внимание возникает в том случае, когда данный вид осознанной и целенаправленной деятельности достигает автоматизма. В этом случае выполнение деятельности не требует такого напряжения волевых и мыслительных процессов, как при внимании произвольном.

Примером может послужить автоматическое печатание текста статьи, от которого не требуется большого напряжения внимания – руки «сами делают свою работу», включение мыслительных и волевых процессов здесь сведено к минимуму.

Стоит заметить, что перечисленные виды внимания, как правило, не существуют по отдельности, а возникают в сознании как бы вперемешку. Да и чётких границ, разделяющих эти виды, не существует. Например, я начал печатать статью, направив на это занятие произвольное внимание.

Но на самом деле печатание статьи состоит из множества микродействий, между которыми моё внимание постоянно как бы скачет, координируя эти микродействия таким образом, чтобы я мог печатать. Я направляю своё внимание и на обдумывание своих мыслей и на то, как их правильно выразить, и даже периодически направляю внимание на клавиатуру, чтобы запустить автоматический процесс печатания.

И в тоже время в моём сознании возникают мысли, не относящиеся к теме статьи, которые непроизвольно отвлекают моё внимание от всего процесса печатания. Поэтому мне приходится периодически усилиями своей воли направлять внимание в нужное русло.

Из приведённого выше примера можно выделить такие свойства внимания, как его устойчивость, концентрация, распределение, переключение и отвлекаемость.

Не вдаваясь в подробности этих свойств, важно отметить, что они представляют собой функциональное единство. Их разделение является весьма условным, и исследуется в экспериментальной психологии в изоляции друг от друга лишь по мере возможности их изоляции.

#Физиология внимания

Что касается физиологической основы внимания, то на сегодняшний день представление о его природе не очень-то изменилось со времён создания учения И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учения А. А. Ухтомского о доминанте (очаге возбуждения в коре головного мозга, приводящего к торможению в соседних участках).

Изменения скорее произошли в терминологии, хотя суть их коренным образом не изменилась. Во всяком случае, объяснения физиологической природы внимания этими учёными на сегодняшний день являются отправными пунктами в изучении внимания с точки зрения нейрофизиологии мозга.

Так И. П. Павлов писал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку, и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».

-3

В понимании этих учёных, с нейрофизиологической точки зрения, вниманием является возбуждённый участок мозга, который перемещается по коре головного мозга, в соответствии с перемещением внимания индивида с одних предметов, образов или событий на другие.

Как заметил И. П. Павлов, нейрон не может находиться в возбуждённом состоянии долгое время, иначе он «устанет» (истощится) и может даже погибнуть, поэтому он, как правило, автоматически выключается. А поскольку нейроны возбуждаются группами, постольку одни их группы находятся в возбуждённом состоянии, в то время как другие – в заторможенном (выключенном) состоянии, как бы отдыхая.

Ещё в 1924 году Ханс Бергер, немецкий физиолог и психиатр, заметил, что человеческий мозг в процессе своей работы генерирует электромагнитные волны определённых частот, которые возникают в результате поочерёдной смены электрохимической активности в различных участках мозга.

То есть определённые участки мозга меняют свою активность в определённом порядке (ритме), то становясь активными, то пассивными. В упрощённом виде этот процесс можно уподобить морганию лампочек в гирлянде, где лампочкам соответствуют отдельные участки мозга.

Причём, как показали дальнейшие исследования, эти ритмы очень сильно зависят от того, в каком состоянии психической деятельности находится человек. Во время активной мозговой деятельности, например, в состоянии бодрствования, эти ритмы ускоряются, т.е. происходит более быстрая смена активностей в различных участках мозга.

А во время сна, когда мозговая деятельность относительно слабая по сравнению с бодрствованием, смена активности в различных участках мозга замедляется. По аналогии с гирляндой получается, как бы быстрое или медленное моргание лампочек.

В нейробиологии существует специальная классификация смен активности групп нейронов, которая называется ритмами мозговых волн.

-4

В зависимости от диапазона ритма им присвоены названия букв греческого алфавита. Например, различают альфа-ритм, бета-ритм, гамма-ритм, дельта-ритм, тета-ритм и т.д.

Так альфа-ритм характеризуется частотой колебаний от 8 до 13 Гц и амплитудой от 5 до 100 микровольт, где наибольшая амплитуда проявляется при закрытых глазах и в затемнённом помещении. Альфа-ритм присущ расслабленному состоянию бодрствования, покоя.

Бета-ритм характеризуется частотой колебаний от 14 до 40 Гц и амплитудой до 20 микровольт. Бета-ритм связан с высшими когнитивными процессами и присущ обычному бодрствующему состоянию, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями, или сосредоточенны на решении каких-либо текущих проблем.

Наиболее интересен тета-ритм, который характеризуется частотой колебаний от 4 до 8 Гц и амплитудой в пределах от 20 до 100 микровольт. Большинство людей засыпают, как только в мозге появляется заметное преобладание количества тета волн. Тета-ритм также наблюдается в мозге у человека, находящегося в состоянии изменённого сознания, например, во время медитации или в состоянии гипноза.

Однако не стоит думать так, будто только какой-то один ритм мозговой активности соответствует определённому состоянию психической деятельности. На самом деле мозг постоянно производит некоторое количество одновременно всех этих ритмов.

Поэтому состояние нашей психической деятельности отражается смешанной активностью ритмов разных волн мозговой активности и их локализацией. Другое дело, что какой-то один ритм доминирует в определённое время.

С уважением, Долгоновский Александр!