Найти в Дзене
Музыкальный утюг

Как Вертинский стал Пьеро. Две версии

Всем, наверное, знаком образ "Печального Пьеро" Александра Вертинского , в черном балахоне, белым лицом и печальными глазами. В этом виде знаменитый артист начал выступать на московской сцене со своими ариетками. Правда, уже после революции он отказался от этого образа и возвращался к нему лишь из угоды публике. Так в Шанхае он делал два отделения - в образе Пьеро и уже без него. Тем не менее, этот образ помнят и о нём есть целых две версии происхождения.

Первую рассказывает сам Александр Вертинский. В своих воспоминаниях он пишет, что от страха перед публикой он решил закрыть своё лицо гримом, скрыть таким образом своё смущение и робость. Использовал свинцовые белила, тушь, а рот сделал ярко-красным. Пел вдобавок в таинственном лунном полумраке, чтобы его было еще меньше видно. Образ вышел романтичный, а новые ариетки трогали публику.

Вторая версия рассказывается в воспоминаниях Александра Менакера и Марии Мироновой "В своём репертуаре". Знаменитые советские эстрадники успели поработать с режиссёром Давидом Гутманом, который начинал режиссёрскую деятельность еще до революции. В частности он руководил Петровским театром миниатюр, где как раз играл молодой Вертинский. После первого выступления артиста Гутман сказал:
- Шура, тебе надо петь песенки в образе Пьеро.
Лицо Вертинского было обсыпано белой пудрой, а на щеку посажена мушка. На волне увлечения декадансом, образами пьеро, арлекинов и коломбин, новый образ Вертинского попал в цель. Гутман считал, что некоторая доля в этом успехе принадлежит ему и гордился этим.

Какая версия более правдивая? Сложно сказать. Возможно, что правы оба. Вертинский мог бояться публики, а Гутман предложил как с этим справиться. А вы как думаете?