Найти тему
Библио-лаборатория

Возвращение Рейневана. Вторая часть цикла Анджея Сапковского о гуситских войнах, "Божьи воины"

Наконец-то я прочитал вторую часть эпопеи Анджея Сапковского о Рейневане. С «Ведьмаком» у меня так и не сложилось (возможно со временем попробую почитать еще что-нибудь), а вот приключения Рейнмара из Белявы затянули меня, закружили в своем неистовом историческом водовороте с легкой примесью магии и вымысла.

Снова мы погружаемся в мрачную и бурную эпоху гуситских войн, пролог к чудовищным социальным катаклизмам, которые начнутся примерно полтора столетия спустя после событий саги — возникновению протестантизма и последующим религиозным войнам. Чехия, Силезия, Саксония и другие близлежащие территории втянуты в непрерывную череду крестовых и попросту грабительских походов, заговоров, предательств, кратковременных союзов, осад и сражений.

Рейнмар, как и положено герою произведения, неизменно оказывается в самой гуще событий. С одной стороны он вроде бы немного возмужал и повзрослел по сравнению с Рейнмаром из «Башни шутов» - помимо жажды к знаниям и стремления к прекрасной половине человечества у него появляются вполне конкретно очерченные политические и религиозные убеждения — он примыкает к гуситам. Правда, он сам не до конца отдает себе отчет, насколько это решение обосновано именно убеждениями, а насколько — стремлением отомстить убийцам брата. Но всем и каждому он говорит, что месть для него теперь - не единственный мотив.

-2

С другой стороны, Рейнмар, как и в первой части, продолжает с потрясающим постоянством влипать в одну проблему за другой. С самой первой страницы «Башни шутов» и до финальной точки он только и занимался тем, что наживал врагов, и вот теперь в «Божьих воинах» эти враги непрерывно на него охотятся, и даже перекупают попавшего в плен Рейнмара друг у друга, ибо каждому хочется расквитаться с осточертевшим магиком лично. В этом отношении Рейнмар ничуть не изменился — от все тот же упрямый олух и недотепа, выкручивающийся из неприятностей, в основном благодаря друзьям и счастливым случайностям (как и положено герою плутовского романа).

И все же, «Божьи воины» - это уже не разухабистый озорной плутовской роман с элементами историзма, каким была «Башня шутов». Элементы поменялись местами — на первый план выходит историческая эпоха, пусть и переданная через призму восприятия немного бестолкового главного героя. Приключенческая романтика теряет остатки легкого озорства: в декорациях многолетней религиозно-гражданской войны всем уже становится не до веселых шуточек.

-3

Одно из главных достоинств романа — Сапковский не встает на чью-то сторону (в отличие от самого Рейнмара). Если кто-то читал «Легенду об Уленшпигеле» де Костера, то при всех несомненных достоинствах книги наверняка запомнил, какими мрачными кровожадными упырями (которыми они не были) автор изобразил испанцев, и какими светлыми идеалистами у него были гёзы (что даже еще дальше от истины). Так, вот этого «черно-белого» деления в «Божьих воинах» и близко нет.

В средневековой войне вообще с романтикой и светлыми идеалами было очень и очень проблематично — навеянные романтизмом девятнадцатого века яркие чистые образы благородных рыцарей испаряются буквально на глазах, да и с прекрасными дамами часто как-то не очень складывается, а уж сражения и походы… Ну да, с объективно-исторической точки зрения истина была скорее на стороне гуситов, но истина — одно, а люди — совсем, увы другое, и насаждали они эту истину в меру своего понимания и способностей — точно теми же способами, что делала это Святая Инквизиция. Вот только инквизиторов все-таки связывали многочисленные предписания, уставы и правила, а гуситов не связывало ничего.

-4

Сразу предупрежу — для читателя, малосведущего, а главное — не интересующегося историей центральной Европы пятнадцатого века, роман может показаться сложным и перегруженным фактами, не имеющими отношения к непосредственному развитию сюжета. Для меня-то это наоборот было преимуществом, все-таки учебник по истории, облеченный в форму приключенческого романа, да еще и написанный талантливым писателем - лучший способ начать эту историю изучать.

Ну и утешу совсем уже напуганных моей статьей любителей фэнтези. Весь антураж на месте, оборотни, демоны, гоблины, ангелы, маги не дадут вам заскучать, а географию событий и перечисление исторических персонажей можете пролистывать. Если, конечно, для вас важнее вымышленные заклинания, а не подлинные события далекого прошлого.

Читайте также наканале статью о первом романе трилогии: