Найти тему
Тайны искусства

Меланхоличное созерцание смерти в утопии. Картина «Et in Arcadia ego» Никола Пуссена

Et in Arcadia ego, Никола Пуссен
Et in Arcadia ego, Никола Пуссен

На этой картине французского художника Никола Пуссена изображены четыре фигуры, собравшиеся вокруг гробницы. Они указывают на надпись, высеченную на камне. Надпись гласит: "Et in Arcadia Ego", что можно перевести как "Даже в Аркадии я".

Декорации представляют собой пейзаж с деревьями. Солнце светит над рощами и горами. На картине нет никаких зданий; единственное сооружение - каменная гробница, вокруг которой собрались четыре фигуры.

Деталь картины Et in Arcadia ego, Никола Пуссен
Деталь картины Et in Arcadia ego, Никола Пуссен

Четыре фигуры на картине расположены гармонично: посмотрите, как две крайние фигуры стоят прямо, их позы зеркально отражают друг друга, в то время как две внутренние фигуры скрючились, согнув колени. Художник намеренно изобразил это симметричное расположение, чтобы не только создать визуально приятную композицию, но и предложить нечто большее о сцене, на которую мы смотрим. Подобно классической архитектуре, симметрия частей предлагает зрителю чувство порядка и гармонии.

Аркадия была областью в центральной части Пелопоннеса в Древней Греции, в основном гористой, с вершинами и глубокими ущельями. В древнегреческой мифологии Аркадия была местом обитания Пана, бога дикой природы, а также пастухов и стад. Считалось, что окружение суровых гор вдохновляет на деревенскую музыку и импровизированные танцы в компании нимф.

Et in Arcadia ego, Никола Пуссен
Et in Arcadia ego, Никола Пуссен

Идея Аркадии породила пасторальное представление о простой жизни, гармоничной утопии, которая в римской поэзии стала олицетворять рай.

Мы должны поблагодарить римских поэтов Овидия и Вергилия за превращение суровой реальности Аркадии в благостное место спасения.

Вергилий, в частности, в своей работе "Эклоги" идеализировал эту местность, придумав образ пышной растительности, "прохладных источников, мягких медовух и рощ", где влюбленные могли бы жить в неспешном блаженстве, не тронутые насилием реального мира. Это место, где бродят пастухи, распевая любовные песни, а по лесам и рекам бродят необузданные нимфы.

В этой утопической обстановке фигуры Пуссена одеты в тоги и сандалии, двое из них держат пастушьи посохи и носят лавровые венцы. В Древней Греции лавровыми венками награждали победителей спортивных и поэтических состязаний, поэтому эти фигуры можно интерпретировать как поэтов, так и пастухов.

Обратите внимание, как художник использовал три основных цвета для одежды трех главных фигур: красный, желтый и синий. Элементарная сила этих цветов выделяется на фоне более мягких, органичных тонов фона, придавая картине дополнительную живость.

Фигуры явно заняты какой-то загадкой. Они указывают, задают вопросы и размышляют. То, над чем они размышляют, - это надпись на гробнице. Художник создает впечатление, что они только что наткнулись на саркофаг и несколько озадачены его присутствием.

Надпись на камне гласит Et in Arcadia ego и относится к обитателю гробницы, понимаемая как фраза в прошедшем времени "Я тоже когда-то жил в Аркадии".

Et in Arcadia ego, Никола Пуссен
Et in Arcadia ego, Никола Пуссен

Но также эта фраза также подразумеваться и в настоящем времени, как острое послание о том, что даже в идиллической обстановке Аркадии текущий момент неизбежно пройдет, и смерть придет ко всем нам.

Одним из историков искусства, который подробно рассмотрел возможное значение надписи, был Эрвин Панофски. Панофски напоминает нам, что для художников и поэтов эпохи Возрождения Аркадия была объектом ностальгии. Это было не только далекое место, но и, что очень важно, далекое время. "Это безвозвратно утраченное царство, увиденное сквозь пелену вспоминаемой меланхолии", - пишет Панофски.

При таком прочтении картина Пуссена воспринимается не как драматическое откровение о присутствии смерти даже в утопии, а как задумчивое созерцание блаженного прошлого. Она сочетает в себе традицию memento mori - символическое напоминание о неизбежности смерти - с ностальгическим чувством утраты идеала. "Я тоже жил в Аркадии, где вы сейчас живете; я тоже наслаждался удовольствиями, которыми вы сейчас наслаждаетесь. А теперь я умер и похоронен".

Короче говоря, все проходит, даже сама Аркадия.

***

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Если вы хотите помочь в развитии канала, воспользуйтесь формой ниже:

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство