Роскошный особняк князя С. С. Абамелек-Лазарева на набережной Мойки, 23 – настоящее украшение Петербурга. На днях проходила мимо него и на тротуарной плитке увидела крупные куски штукатурки. Посмотрела вверх - на карнизе несколько больших дыр в местах, где отвалились декоративные элементы. На тротуаре эти обломки очень быстро рассыпались под ногами пешеходов. То, что когда-то радовало и восхищало, на глазах превращалось в пыль...
«Посмотри, какой домик красивый!» – сказала мама сыну. Но всё же поспешила пройти мимо. Группа молодых людей была далека от романтики. Один из парней сразу предостерёг друзей: «Давайте лучше обойдём это место, а то прилетит что-нибудь в голову – мало не покажется»...
Стало грустно от увиденного, потому что это не просто «красивый домик», а последний #дворец, построенный в Петербурге перед революцией 1917 года. Он принадлежал известному человеку, одному из богатейших людей России.
Семён Абамелек-Лазарев окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и всерьёз занимался археологией, но это не помешало ему стать успешным промышленником. Вслед за своим отцом он владел на Урале одним из горнозаводских округов. Заводы Абамелек-Лазаревых работали на полную мощь, что приносило владельцам колоссальную прибыль.
Символично, что в 1904 году миллионер С. С. Абамелек-Лазарев купил двухэтажный дом по ул. Миллионной, 22. Примерно в это же время он приобрёл и участок на #набережной Мойки.
Строительство дома № 23 на набережной Мойки началось в июне 1913 года. За работу взялся известный #архитектор Иван Фомин. Об этом особняке была статья в журнале «Зодчий», № 13, 1916 года:
«Постройка велась с исключительной быстротой... Несмотря на сложные и дорогие работы по искусственному и натуральному мрамору, дорогие паркеты, лепку, живопись плафонов, а также сложное оборудование театральной сцены и кухни, все работы были закончены к ноябрю 1914 года. Таким образом, вся постройка заняла полтора года».
Скорость строительства, конечно, поражает. Тем более, что речь идёт не об одном дворце, а по сути, о двух. Дом № 21 по набережной Мойки тоже принадлежал Абамелек-Лазареву. Именно здесь находился #театральный зал и большая столовая, предназначенная для ужинов после спектаклей.
Несмотря на то, что особняк и соседний дом № 21 имеют два отдельных входа с набережной Мойки, оба строения, а также #дом по ул. Миллионной, 22, представляют собой единое владение, которое поражает размерами, роскошью и даже наличием своего домашнего театра. Увы, ни одного представления в доме так и не состоялось. И самому хозяину суждено было недолго пожить в своём дорогом особняке. Семён Абамелек-Лазарев скончался в 1916 году...
Сейчас в бывшем княжеском владении находится Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга – вход со стороны Миллионной ул., 22.
Кстати, судя по историческим снимкам, изначально #особняк на Мойке выглядел немного иначе. Крышу здания и сейчас украшает парапет, но раньше на нём были установлены шесть ваз в античном стиле. Их сняли в советские годы...
Дом на набережной Мойки, 21-23, можно увидеть в #кино. Известный особняк попал в кадр фильма Ивана Пырьева «Идиот» (1958). В этой картине в главных ролях снялись Юрий Яковлев и Юлия Борисова.
В фильме «Онегин» (США, Великобритания, 1999), главную роль в котором исполнил известный английский актёр Рэйф Файнс, одна из сцен была снята на балконе дворца Абамелек-Лазарева. В кадр также попало #здание на набережной Мойки, 12, где находится Музей-квартира А.С. Пушкина.
Если Вам понравилась статья, буду благодарна за оставленный комментарий или лайк.
Переходите по хэштегу, чтобы больше узнать о прогулках по городу: #прогулки с катериной по петербургу